Изучение нового материала. Учитель читает стихотворение Я.Полонского. Чтобы песня моя разлилась как поток, Ясной зорьки она дожидается: Пусть не темная ночь, пусть горящий восток Отражается в ней, отливается. Пусть чиликают вольные птицы вокруг, Сонный лес пусть проснется-нарядится, И сова - пусть она не тревожит мой слух И, слепая, подальше усядется. Задается вопрос классу: «Как вы думаете, о чем это стихотворение? Почему именно с него мы начали наш урок?» Родная природа - неисчерпаемый, бесконечный источник поэзии. Русские поэты посвяти природе различных времен года множество стихотворений. При этом каждый видел и по-своему запечатлевал весну, лето, осень и зиму. Первая часть учебника заканчивается подборкой стихотворений русских поэтов 19 века о родной природе. Прочитаем их вместе и попробуем понять, как неяркий, покойный русский пейзаж может преображаться, являться всякий раз по-новому, волновать и удивлять нас. 2.1. Рассказ о жизни и творчестве Е.А.Баратынского. Евгений Абрамович Баратынский родился 19 февраля 1800г в имении Мара Тамбовской губернии в дворянской семье. В 1812г его отвезли в Петербург и определили. в Пажеский корпус – привилегированное военно-учебное заведение. Подпав под дурное влияние, Баратынский в 1816г совершил тяжкий проступок- принял участие в краже. Дело дошло до царя. За негодное поведение Баратынский был исключен из корпуса без права поступления на службу. Эта катастрофа сыграла важную роль в жизни Баратынского и наложила глубокий отпечаток на его характер. С детства Баратынский любил поэзию и писал стихи. С 1818г завязывает знакомство с Дельвигом, который знакомит его с А. Пушкиным, вводит в писательские кружки и становится его руководителем на литературном поприще. Вскоре стихи Баратынского появляются в печати и были встречены очень сочувственно. Его творческие дарования были отмечены А.Пушкиным. - Каковы особенности стихотворений Баратынского? Чтение и анализ стихотворения «Весна, весна! как воздух чист!». Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Весна, весна! Как высоко, На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Шумят ручьи! Блестят ручьи! Взревев, река несет На торжествующем хребте Поднятый ею лед! Еще древа обнажены, Но в роще ветхий лист, Как прежде под моей ногой И шумен, и душист. Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жавронок поет Заздравный гимн весне. Что с нею? Что с моей душой? С ручьем она ручей И с птичкой птичка! С ним журчит, Летает в небе с ней! Стихотворение читается учащимся. - Ребята! О чем это стихотворение? Автор встречает весну восторженным гимном. Он с огромной радостью приветствует раннюю весну, которая приходит на смену зиме. Стихотворение отличает восторженная интонация. Автор хочет слиться с природой и раствориться в ней. Задаются задания по рядам. Найти в тексте эпитеты («Лазурь живая», «солнечные лучи», «яркая вышина», «заздравный гимн»). Найти метафоры (на крыльях ветерка). Найти олицетворения («взревев, река несет/на торжествующем хребте/ поднятый ею лед!», «древа обнажены»). В это время у доски 2 ученика выписывают эпитеты, метафоры и олицетворения. Торжествующая природа хороша сама по себе, человек любуется ею со стороны и вдруг удивленно замечает: Что с нею, что с моей душой? С ручьем она ручей И с птичкой птичка! с ним журчит, Летает в небе с ней!.. Не столько природа уподобляется человеку, живому существу вообще, сколько душа человека стремится к гармонии, к слиянию с природой, стремится к растворению в некой мировой душе. 2.2. Знакомство с Я.П.