Конспект урока по литературе для 5 класса
Добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина
Эпиграф к уроку: Лишь добро одно бессмертно
Зло подолгу не живёт.
Шота Руставели, грузинский поэт
Вводное слово учителя
- Сегодня мы продолжаем работу над «Сказкой о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.
- Ребята, на доске карточки. (Полоски бумаги, расположенные вразнобой, на которых написаны слова: ДОБРО, ЗЛО, ДОБРОТА, ВЕРНОСТЬ, ЛЮБОВЬ, КРОТОСТЬ, ЗАВИСТЬ, ЗЛОБА, РЕВНОСТЬ, ЭГОИЗМ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО). Распределите их по двум группам: положительные и отрицательные качества человека.
На доске появляется ряд:
Положительные качества: Доброта , любовь, отзывчивость, верность, кротость | Отрицательные качества: Зависть, злоба, ревность, эгоизм, предательство |
- Что причиняют людям те, кто обладает положительными качествами? А отрицательными?
Возможные ответы: 1)добро, радость, удовольствие, счастье, тепло, любовь
2) боль, страдание, досаду, обиду, несчастье
- О чем мы будем сегодня говорить?
- Попытайтесь сформулировать тему урока.
На доске записывается тема урока и эпиграф. (Тема и эпиграф демонстрируются на слайде)
Дети делают запись в тетради.
- Ребята, как вы думаете, какие вопросы у нас могут возникнуть в течение урока?
Возможные варианты, предложенные детьми:
1.Как мы можем определить, какой человек – злой или добрый?
2.Кто в сказке совершает добрые, а кто злые поступки?
3.Как поступать с теми, кто делает зло другим?
4.Стоит ли мстить тем, кто причиняет зло людям?
5.А легко ли распознать добро и зло?
6.Что в итоге побеждает: добро или зло?
7.Почему добро часто бывает беззащитным?
Учитель
- Ребята многие вопросы, предложенные вами, будут звучать на нашем уроке, и мы постараемся на них вместе ответить.
- А что нам необходимо в первую очередь сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы?
(Обратиться к тексту сказки, сделать наблюдения по тексту).
- Я предлагаю поработать таким образом: поработать над текстом сказки и найти ответы на следующие вопросы: (вопросы демонстрируются на слайде)
1.Как в сказке А.С. Пушкин изображает царевну и царицу?
2.Каков характер царевны и царицы?
3.Какова царевна во взаимоотношениях с другими людьми?
4.Какие люди окружают нас и как нам следует относиться к недобрым людям?
5. Легко ли отличить добро и зло?
6.Чему учит «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»?
Учитель
- Мы сегодня рассмотрим два этих понятия - добро и зло.
- Я вижу свою задачу в том, чтобы вы не только усвоили эти понятия, но и увидели, как Пушкин показывает добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях».
- Я постараюсь помочь вам разобраться в том, что зло и добро – понятия отнюдь не простые и не однозначные.
- Как мы можем определить, какой человек - злой или добрый?
Дети отвечают: по поступкам.
- Давайте разберемся, каковы поступки главных героинь сказки - царевны и царицы-мачехи, как нам их представляет автор.
- Сядьте по группам.
Работа в группах. ( Задания группам дается в приложении к конспекту. Вместе с заданиями раздаются и листы для оценок).
Учитель подытоживает, дает оценку работе каждой группы.
Ребята, одна группа сравнивала царевну и царицу, другая – обратила внимание на характер царевны, третья – обратила внимание на характер царицы, 4 группа рассмотрела вопрос о том, какова царевна во взаимоотношениях с другими людьми, а пятая размышляла о том, какие люди окружают нас и как нам следует относиться к недобрым людям.
Вывод: Царица тщеславна, она считает себя самой красивой и постоянно хочет слышать подтверждение этому. Однако при всей своей красоте она не уверена в себе. Зеркальце необходимо ей для самоутверждения. Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчёркивает, что красота души важнее всего.
Изображая кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне красивый человек, если лишён красоты внутренней.
Доброта доверчива, она нуждается в защите, потому что зло жестоко и коварно, но изначально обречено.
Таким образом, автор показывает внутреннюю несостоятельность и обречённость зла.
