СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема "Героический эпос русского народа"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема "Героический эпос русского народа"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема "Героический эпос русского народа"»

18.09.17 год. Литература. 7 класс. ( 5 урок)

Тема: Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Черты характера Ильи Муромца.

Цель: выявить характерные черты былинного героя Ильи Муромца, художественную идею былины, особенности поэтики былин; формировать навыки выразительного чтения, коммуникативных умений, лексической работы, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с терминами и иллюстрациями; воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

Задачи:

Планируемые результаты:

Личностные: формирование у учащихся ценностного отношения к наследию УНТ;

Метапредметные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов задач формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность;

Предметные: формирование у учащихся этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости.


Ход урока



1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания. Ответить на вопросы.

3. Целеполагание.

Теория литературы: былины

- Как вы думаете, почему возникло именно такое название: былина? (От слова «быль»: то что было).

- То есть былина построена на реальном историческом материале.

- Что такое былина? (…). Запишем определение (проектор):

Былины - это героические песни, возникшие как выражение исторического сознания в восточнославянскую эпоху, ставящие перед собой цель возвеличить социальные и нравственно-этические идеалы народа.

- В прошлом году мы подробно изучали другой жанр фольклора – сказку. Чем отличается былина от сказки?

- Составим таблицу (проектор):

Отличия былин от сказок

Сказка

Былина

1. Существует в устной форме.

2. Известна с древнейших времен.

3. Фантастический рассказ в прозе волшебного или бытового характера.

4. Главная черта – вымысел.



5. Способ исполнения – сказывание.

3. Рассказ об исторической реальности в обобщенных образах в песенно-стихотворной форме.

4. Главная черта – описание подвигов богатырей.

5. Способ исполнения – пение или речитатив.


Беседа.

Герои былин – богатыри

- Назовите автора картин, которые вы видите на экране (проектор). (Это Васнецов).

- Как звали былинных богатырей, изображенных на картине «Богатыри»? (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович).

- Вот они, знаменитые три богатыря русских, три воина на могучих конях. Стоят они на страже русских границ. Старший - самый сильный и мудрый, - Илья Муромец. Средний - Добрыня Никитич. Он искусен не только в воинском ремесле, но и в науках, и в игре шахматной. Если нужно какое дело миром уладить – лучше Добрыни никто не справится. И богатырской силы и храбрости ему не занимать: одолел самого Змея Горыныча! Забаву Путятишну, племянницу князя Владимира, вызволил из змеевых пещер. Младший - Алеша Попович, победитель Тугарина Змеевича. У Алеши главное – смекалка да хитрость. Веселый человек Алеша, потому и любят его товарищи. Правда, порой ему достается от них за рискованные проделки, но до ссоры дело не доходит.


4. Изучение нового материала.

Илья Муромец – народный герой (инд. зад. – пересказ карточки + презентация)

Илья Муромец - самый известный, но в то же время самый загадочный герой русского эпоса. Трудно найти такого человека в России, который бы не слышал о богатыре из древнего города Мурома.

В селе Карачарове, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Карачаровцы рассказывали об Илье Муромце попросту, как о своем знакомом, родственнике. Здесь, мол, родился, в том колодце воду испил, по этому оврагу на коне проскакал. «Во славном во городе во Муроме, во селе Карачарове» сидел силач Муромский, а фамилия у него Гущин, Илья Иванович Гущин. Жил богатырь в густых дремучих лесах, среди болот - отсюда и фамилия. Мать былинного героя – Ефросинья Яковлевна, отец – Иван Тимофеевич. Сидел Илья дома тридцать лет, болен был, но вот пришли «калики перехожие» - старцы, попросили напиться, Илья подал им, и началась совсем другая история – богатырская служба: «Вставай-ка, Илья Муромец, на резвые ноги, отворяй ворота широкие, как одно на небе красно солнышко, так один на Руси Илья Муромец».

В Муроме в 1999 году установили памятник легендарному богатырю. Это символ не только физической, но и высокой нравственной силы. Для многих современных людей бывает откровением тот факт, что популярный герой эпоса почитается святым Русской Православной Церковью. Илья - бесстрашный воин и мудрец. Всегда готовый защитить слабого, помочь доброму человеку и мечом, и советом. За его подвиги, за его служение родине и людям Илья Муромец был официально канонизирован, т.е. причислен к лику святых в 1643 году.

