СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории в 5 классе по теме Законы Хаммурапи

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урокав 5 классе. На уроке ученики знакомятся с законами Вавилонского царя Хаммурапи и значением этих законов для жителей.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории в 5 классе по теме Законы Хаммурапи»

Тема урока: Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель: Создать условия для формирования представлений о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира.


Задачи:

Предметные:

- организовать работу учащихся по исследованию древнейшего свода законов вавилонского царя Хаммурапи;

- исследуя и сравнивая отдельные законы царя Хаммурапи проиллюстрировать обучающимся тезис о социальном неравенстве общества.

- развивать умение работать в группе, договариваться, развивать мышление, речь обучающихся, умение анализировать отдельные статьи законов, делать умозаключения.

Метапредметные (универсальные учебные действия):

- Познавательные: через самостоятельную исследовательскую работу со статьями закона путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему «справедливости» законов царя Хаммурапи.

- Регулятивные: действовать в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы в действия учащихся

- Коммуникативные: уметь работать в группе, сотрудничать, договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.

Личностные: 

- ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе

- формировать уважительное отношение к чужому мнению


Оборудование: 1. Вигасин А.А. История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2011

2. Годер Г.И. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях. Часть 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток. – М.: Просвещение, 2011

3. Карта «Древний Восток»

4. Презентация «Законы Вавилонского царства»













Ход урока:

I. Организационный этап: подготовка класса к работе, учащиеся распределены на группы, в каждой из которых находятся дети с равным уровнем подготовки.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся: постановка проблемы

Проблема: ситуация с пеналом. ( Учитель берет пенал одного из учащихся без спроса) Приведите примеры, когда человек не может поступать так, как он хочет.

Почему нельзя так делать?

Уч-ся: это правила, нельзя их нарушать, обязательны для всех.

Уч-ль: как по-другому назвать эти правила? Когда я брала пенал, я что нарушала?

Уч-ся: закон- правила жизни.

Уч-ль: кто их устанавливает? Зачем?

Уч-ся: люди, государство. Чтобы был порядок.

III. Актуализация знаний обучающихся:

Учитель: Ребята, о какой древней стране мы говорили с вами на прошлых уроках?

Учащиеся: Междуречье, Двуречье

Учитель: Давайте повторим, что мы знаем о Древнем Междуречье.

Разрыв между знанием и незнанием, обсуждение проблемной ситуации.

Учитель: Ребята, откройте свои рабочие листы и выполните задание, где необходимо на скорость (кто быстрее и правильнее) вставить пропущенные слова в предложениях:

В Двуречье протекают две реки: Е_ _ _ _ т и Т _ _ р

Страна, лежащая между Евфратом и Тигром, называется Д_ _ _ _ _ _ е или М _ _ _ _ _ _ _ _ е.


Письмо, возникшее в древности в Южном Двуречье, называется к _ _ _ _ _ _ _ ь.

Знаменитым вавилонским царем был Х _ _ _ _ _ _ _ и.

Учитель: Смогли ли вы полностью выполнить задание?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Какое предложение осталось незаполненным?

Учащиеся: Знаменитым вавилонским царем был Х _ _ _ _ _ _ _ и.

Учитель: Почему не смогли заполнить?

Учащиеся:  Мы не знаем, когда правил царь Х------и.

Учитель: И что нам делать?

Учащиеся:  Узнать, когда правил этот Царь и познакомиться с его деятельностью.

Учитель: А как мы это узнаем?

Учащиеся:  Может быть, прочитаем в учебнике.

Учитель: я предлагаю вам прочитать документ, в котором вы найдете информацию об этом царе.

Работа с документом

"Когда высокий Анум,… владыка небес и земли, определяющий судьбу страны, определили Мардуку (главный бог вавилонян) первородному сыну Эа, владычество над всеми людьми, … Вавилон назвали его высоким именем, сделали его могучим среди частей  света и основали в нем вечное царство, фундамент которого прочен, как небеса и земля – тогда меня, Хаммурапи, заботливого князя, почитающего богов, чтобы справедливость в стране заставить сиять, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого… призвали меня для блага народа".

Учитель: так о каком царе идет речь в этом документе?

Уч-ся: Хаммурапи

Теперь свяжите эти понятия: ЗАКОН, ХАММУРАПИ, МЕЖДУРЕЧЬЕ. (записаны на доске)

Уч-ль: на экране тема. ВАВИЛОНСКИЙ царь……Что вам здесь неизвестно.

Уч-ся: Вавилонский

Уч-ль: откройте карту, посмотрите внимательно.

Уч-ся: там есть город Вавилон.

Уч-ль: об этом городе мы поговорим на следующем уроке.

