СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению 3 класс К. Паустовский "Барсучий нос"

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по литературному чтению К. Паустовский "Барсучий нос" (3 урока)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению 3 класс К. Паустовский "Барсучий нос"»

Тема урока: К.Г. Паустовский «Барсучий нос».

Цели и задачи урока: знакомство с понятием «синоним». Использование словаря синонимов. Подбор синонимов к предложенным словам и словосочетаниям. Наблюдение за авторской позицией, выделение способов выражения.

Планируемые результаты:

Предметные: определять способы выражения авторской позиции, читать произведение с соблюдением норм литературного произношения.

Личностные: понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.

Метапредметные: находить и выделять нужную информацию в тексте, контролировать правильность выполнения работы.

Ход урока:

Организационный момент:

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок литературного чтения,

Проверьте готовность к уроку.

Знакомство с учебником:

Сегодня мы с вами начинаем знакомство с новым учебником литературного чтения, автором которого является Элла Эльхановна Кац.

В этой книге вы прочитаете произведения, написанные уже известными вам авторами, а также познакомитесь с новыми.

Учебник поможет вам лучше понимать, как писатели выражают своё отношение к героям, о которых рассказывают.

Размышляя над литературными произведениями, вы научитесь внимательно вглядываться в мир природы, определять своё отношение к людям, оценивать их поступки.

Мы будем читать научно-популярные статьи о животных, растениях, явлениях природы. Научитесь различать научно-популярные и художественные тексты.

Будем сочинять рассказы и сказки, размышлять над репродукциями картин известных художников, а также рассказывать об иллюстрациях, которые вы сами бы хотели нарисовать к прочитанным произведениям.

Актуализация знаний:

Какое время года изображено?

Какие чувства вызвала картина?

Как можно озаглавить?

Как вы думаете, ребята, почему мы урок начали с беседы об осени?

Откроем маршрутный лист и прочитаем название первого раздела, который мы будем изучать на уроках литературного чтения?

«Уж небо осенью дышало….»

Кто автор этих строк? (А.С. Пушкин)

Как вы думаете, почему именно строки А.С. Пушкина взяты для названия раздела об осени?

У каждого из нас свои впечатления об осени. А произведения поэтов и писателей помогают нам пополнить впечатления, сделать нашу речь богаче и выразительней.

Прежде чем объявить тему сегодняшнего урока ответьте на такой вопрос: знаете ли вы, какие звери и птицы населяют леса?

Сегодня мы продолжим знакомство с произведением замечательного писателя К.Г. Паустовского, который завещал нам учиться у героев книг любить нашу землю – её поля и леса, её города и заводы, её небо, её реки, её язык и искусство.

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Детство провёл на Украине у бабушки с дедушкой. Учился в киевской гимназии, поступил в Киевский университет, но закончить его не успел в связи с переездом в Москву. Работал репетитором, кондуктором трамвая, рабочим на заводе.

Он много путешествовал по стране. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями. Всю свою любовь писатель посвятил трём темам: людям, искусству и природе.

Сегодня мы познакомимся с лесным жителем из рассказа Паустовского, а вот какой это лесной житель вы узнаете, отгадав загадку:

Роет норы он умело,

Знает, любит это дело.

Потому кроту и друг,

А зовут его….барсук.

По каким приметам мы можем узнать барсука?

Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озёр. Питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых.

Словарная разминка:

Прежде, чем работать над текстом, объясним значение слов.

К какому словарю мы с вами обратимся?

Деготь – тёмное, смолистое вещество.

Чёлн – небольшая лодка, выдолбленная из куска дерева.

Вереск – вечнозелёный кустарничек с мелкими листьями и лилово-розовыми цветками.

Пуд – устаревшая единица измерения массы русской системы мер.

Как назвать слова близкие по значению? (синонимы)

Такие слова не совсем совпадают по смыслу. Они могут обозначать разные оттенки чувств, например, весёлый, жизнерадостный.

Как вы думаете, какие чувства испытывают к общему знакомому два человека:

Один говорит о нём – хороший человек,

Другой – прекрасный, чудесный, замечательный.

