познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка», его сюжетом и героями;
выявить роль антитезы в повести.
закреплять умения анализировать характер персонажа художественного произведения;
развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся.
воспитание эмоционального восприятия художественного текста, внимание к художественному слову;
воспитание уважительного отношения к чужому мнению, к чувствам человека, философского отношения к своим поступкам.
Развивающая - развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации.
Обучающая - развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.
Воспитывающая - воспитание любви и уважения к творчеству Пушкина, гордости за свою литературу и свою нацию, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания.
тексты повести «Барышня – крестьянка», цветные карандаши, бумага; слайд-презентация, кластер на интерактивной доске, ИКТ.
Тема урока | «Что за прелесть эти уездные барышни!» (по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка») |
Цель | Познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка», его сюжетом и героями. Выявить роль антитезы в повести. |
Задачи | дать представление о мастерстве Пушкина как прозаика; пробудить интерес к художественной литературе; научить давать характеристику героя литературного произведения. |
Формируемые УУД | Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успехов или неуспехов учебной деятельности, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и способу действия, планирование учебного сотрудничества, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя, принятие решения в проблемной ситуации, анализ собственной работы. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, аргументирование своей точки зрения; обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих приёмов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
Основные понятия | Повесть, антитеза, литературный персонаж, эпиграф, композиция и ее элементы |
Ресурсы | Компьютер, презентация, тексты повести; цветные карандаши, бумага |
Организация пространства | Индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа, самостоятельная работа. |
Этапы урока, цель этапа, время |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся | Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
УУД |
Организационный. Мотивационный Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке Мотивирующий приём: музыкальный клип вступительное слово учителя (3 мин.) | Проверяю готовность к уроку, приветствует учащихся. Желаю хорошего настроения всем (Звучит романс на стихи К . Батюшкова «Мой гений») Вступительное слово учителя. | Подготовка к работе на уроке. Отвечают на вопросы, соотносят свои ответы с темой урока | Самопроверка готовности к уроку | Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению; положительное отношение к школе и учебной деятельности |
2. Определение цели и задач урока, этапов и форм работы. Формулирование обучаемыми темы урока (2 мин.) | Каким было домашнее задание? Что об уездных барышнях говорил автор? Запись темы урока . Каковы цели нашего урока? А задачи? | Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. | Формулируется тема урока «Что за прелесть эти уездные барышни!» (по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» | Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы. Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Личностные: понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений, самоопределение
|
3. Актуализация и оптимизация знаний. Цель: подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания» (5 мин.) | Начиная чтение, вы наверняка обратили внимание на ее заголовок и эпиграф. Как вы можете объяснить заголовок? Каково лексическое значение слов барышня и крестьянка? - Что дает совмещение этих слов?(Совмещая противоположные понятия, Пушкин интригует читателя уже названием произведения, прием антитезы Пушкин использует на протяжении всего произведения.) - Объясните смысл эпиграфа. (Эпиграф взят из поэмы И. Богдановича «Душенька» и является как бы нравственной характеристикой героини, которая «хороша» и в дворянском, и в крестьянском облике.) ВЫВОД: Судя по названию и эпиграфу, главной героиней будет девушка, показанная в противоречивой ситуации и сохранившая в ней высокие нравственные качества. | Лексическая работа. Прелесть – обаяние, очарование, исходящее от кого-л., чего-л. красивого, приятного. / перен. Тот, кто возбуждает восхищение, пленяет, чарует. 2. Качество предмета или явления, которое делает его приятным, привлекательным, доставляет удовольствие. Барышня – девушка из высшего сословия; крестьянка – из низшего) Антитеза - стилистическая фигура, сопоставление или противопоставление контрастных понятий, положений, образов. Используется для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи. Повесть – прозаическое произведение среднего объема. Может иметь эпиграф, интригу, неожиданный финал | Отвечают на вопросы и пишут в тетрадь термины | Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида, понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению- Коммуникативные: формулирование собственного мнения |
4. Усвоение новых знаний Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации 10 минут
| А теперь поиграем. Для вас – викторина на знание текста. По схеме на слайде составляем, даже заполняем кластер. | Участвуют в викторине на знание текста, получают жетоны. Активно анализируют образы, решают проблемную ситуацию. Заполняют кластер. | В игровой форме усваивают материал урока. Составляют кластер. Корректируют ответы друг друга. | Регулятивные: умение принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей, выбор и осуществление эффективных путей и средств достижения цели. Коммуникативные: выработка умения слушать, быть готовым корректировать свою точку зрения, практическое освоение техники общения, использование речевых средств для регуляции умственной деятельности. Познавательные: умение выделять положения, формулировать их и выделять главное, работа с информацией. |
5. Проверка понимания знаний. Цель: проверка усвоения знаний, понимания текста произведения 5 минут | Организую работу уч-ся. Вам сейчас предстоит нарисовать маски главной героини. | Работают в группах: учащиеся рисуют маски Лизы - Бетси-Акулины и словесно их описывают | Формулируют собственный вариант проблемы исходного текста. | Регулятивные: обработка и использование необходимой информации; умение работать в группе и выражать собственную точку зрения. Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы Коммуникативные: умение выражать мысли |
6. Закрепление новых знаний 7 минут | Организую работу учащихся над композицией и сюжетом повести. Показываю видеоролик. Задаю проблемный вопрос о случае, его роли в повести. Помогаю им вспомнить: Экспозиция – завязка – кульминация – развязка – эпилог.
| Вспоминают и записывают элементы композиции. | Закрепляют понятие композиции и сюжета произведения. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль. Познавательные: решение проблемы, анализ, обобщение. |
6. Рефлексия деятельности Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности 1 минута
| Организую рефлексию, самооценку результатов учащихся. Как вы оцениваете свою работу на уроке? Что понравилось в уроке? Что для вас было открытием? | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты. | | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. |
7. Домашнее задание (1 мин.) | |
| . | Коммуникативные Создание сочинения - миниатюры «Роль случая в повести А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка». |