СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе "Родная природа в тврочестве поэтов 20 века"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе»

26.01.2017 Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему:

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века (Я.П. Полонский, Е.А. Баратынский).

Цель урока: показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов; помочь понять настроения, чувства поэтов; определить способы создания образов; воспитывать чувство прекрасного к природе; ознакомить

учащихся с творчеством поэтов Ставрополья, пробудить интерес к их творчеству; воспитать любовь к родному краю и бережное отношение к природе родного края.

Задачи:

  • образовательная – расширить эрудицию учащихся при изучении темы; продолжить обучение выразительному чтению стихотворного текста с учетом его смысла и чувств.

  • развивающая- развивать поэтический слух; развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности.

  • Воспитательная –воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к природе; воспитывать у детей поэтическое восприятие лирического стихотворения и интерес к поэзии; воспитывать умение наслаждаться поэзией; показать красоту и глубину народной мудрости; создавать условия для воспитания интереса учащихся к культуре русского народа, толерантное отношение друг к другу. 


Планируемые результаты:

Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном, раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие, самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, познанию нового. Осмысляя стихотворение, учащиеся проникаются пониманием, что поэзия- это выражение авторских чувств при помощи художественного слова, изобразительно-выразительных средств по законам стихосложения.

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.

Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают, слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Тип урока: комбинированный.


Технологическая карта


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Универсальные учебные действия


Мотивация познавательной деятельности


Оргмомент.

Подготовка к уроку. Приветствие.

«Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Я хочу вам пожелать хорошей работы на уроке.

- Ребята, сегодня в наших руках сделать урок интересным, познавательным, для этого будьте активны, внимательны и доброжелательны друг к другу.

Учащиеся приготовились к уроку, проверили принадлежности.


Актуализация опорных знаний

- Ребята, мы свами уже изучали поэтов и писателей, которые в своих произведениях описывали природу.

- Назовите этих писателей.




Отвечают на вопросы


П:

формулирование познавательной цели

К: оформлять свои мысли в устной форме;

Постановка цели и задач урока

-Сегодня мы познакомимся с еще одними поэтами, чьи произведения оживили природу, в стихотворениях которых природа будто человек, а поэт передает свои чувства с помощью слова.

- Итак, назовите мне цель нашего урока, используя простой образец:

- Мы должны научиться….

- Мы должны знать….

- Мы умеем….

Ф.Учащиеся отвечают:

-Сегодня мы будем говорить поэтах 11 века, которые описывали природу в своих произведениях



Называют предположительные цели урока

П: ориентирование в своей системе знаний; осуществление анализа объектов.


П: осознанное построение речевого высказывания в письменной форме

Р: Проговаривание последовательности своих действий

П:(общеучебные) определение основной информации, извлечение

II. Организация познавательной деятельности


Работа над темой урока

Изучение нового материала.

Учитель читает стихотворение Я.Полонского.

Чтобы песня моя разлилась как поток,

Ясной зорьки она дожидается:

Пусть не темная ночь, пусть горящий восток

Отражается в ней, отливается.

Пусть чиликают вольные птицы вокруг,

Сонный лес пусть проснется-нарядится,

И сова - пусть она не тревожит мой слух

И, слепая, подальше усядется.

Задается вопрос классу: «Как вы думаете, о чем это стихотворение? Почему именно с него мы начали наш урок?»

Родная природа - неисчерпаемый, бесконечный источник поэзии.

Русские поэты посвяти природе различных времен года множество стихотворений.

При этом каждый видел и по-своему запечатлевал весну, лето, осень и зиму.

Первая часть учебника заканчивается подборкой стихотворений русских поэтов 19 века о родной природе. Прочитаем их вместе и попробуем понять, как неяркий, покойный русский пейзаж может преображаться, являться всякий раз по-новому,

волновать и удивлять нас.

2.1. Рассказ о жизни и творчестве Е.А.Баратынского.

Евгений Абрамович Баратынский родился 19 февраля 1800г в имении Мара Тамбовской губернии в дворянской семье. В 1812г его отвезли в Петербург и определили.

в Пажеский корпус – привилегированное военно-учебное заведение. Подпав под дурное влияние, Баратынский в 1816г совершил тяжкий проступок- принял участие в краже. Дело

дошло до царя. За негодное поведение Баратынский был исключен из корпуса без права поступления на службу. Эта катастрофа сыграла важную роль в жизни Баратынского и наложила глубокий отпечаток на его характер.