По церковному календарю день памяти Ильи Муромца 19 декабря по старому стилю или 1 января по новому стилю. Кстати, именно 1 января 1999 года на родине героя, в селе Карачарове, торжественно установили икону преподобного Ильи Муромца (со вставленным в неё ковчежцем с частицей мощей богатыря), с 28 января по март икона мироточила, как будто плакала.

Предполагается, что родился богатырь в 1145 году, а мощи хранятся в Антониевой пещере Киево-Печерской Лавры, рядом с погребением первого летописца Нестора.

Исследование останков, проведенное ещё в советское время, показало, что жил удалой молодец лет 40-45, что росту был, по тем временам, высокого, под 180 см., что у него из-за редкого заболевания произошло утолщение костей, отсюда, мол, и великая сила.

Из богатырей ушел Илья Муромец в монахи, а погиб в 1203 году, защищая Киев от набегов половцев. Принял он смерть, судя по ранам, от удара копья или кинжала в сердце, в последний момент защищая себя левой рукой. Есть много версий о жизни Ильи Муромца, о его исцелении, о его сражениях. Где сражался Илья Муромец с Соловьем-разбойником? Одни говорят, что за Окой, другие - в Черниговских лесах.


б)Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

- Напомню, что былины рассказывают об историческом прошлом. Значит, в них должны упоминаться какие-то реальные исторические факты, места. Найдите такие упоминания в тексте былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». (Муром, Карачарово, Киев, Чернигов, князь Владимир киевский, Куликово поле).

- В былине ни слова не говорится о том, что Илья Муромец отличался от других людей небывалой силой, великим мужеством, изумительной находчивостью, умением моментально принимать верные решения. И тем не менее мы с первых строк понимаем, что герой обладает всеми этими качествами. Как удалось внушить нам такую уверенность? (Илья Муромец на протяжении былины совершает немало подвигов и поступков, характеризующих его: сражается под Черниговом, бьется с Соловьем-разбойником, достойно ведет себя на пиру у князя Владимира).

- Прочитайте отрывки, где рассказывается о снаряжении Ильи Муромца. (Богатое убранство коня (стр. 72):

Брал коня он за повода шелковые…

…Да й которое седелко изукрашено,

Разноцветным каменьем усажено,

Драгоценными шелками изушивано,

Да й червонным золотом обивано

тяжелое вооружение (стр. 72):

Да й берет с собой тут саблю вострую,

Свое длинное копье он муржамецкое,

Да й берет он палицу тяжелую,

А которая весом в девяносто пуд;

Брал он свой-от тугой лук разрывчатый,

Да й набрал он много стрелочек каленыих…)

- Какую «заповедь великую» он кладет себе, выходя из храма? Прочитайте отрывок (Стр. 72: Не съезжаться, не слетаться во чистом поли,

Да не делать бою-драки-кроволития)

- Зачем же тогда берет он с собой столько оружия? (Время неспокойное, оружие нужно не для нападения, а для защиты).

- Виноват ли Илья Муромец в том, что нарушил свою «заповедь великую»? Как это получилось? Прочитайте отрывок. (Илья Муромец не виноват, он поступил правильно, потому что он богатырь и должен защищать родину; около Чернигова он увидел, что город в осаде, поэтому не смог проехать мимо (стр. 73):

Усмотрел под городом Черниговом,

Нагнано там силушки черным-черно,

Аи черным-черно, как черна ворона, -

Хочут мужиков черниговских да всех повырубить,

Хочут церкви Божии да на дым спустить.

Так тут старый казак да Илья Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович,

Нарушает заповедь великую:

Да й просил себе он Бога на помочь,

Да й Пречисту Пресвятую Богородицу,

Приспускал коня он богатырского

А на тую ль рать – силу великую;

Стал конем топтать, а копьем колоть,

Из лука стрелять, рубить он силушку поганую;

Потоптал всю силушку й поганую).


5. Физминутка.

Организует смену деятельности.

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.)

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) 


6. Закрепление материала.

Беседа по вопросам.

- Как и почему отнеслись к Илье Муромцу черниговские мужики? (Они оказали ему почет, предложили быть воеводой в Чернигове).

- Почему же Илья Муромец не соглашается? Ведь воевода – это очень почетная должность. (Илья Муромец – богатырь, он защищает Русь от нападений, а ему предлагают защищать один только город. Он не может согласиться на эту, пусть и почетную, должность).

- На вопрос о прямой дороге до Киева черниговские мужики рассказывают, что по ней уже давно никто не ездит. Почему? (На ней уже 30 лет сидит Соловей-разбойник, который убивает людей, проходящих мимо).