Полонским, чтение и анализ его стихотворений о природе. Биографическая справка (рассказывает ученик). Яков Петрович Полонский прожил долгую жизнь-с 1819 по 1898год. Детство его прошло в провинциальной Рязани, на тихих окраинных улочках. Природа одарила его живым, богатым воображением. Но мечтательность, детские фантазии скоро перешли в сочинительство : волшебные сказки маленького Полонского с наслаждением слушали его младшие братья. А соседский мальчик стал первым критиком его отроческих стихов. В 1840-х годах молодой поэт Полонский жил в Одессе, потом на Кавказе. Он интересовался бытом и народным творчеством Грузии, создавал стихотворные очерки о жизни и правах горцев. Немало поэтических описаний природы появилось в его тетрадях этой поры. Зрелое творчество Полонского связано с Петербургом, где он прожил многие годы. Поэт испытывал нужду. В лирике часто слышатся жалобы на судьбу. Даже в стихах о природе слышатся горестные думы. Природа привлекала Полонского и как живописца. В его альбомах и тетрадях стихи чередуются с рисунками карандашом, иногда пером. Одно время Полонский хотел стать художником, но победило призвание поэта. Его оценили по достоинству Тургенев и Некрасов, Достоевский и Тютчев, Фет и Чехов, у него учились Иван Бунин и молодой А.Блок, но он не знал настоящего большого успеха. Стихи Полонского мелодичны, напевны, не случайно многие из них положены на музыку: «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светел»), «Вечерний звон», «Мгновения». Чтение и анализ стихотворения «Посмотри – какая мгла…» (1844 г.). Посмотри - какая мгла В глубине долин легла! Под ее прозрачной дымкой В сонном сумраке ракит Тускло озеро блестит. Бледный месяц невидимкой, В тесном сонме сизых туч, Без приюта в небе ходит И, сквозя, на все наводит Фосфорический свой луч. Беседа по вопросам. - Какую картину рисует Полонский? (Поэт изображает ночной пейзаж). - Как он делает? (Густая темнота ночи ощущается в словах «мгла», «глубина», «сумрак». Она оттеняется тусклым блеском озера. Поэтичность и волшебство картины подчеркивается «прозрачной дымкой», которую ночь пустила на долины). Пока учащиеся отвечают на вопрос о композиции, один учащийся на доске выписывает эпитеты (прозрачная, сонный, бледный, сизые, фосфорический). - Какова композиция стихотворения ? (Оно состоит из двух частей. В первой -общий план, картина спящей природы. Во второй внимание сконцентрировано на герое стихотворения («бледный месяц»). - Какой прием создает настроение стихотворения? (Вторая часть обращает наш взгляд вверх: олицетворение оживляет месяц, который «без приюта в небе ходит». Создается настроение возвышенное и тоскливое одновременно. Этому способствует и звукопись - аллитерации на глухие согласные: «с», «т», «ч», «х», «ф»). - Какую роль играют эпитеты? (Они создают ощущение прозрачности, невесомости, окрашивают стихотворение в тревожные тона). Словарная работа. Ракита – дерево или кустарник сем ивовых, растущее по берегам рек. Сонм – скопление, множество кого-нибудь. Дебри - место, заросшее непроходимым лесом. Чтение и анализ стихотворения «По горам две хмурых тучи… (1859). По горам две хмурых тучи Знойным вечером блуждали И на грудь скалы горючей К ночи медленно сползали. Но сошлись - не уступили Той скалы друг другу даром, И пустыню огласили Яркой молнии ударом. Грянул гром - по дебрям влажным Эхо резко засмеялось, А скала таким протяжным Стоном жалобно сказалась, Так вздохнула, что не смели Повторить удара тучи И у ног скалы горючей Улеглись и обомлели... Беседа по вопросам -Что общего у этих стихотворений? (Оба рисуют пейзаж, действие происходитвечером, ночью: есть общие образы-тучи, есть антитеза-противопоставление: тьма-свет). - Чем отличаются стихотворения? (второе более громкое, звукопись создают аллитерации- раскатистые твердые и мягкие «р». А в первом стихотворении тишину ночи подчеркивают глухие согласные). - Что изображается в стихотворении? (Здесь изображен летний горный пейзаж. Ондинамичен - это впечатление создают глаголы движения, действия). Словарная работа. Дебри - место, заросшее непроходимым лесом. 3. Самостоятельная работа с учебником стр.287-288 читать выразительно. |