С детства Баратынский любил поэзию и писал стихи. С 1818г завязывает знакомство с Дельвигом, который знакомит его с А. Пушкиным, вводит в писательские кружки и становится его руководителем на литературном поприще. Вскоре стихи

Баратынского появляются в печати и были встречены очень сочувственно. Его творческие дарования были отмечены А.Пушкиным.

- Каковы особенности стихотворений Баратынского?

Чтение и анализ стихотворения «Весна, весна! как воздух чист!».

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко,

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед!

Еще древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде под моей ногой

И шумен, и душист.

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жавронок поет

Заздравный гимн весне.

Что с нею? Что с моей душой?

С ручьем она ручей

И с птичкой птичка!

С ним журчит,

Летает в небе с ней!

Стихотворение читается учащимся.

- Ребята! О чем это стихотворение?

Автор встречает весну восторженным гимном. Он с огромной радостью приветствует раннюю весну, которая приходит на смену зиме. Стихотворение отличает восторженная интонация. Автор хочет слиться с природой и раствориться в ней.


Задаются задания по рядам.

Найти в тексте эпитеты («Лазурь живая», «солнечные лучи», «яркая вышина», «заздравный гимн»).

Найти метафоры (на крыльях ветерка).

Найти олицетворения («взревев, река несет/на торжествующем хребте/ поднятый ею лед!», «древа обнажены»).


В это время у доски 2 ученика выписывают эпитеты, метафоры и олицетворения.


Торжествующая природа хороша сама по себе, человек любуется ею со стороны и вдруг удивленно замечает:

Что с нею, что с моей душой?

С ручьем она ручей

И с птичкой птичка! с ним журчит,

Летает в небе с ней!..

Не столько природа уподобляется человеку, живому существу вообще, сколько душа человека стремится к гармонии, к слиянию с природой, стремится к растворению в некой мировой душе.


2.2. Знакомство с Я.П.Полонским, чтение и анализ его стихотворений о природе.

Биографическая справка (рассказывает ученик).

Яков Петрович Полонский прожил долгую жизнь-с 1819 по 1898год. Детство его прошло в провинциальной Рязани, на тихих окраинных улочках. Природа одарила его живым, богатым воображением. Но мечтательность, детские фантазии скоро перешли в сочинительство : волшебные сказки маленького Полонского с наслаждением слушали его младшие братья. А соседский мальчик стал первым критиком его отроческих стихов. В 1840-х годах молодой поэт Полонский жил в Одессе, потом на Кавказе. Он интересовался бытом и народным творчеством Грузии, создавал стихотворные очерки о жизни и правах

горцев. Немало поэтических описаний природы появилось в его тетрадях этой поры.

Зрелое творчество Полонского связано с Петербургом, где он прожил многие годы. Поэт испытывал нужду. В лирике часто слышатся жалобы на судьбу. Даже в стихах о природе слышатся горестные думы. Природа привлекала Полонского и как живописца. В его

альбомах и тетрадях стихи чередуются с рисунками карандашом, иногда пером. Одно время Полонский хотел стать художником, но победило призвание поэта. Его оценили по достоинству Тургенев и Некрасов, Достоевский и Тютчев, Фет и Чехов, у него учились Иван Бунин и молодой А.Блок, но он не знал настоящего большого

успеха.

Стихи Полонского мелодичны, напевны, не случайно многие из них положены на музыку: «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светел»), «Вечерний звон», «Мгновения».

Чтение и анализ стихотворения «Посмотри – какая мгла…» (1844 г.).

Посмотри - какая мгла

В глубине долин легла!

Под ее прозрачной дымкой

В сонном сумраке ракит

Тускло озеро блестит.

Бледный месяц невидимкой,

В тесном сонме сизых туч,

Без приюта в небе ходит

И, сквозя, на все наводит

Фосфорический свой луч.

Беседа по вопросам.

- Какую картину рисует Полонский? (Поэт изображает ночной пейзаж).

- Как он делает? (Густая темнота ночи ощущается в словах «мгла», «глубина», «сумрак». Она оттеняется тусклым блеском озера. Поэтичность и волшебство картины подчеркивается «прозрачной дымкой», которую ночь пустила на долины).

Пока учащиеся отвечают на вопрос о композиции, один учащийся на доске выписывает эпитеты (прозрачная, сонный, бледный, сизые, фосфорический).