- Почему черниговские мужики только сообщают Илье Муромцу об этом, но не отговаривают его ехать по этой дороге? (Илья Муромец только что победил целую армию под городом Черниговом, поэтому, возможно, справится и с Соловьем-разбойником. Не черниговским мужикам советовать богатырю, что тому делать).

- Но ведь есть же еще «окольная дорожка»! Почему же Илья Муромец выбирает «прямоезжую»? (Во-первых, «окольная дорожка» в два раза длинней, а Илья Муромец собирался «попасть к обедне в стольный Киев-град». А во-вторых, Илья Муромец – богатырь, кому как не ему сразиться с Соловьем-разбойником! Ведь богатыри – защита родины от врагов).

- Прочитайте, как встретил Илью Муромца Соловей-разбойник. (Стр. 75:

Как завидел его й Соловей-разбойничек,

Засвистел тут Соловей по-соловьиному,

Закричал, собака, й по-звериному,

Зашипел, проклятый, по-змеиному…).

- Великая сила и мощь Ильи Муромца оказалась неожиданностью для Соловья-разбойника. Илья Муромец легко справился с ним.

- Почему Илья Муромец с охотой рассказывает киевскому князю Владимиру о своей победе над «рать-силой великой» под Черниговом, но ни словом не упоминает о пленении Соловья-разбойника? (Он не считает это подвигом, чем-то замечательным. Вот победа над целым войском – это дело, достойное богатыря).

- Зачем князь Владимир спрашивает у Ильи Муромца, какой дорогой тот ехал из Чернигова в Киев? (Князь впервые видит Илью Муромца, он хочет получше узнать этого человека, поэтому задает вопрос, который покажет честность или лживость богатыря).

- Почему князь Владимир не верит Илье Муромцу, что тот ехал «прямоезжею дорожкой»? (Князь прекрасно знает, что

…прямоезжая ль дорожка заколодела,

Заколодела ль дорожка, замуравела,

Замуравела ль дорожка ровно й тридцать лет…)

- Почему Соловей-разбойник отказывается свистеть, когда его просит князь Владимир? Прочитайте слова Соловья-разбойника и объясните их. (Стр. 80 – 81:

Аи же ты, князь Владимир стольно-киевский!

Не у тя я сегодня ведь ел да пил,

Не тебя ведь я й хочу послушати:

А сегодня я-то в поле ел и пил

А у старого казака Илья Муромца,

А его я могу й послушати)

Соловей-разбойник оказывает уважение богатырю: признает лишь слово Ильи Муромца, который его победил. 30 лет киевский князь Владимир ничего не мог с ним сделать, значит он слаб и не ему приказывать Соловью-разбойнику. Но есть еще одна причина: Соловей-разбойник боится Илью Муромца, поэтому хочет от него услышать, что ему можно засвистеть).

- Почему Илья Муромец казнит покорившегося ему Соловья-разбойника? Может быть, можно было с ним договориться? (Нет, Соловей – разбойник, как только он почувствует слабость Ильи Муромца, тут же примется за старое. Илья Муромец это понимает, поэтому казнит его).


б) Теория литературы: гипербола

- Что реально, а что преувеличено в образе Ильи Муромца? (У него всего слишком: слишком тяжелое вооружение, слишком дорогое убранство коня, слишком много силы и ума).

- Образ Ильи Муромца нарисован с помощью гиперболы, художественного средства.

- Прочитайте статью учебника «Гипербола» (стр. 85).

- Запишем определение:

Гипербола – выразительное средство лексики, художественное преувеличение.

Например: мальчик-с-пальчик.


7. Итог урока. Выводы

- Какими чертами обладает Илья Муромец, богатырь русский? (Он очень силен, мужественен, бесстрашен, умен и находчив, в то же время он простодушен, скромен и очень честен, глубоко верит в Бога, почитает своих родителей).

- Какого древнегреческого героя напоминает нам Илья Муромец? (Геракла и немного Прометея).

- Вспомните, мы говорили, что древние греки наделяли героев своих мифов теми чертами, которые они ценили в людях больше всего. Можем ли мы сказать, что былинные богатыри – это идеал человека для древних русичей? (Да, это идеальные представления о нравственности).

- Что же ценили наши предки в людях? (Запись в тетради)

Древние русичи ценили в людях мужество, бесстрашие, физическую силу, ум, находчивость и в то же время простодушие, скромность, честность, веру в Бога, уважение к родителям.


8. Домашнее задание.

Подготовиться к сочинению-рассказу на тему «Добро побеждает зло» (стилизация под былину, библейскую притчу, миф).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!