(Дети рассаживаются на свои места. Это делается все быстро, если такая работа проводится часто, а дети знают, какие столы сдвинуть парами, какие не следует трогать, кто в какой группе работает).
- Продолжаем нашу работу.
- Ребята, а всегда ли легко отличить добро и зло?
- Мы подумаем над этим вопросом, а сейчас давайте посмотрим фрагмент из сказки «Царица и зеркальце».
Инсценирование (от слов «На девичник собираясь…» до слов «З невестой молодой…»)
- Кто ещё совершает злые поступки?
- Давайте разберемся, добро или зло несут такие персонажи сказки, как Зеркальце, Чернавка, богатыри?
- Умеет ли Зеркальце лгать? (нет, оно всегда говорит только правду)
- Есть ли на нем какая-нибудь вина?
Правдивое Зеркальце направило гнев и зависть царицы на ни в чём не повинную царевну, затем сообщило, что царевна живет в лесу у семи богатырей - и девушка оказалась беззащитной перед силой зла. Безусловно, Зеркало честно, но именно оно косвенно стало причиной смерти царевны.
Таким образом, есть в нем добрые свойства: говорит правду, не лжёт, верно служит своей хозяйке. Но с другой стороны, оно помогает царице, хотя и не ведает о коварстве злой мачехи.
- А какова Чернавка?
- Есть в ней добрые движения души? (Да, она пожалела царевну, отпустила её)
- Она тоже верно служит. Но кому?
- Чем продиктовано её верное служение царице( ( боится наказания и смерти)
- Вспомните, что означает её имя? (делает черную, грязную работу, помогает царице в её коварных замыслах)
Опять-таки и здесь мы видим и плохое, и хорошее. Чернавка способна пожалеть («не убила, не связала, отпустила и сказала…»), тоже верно служит своей хозяйке. Но служит обману, злу, коварству. Верность её основана на страхе.
- Вспомните, кто обладает настоящей верностью, светлой, лишённой зависти, чёрных замыслов?
Такая верность основана на любви.
Да, это Соколко, который съел отравленное яблоко. Так он рассказал богатырям, чо случилось с царевной.
Конечно, это и Елисей. Он ищет любимую, обращается к силам природы, чтобы те помогли ему отыскать невесту.
Выразительное чтение наизусть отрывка «Монолог Елисея» ( от слов «За невестою своей королевич Елисей…» до слов «Вкруг того пустого места; в том гробу твоя невеста».)
Чтение сопровождается показом слайдов с изображением фрагментов «Елисей обращается к Солнцу», «Елисей обращается к Месяцу», «Елисей обращается к ветру».
Давайте немного отвлечемся от темы урока. Откройте учебник на стр. 126. Прочитайте вслух определение – риторическое обращение. Запишите определение в тетрадь.
- Найдите риторические обращения в монологе Елисея. Выпишите их.
Сверьте написанное: «Свет наш солнышко!»; «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!»; «Ветер, ветер! Ты могуч…»
- Как Елисей обращается в силам природы? (Ласково, уважительно, с почтением).
- Почему только ветер смог подсказать Елисею, где его невеста? (всюду веешь на просторе…»)
- Почему царевну смог спасти только королевич Елисей( Елисей означает спаситель).
Любил царевну, был преданным, верным, настойчивым в поисках своей невесты.
Учитель
В сказках у добра много помощников, а зло – одиноко. Мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти свою невесту.
- А что же происходит со злой царицей-мачехой?
- Найдите строки, в которых говорится о ней в конце сказки.
Чтение (от слов «Злая мачеха, вскочив,.. до слов «И царица умерла».
И никто не пожалел, что царицы не стало.
Пять раз в сказке царица названа злой. Она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует. В сказке, как и в жизни, силы зла побеждает любовь, которая сильнее смерти.Истинная ценность человека – это красота внутренняя: кротость, трудолюбие, скромность, искренность, верность.
Зло может скрываться за внешне прекрасной формой. В таком случае ему легко обмануть доверчивость доброты, однако зло изначально обречено на поражение. Сказка предупреждает: жестокость, злоба, зависть, будут непременно наказаны.
Действительно, нельзя не согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели - прочитать слова эпиграфа.