- Какова композиция стихотворения ? (Оно состоит из двух частей. В первой -общий план, картина спящей природы. Во второй внимание сконцентрировано на герое стихотворения («бледный месяц»).

- Какой прием создает настроение стихотворения? (Вторая часть обращает наш взгляд вверх: олицетворение оживляет месяц, который «без приюта в небе ходит».

Создается настроение возвышенное и тоскливое одновременно. Этому способствует и звукопись - аллитерации на глухие согласные: «с», «т», «ч», «х», «ф»).

- Какую роль играют эпитеты? (Они создают ощущение прозрачности, невесомости, окрашивают стихотворение в тревожные тона).

Словарная работа.

Ракита – дерево или кустарник сем ивовых, растущее по берегам рек.

Сонм – скопление, множество кого-нибудь.

Дебри - место, заросшее непроходимым лесом.

Чтение и анализ стихотворения «По горам две хмурых тучи… (1859).

По горам две хмурых тучи

Знойным вечером блуждали

И на грудь скалы горючей

К ночи медленно сползали.

Но сошлись - не уступили

Той скалы друг другу даром,

И пустыню огласили

Яркой молнии ударом.

Грянул гром - по дебрям влажным

Эхо резко засмеялось,

А скала таким протяжным

Стоном жалобно сказалась,

Так вздохнула, что не смели

Повторить удара тучи

И у ног скалы горючей

Улеглись и обомлели...

Беседа по вопросам

-Что общего у этих стихотворений? (Оба рисуют пейзаж, действие происходитвечером, ночью: есть общие образы-тучи, есть антитеза-противопоставление: тьма-свет).

- Чем отличаются стихотворения? (второе более громкое, звукопись создают аллитерации- раскатистые твердые и мягкие «р». А в первом стихотворении тишину ночи подчеркивают глухие согласные).

- Что изображается в стихотворении? (Здесь изображен летний горный пейзаж. Ондинамичен - это впечатление создают глаголы движения, действия).

Словарная работа.

Дебри - место, заросшее непроходимым лесом.

3. Самостоятельная работа с учебником стр.287-288 читать выразительно.





Воспринимают информацию учтеля



















Трое учащихся заранее получили задание, подготовить биографическую справку о

писателях.

Небольшую биографическую справку о писателях рассказывают учащиеся.



































Это стихотворение о весне, о том, как преображается все вокруг


















Выполняют задание по рядам, письменно


































































Несколько учеников находят лексическое значение слов по словарю
































Записывают слова в тетрадь























Анализируют стихотворения













Самостоятельно работают с учебником

П: осознанное построение речевого высказывания в письменной форме




Р: Проговаривание последовательности своих действий





П:(общеучебные) определение основной информации, извлечение информации

Подведение итогов


Подведение итогов.

Пейзажная лирика передает настроения, чувства человека, созвучна его душе. Мир души человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии, всесливается в общий хор жизни и любви.

О жизни поэтов, с чьими именами мы познакомились, их творческом пути мы будем знакомиться в старших классах, а те, кому хочется больше узнать о любимых поэтах, могут прочитать о них во вступительных статьях поэтических сборников. Главное,

читайте стихотворения, которые вам нравятся, которые хочется перечитывать, которыми хочется наслаждаться.





Записывают тезисы в тетрадь






– Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

– П: анализ, обобщение, классификация;

– П: извлечение из текстов необходимой информации;

– П: установление причинно-следственных связей;

– К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

– К: формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;

– Л: осознание ответственности за общее дело;

– П: выполнение действий по алгоритму.

Физминутка.




Подведение итогов


Рефлексия.

Оценки за урок.



- С творчеством каких писателей мы с вами познакомились?

-Что нового узнали?

-Какие художественные средства мы встретили в стихотворениях?


Учащиеся высказывают свое мнение, аргументируя свой ответ.

– Р: контроль, коррекция, оценка;

– П: рефлексия способов и условий действия.

– П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

– Л: самооценка на основе критерия успешности;

– Л: адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

– К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

– К: использование критериев для обоснования своего суждения;

– П: построение логической цепи рассуждений, выведение следствий;

Домашнее задание.


Выучить наизусть стр. 282-287

(по выбору).

Записывают домашнее задание в дневник.

- П: умение делать выбор и обосновывать его.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!