Уч-ль: А теперь давайте подумаем, что мы должны узнать сегодня на уроке?

Помощь в формулировке целей:

- Познакомиться с законами царя Хаммурапи;

- Выяснить, какую они играли роль в вавилонском обществе;

( до Х-пи з-в не было, как вы думаете, изменилась ли жизнь людей после принятия?)

Учитель:  мы уже подошли к тому, что царь Хаммурапи составил первые в древности законы, и они были высечены на двухметровом черном базальтовом столбе, который сохранился до наших дней и сейчас хранится в музее ( в Лувре)

давайте посмотрим рис. на с.71 учебника. На слайде. Что мы видим?

  В верхней части столба вырезаны две рельефные фигуры. Со всех сторон  столб покрыт ровными рядами клинописи.


Уч-ль: Города Двуречья долго воевали между собой – кому из них быть главным. Победил в этой борьбе город Вавилон, под властью которого объединилось почти всё Двуречье. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. (Слайд с изображением царя Хаммурапи). Он правил с 1792 по 1750 год до н.э.

Царь Хаммурапи считал себя самым справедливым из царей, а свои законы – самыми справедливыми. И чтобы узнать, так ли это, мы сейчас поработаем с документами, где записаны некоторые из законов царя Хаммурапи.

(исследовательская работа в парах с документами «Из законов царя Хаммурапи»):

П.7. Если человек (полноправный житель Вавилонского царства) купит из руки сына человека или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, то этот человек – вор, его должно убить.

П.53. Если человек ленится укрепить плотину своего поля и плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля, то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.

П.229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить.

П.274. Если человек нанимает какого-либо ремесленника, то плату 5 ше (0,05г) серебра, плату землекопа, портного, камнереза, кузнеца, столяра, кожевника, плотника, строителя, в день он должен давать.

П. 48. Если человек имеет на себе процентный долг, а по вине другого человека будет затоплено поле, илм наводнение унесет (жатву), или вследствие засухи

П. 218. Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил его, то лекарю нужно отрубить кисти рук…

П.205. Если раб человека ударит по щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо.

П. 212. Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб.

П. 210. Если человек выколол глаз человеку, ему следует выколоть глаз.

П.243. Если человек ударил отца, ему следует отрубить руку.

Вопросы к документам:

  1. На какие группы делилось население Вавилонского царства?

  2. Какие металлы обрабатывали жители Вавилонского царства?

  3. Каких домашних животных разводили жители Вавилона?

  4. Что умели делать жители этой страны?

  5. Если человек не имел средств к существованию, как он мог выйти из этого положения?

  6. Как наказывали рабов?

  7. Справедливы ли на ваш взгляд эти законы? Аргументируйте свою точку зрения.

Уч-ся работают в парах с документами. Затем представляют свою работу, по очереди отвечая на вопросы.



Закрепление.

Представьте, что вы судьи в Вавилонском царстве и вам пришлось вершить правосудие по законам Хаммурапи.


Приведите в соответствие преступления с наказаниями, согласно законам царя Хаммурапи.

Преступление


1. Если сын ударит своего отца…

2. Если человек повредит глаз кого-либо из людей…

3. Если человек выбьет зуб человека, равного себе…

4. Если раб ударит по щеке кого-либо из людей…

5. Если строитель построит дом и этот дом разрушится, то…

Наказания

А) … то должно выбить его глаз.

Б) …то должно выбить его зуб.

В) … то должно ему отрубить руку

Г) … то должен починить за собственное серебро.

Д) … то должно отрезать ему ухо.

Ответ: 1–В, 2-А, 3-Б, 4-Д, 5-Г.

Взаимопроверка

Учитель: Уч-ль: Давайте посмотрим на цели, которые мы с вами сформулировали в начале урока.

Мы достигли поставленных целей?

Уч-ся: Познакомились с законами Хаммурапи, выяснили, справедливы они или нет

Уч-ль: мы можем ответить на следующий вопрос: какое значение имели эти законы для жителей Вавилона? (это были правила, по которым жили жители Вавилона).

Какое значение эти законы имеют для нас, людей, живущих в 21 веке? (Они дают нам информацию о том, как жили жители Вавилона при Хаммурапи, чем занимались, как им разрешал поступать закон в той или иной ситуации).

VI. Информация о домашнем задании.

Дети записывают в дневники: §14, прочитать, пересказать, ответить на вопросы. В рабочих тетрадях выполнить задания № 53, 55 обязательно (min), задания № 56-60 по желанию (max).

VII. Рефлексия

Учитель:  Ребята, какую цель мы поставили с вами сегодня на уроке? Достигли мы этой цели? Что узнали на уроке нового?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!