СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Дубровский». Анализ 13 - 17 главы».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

  1. Образовательные:
    1. работать над содержанием романа;
    2. учить вчитываться в художественный текст и понимать авторский замысел;
    3. выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода; повторить понятия: сюжет, кульминация, монолог.
    4. добиться понимания сюжета и проблематики романа;

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Дубровский». Анализ 13 - 17 главы».»

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Дубровский». Анализ 13 - 17 главы».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений


Задачи:

  1. Образовательные:

    1. работать над содержанием романа;

    2. учить вчитываться в художественный текст и понимать авторский замысел;

    3. выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода; повторить понятия: сюжет, кульминация, монолог.

    4. добиться понимания сюжета и проблематики романа;

    5. обучать умению  видеть основную мысль текста, погружаться в текст, вести самостоятельную поисковую деятельность;

    6. продолжить формирование навыка сопоставительного анализа.

  2. Развивающие и коррекционные:

    1. развивать мыслительно - речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;

    2. развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;

    3. развивать умение работать в парах;

    4. развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;

    5. развитие логического мышления;

    6. развитие самостоятельности, чувств, эмоций.

  3. Воспитательные:

    1. способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

    2. воспитывать бережное отношение к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения;


Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, альбом "А.С.Пушкин", компьютер, медиапроектор, презентация к уроку, учебник: Литература, 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г


Ход урока


Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.


2.

Опрос домашнего задания.


- Что было задано на дом?




Прочитать 13-19 главы; озаглавить (учащиеся зачитывают н

3.

Сообщение темы урока


-Прочитайте тему урока

– Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы урока.


Мы будем работать над темой…

Мы будем анализировать…

Мы повторим…

Мы познакомимся с …

Введение нового материала. Работа над темой: «А. С. Пушкин. «Дубровский».

Работа над содержанием 13- 17 глав.






1.Словарная работа









2. Аналитическая беседа по прочитанным главам

1). Ответы на вопросы

- Какие перемены произошли в семейном быту Кирилы Петровича? С кем познакомился помещик Троекуров?

2).Творческая работа.

- Составьте рассказ о князе Верейском, используя материалы главы.







- Почему князь Верейский обратил внимание на Марью Кириловну?

- Кто такой «волокита»?


- Чем привлёк внимание Марьи Кириловны Верейский?

-Какие планы возникли у старого князя?


- Какую новость сообщил Кирила Петрович дочери?

-Как восприняла эту новость Марья Кириловна?




-Как вы думаете, почему заплакала Марья Кириловна?

Это были слёзы от счастья, радости?




- От кого она получила записку?

-Почему Марья Кириловна отказывается от помощи Дубровского?

-О чём они договорились?





- Почему Марья Кириловна пишет письмо князю Верейскому?



- Какое решение принимает Кирила Петрович?



- Почему Марья Кириловна не смогла положить кольцо в дупло дуба?

-Кто ей пришёл на помощь?

Чтение эпизода с кольцом.

(XVII глава стр.133)

- Как вели себя Митя и Саша во время допроса?

- Почему Троекуров и исправник отпустили Митю и какие последствия имело это обстоятельство?


&Работа со словарём:

Обращаю внимание на словарь:

Подагра – болезнь суставов

Линейка – открытая многоместная коляска

Образ – здесь: икона

Посаженая мать – женщина, заменяющая мать при свадебном обряде

Алтарь – возвышение с приступками в глубине церкви

Туалет – здесь: столик с зеркалом




 Работа в группах.

Богатое поместье князя Верейского находилось в … от Покровского. В конце мая князь возвратился … и приехал в свою деревню … .

Князю было около … . но он казался … . Наружность его была … , … .


Старый волокита был поражён её красотой.


Волокита – любитель ухаживать за женщинами

Марья Кириловна с удовольствием слушала льстивые и весёлые приветствия светского человека.


Князь тебя сватает.


Маша остолбенела, смертная бледность покрыла её лицо. Она молчала. Вдруг слёзы побежали по её бледному лицу.


Она побежала в свою комнату и дала волю своим слезам, воображая себя женою старого князя; он вдруг показался ей отвратительным и ненавистным… брак пугал её, как плаха, как могила



Я не хочу быть виною какого – нибудь ужаса…


«Если решитесь прибегнуть ко мне, - сказал он, - то несите кольцо сюда, опустите его в дупло этого дуба. Я буду знать, что делать».

 Она старалась возбудить в его сердце чувство великодушия, умоляла его отказаться от её руки и самому защитить её от власти родителя.

Он считает необходимым ускорить свадьбу: «Послезавтра будет твоя свадьба».







5.

Физкультминутка

(проводится в середине урока)

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.



6.

Домашнее задание

Познакомиться с содержанием ХVIІІ- ХІХ глав, подготовить их планы и ответы на вопросы:

Успел ли Дубровский спасти Машу?

Почему она дала ему такой ответ?

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

7.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Достигли ли мы поставленной цели?

Подведем итоги урока:

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»

Закончите предложения

На уроке я узнал …

На уроке я научился …

Я сейчас думаю о …

Я сейчас чувствую …

Я могу себя похвалить за






 Заполняют бланк самооценки.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!