Но в жизни происходит всё гораздо сложнее, мы не можем разделить людей только на добрых и только на злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Мы ведь совершаем и добрые поступки, и не очень…добрые… Завидуем, обижаем тех, кто рядом с нами, обижаемся …
- Подумайте, чему научила вас сказка Пушкина?
- Составьте синквейн об этой сказке. Обсудите это по рядам. Дети собираются в группы: 1-ый ряд и 3-ий – у первой парты своего ряда, средний ряд – у последней парты своего ряда. На общем листе записывается синквейн.
1. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
2………………………………………………………………………………..
3………………………………………………………………………………..
3……………………………………………………………………………....
4……………………………………………………………………………….
5……………………………………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ - ЗАДАНИЯ ПО ГРУППАМ
1 группа.
Найдите лексическое значение слов в словаре добро и зло.
Кто является олицетворением добра и зла в сказке А.С.Пушкина
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях?
Описание внешности царевны (прочитать в тексте) -
Используйте начало предложения при ответе:
В сказках присутствует всегда добро и зло.
В словаре мы нашли лексическое значение слов:
Добро – это………………………………………………………………………………………………………..........................................
Зло – это………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Олицетворением добра в сказке А. С. Пушкина является …………....………..…………………………………………….
зла-……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Мы нашли описание царевны (прочитать) –
Итак, царевна кроткая и ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
А царица –…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
2 группа.
Заполните таблицу. Царевна.
Характер (Царевна у богатырей) | |
Авторское отношение | |
Используйте начало предложения при ответе:
Мы исследовали литературный персонаж - царевну. Пришли к такому выводу: она
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Это мы нашли в тексте ( прочитать ) –
Характером отличалась от всех, потому что была…………………………………………………………………………………….
3 группа.
За что, почему преследует царевну мачеха?
Какие чувства вызывает в злых людях красота, доброта, ум?
Слова для справок: зависть, ненависть, злоба, ревность, желание отомстить
Что случилось с мачехой? Плакал ли кто по ней? Почему?
Надо ли наказывать таких людей?
Используйте начало предложения при ответе:
Царевна - героиня сказки………………………………………………………………………………………………………………………
Мачеха преследовала царевну, потому что……………………………………………………….(прочитать отрывок)
Злые люди завидуют, злятся, испытывают недовольство ……………………….., если с ними рядом живут
добрые, отзывчивые и любимые другими людьми………... люди.
Мы считаем, что злых людей наказывать…. (выбрать вариант ответа)
• Да, надо на злобу отвечать злобой.
• Нет, надо таких людей понять, поддержать.
• Зло само себя накажет
4 группа.
Заполните таблицу.
Какие чувства испытывает царевна? | |
В доме с отцом и мачехой | |
Вдалеке от дома, когда живет у семи богатырей | |
Когда вновь увидела Елисея | |
Хочет ли она отомстить царице? | |
Используйте начало предложения при ответе:
Наша группа исследовала, какие чувства испытала царевна.
Царевна испытывает такие чувства:…………………………………………………………………………………………………………….
Поэтому она мстить………………………………………………………………………………………………………………………………………
5 группа.
Вспомните, какие испытания пришлось перетерпеть царевне по вине мачехи?
А теперь ответьте на вопросы:
Какие люди могут нас окружать в жизни?
Каких людей мы хотим видеть вокруг себя?
Какие качества их качества нам симпатичны?
Что нужно, чтобы тебя окружали добрые, верные люди?
Как нам относиться к злым, недобрым людям, если они будут рядом с нами?
Используйте начало предложения при ответе:
В сказке А.С. Пушкина есть добрые и злые герои.
Царица – это……………………………………………………………………………………………………………………………………………
царевна – это………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Добрый человек (царевна) по характеру…………………………………………………………………………………………….
по поступкам………………………………………………………………………………………………………
Нам всегда хочется видеть вокруг себя………………………………………………………………………………………………..
Таких людей я встречал…………………………………………………….
Недобрым, злым людям надо (выбрать вариант ответа):
• на злобу отвечать злобой.
• таких людей понять, поддержать, чтобы самому не быть похожим на них.
• Зло само себя накажет