Если затрудняетесь подобрать синонимы к слову, как вы думаете, что вам может помочь в этом вопросе? (словарь-синонимов)

Продолжите ряд синонимов к слову:

Выдумщик – сочинитель, фантазёр

Юркнуть – шмыгнуть, убегать

А зачем нам нужно уметь подбирать синонимы к словам?

Роль синонимов в речи исключительно велика: они помогают избежать ненужных повторений одного и того же слова, точнее, четче передают мысли, позволяют выразить многообразие оттенков того или иного явления, качества и т.д.

Синонимы делают речь более литературной и изящной.

А теперь мы с вами в лесу и с помощью синонимов нам нужно сказать, что мы там увидели, услышали, почувствовали.

Подберите синонимы к словам:

Аромат – благовоние, запах

Эхо – отголосок, отзвук, отклик

Цвет – краска, окраска, расцветка

Работа на чтение трудных слов:

РАЗ-БРЫЗ-ГИ-ВА-Я – разбрызгивая

НЕ-ГО-ДО-ВА-НИ-Е – негодование

ВСПО-ЛО-ШИ-ЛИСЬ – всполошились

Чтение и анализ рассказа:

Откройте учебники на странице 6 и прочитайте название произведения К.Г. Паустовского.

Как называется произведение? («Барсучий нос»)

Начинает чтение первой части учитель, а затем продолжают учащиеся.

Вопросы:

О каких приметах осенней природы рассказывает писатель?

  • Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев,

  • доцветали кувшинки,

  • голубая вода казалась чёрной,

  • осень в солнце и туманах,

  • облетевшие леса.

Какую рыбу ловили рыбаки?

  • Разноцветных окуней

  • Оловянную плотву

  • Ершей с глазами, похожими на две маленькие луны

  • Щук

Почему плотва названа оловянной? (Плотва и олово серебристого, холодного цвета.)

Какие литературные приёмы использует писатель в этом отрывке? (олицетворение и сравнение)

Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

Что с чем сравнивает К.Г. Паустовский?

С чем сравнивает воду в озере? (вода казалась чёрной, как дёготь)

Сравнения:

  • Они сверкали, как сказочные японские петухи

  • С глазами, похожие на две маленькие луны

  • Как иглы, зубами

Олицетворение – художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами.

Приведите примеры олицетворения.

  • Шевелились и дрожали низкие звёзды

Как вы понимаете выражение «шевелились и дрожали низкие звёзды»? (наверное, шевелились ветки деревьев, сквозь которые были видны звёзды или так казалось от движения воздуха)

О чём вы узнали из этой части?

Как мы её озаглавим? (осенняя рыбалка на озере или рыбная ловля на лесном озере)

Самостоятельное чтение второй части рассказа.

Рефлексия деятельности:

Какое произведение мы начали сегодня читать на уроке?

Кто автор этого произведения?

Чему научились на уроке?

Что такое сравнение?

Что такое олицетворение?

Домашнее задание: читать стр. 4-8, составить план рассказа, выписать из текста сравнения и олицетворения.


Сравнение - это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

Олицетворение - художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами.

вода казалась чёрной, как дёготь

шевелились и дрожали низкие звёзды

они сверкали, как сказочные японские петухи

шептались рыбы

с глазами, похожие на две маленькие луны


как иглы, зубами


облака, на горы розового снега


морской шум высоких сосен


как пушечный выстрел, ударила щука





Тема урока: К.Г. Паустовский «Барсучий нос».

Цели и задачи урока: определение собственного отношения к прочитанному. Использование различных приёмов выразительного чтения; устный пересказ текста с элементами творчества; словесное рисование произведения.

Планируемые результаты:

Предметные:подбирать заголовки к логическим частям произведения, пересказывать текст по составленному плану, читать произведение с соблюдением норм произношения, правильным интонированием.

Личностные: понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.

Метапредметные: находить и выделять нужную информацию в тексте, контролировать правильность выполнения работы.

Ход урока:

Организационный момент:

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок литературного чтения,

Проверьте готовность к уроку.


Актуализация знаний:

О жизни какого лесного зверька узнали из рассказа К. Паустовского? (барсука)

Как вы думаете, почему автор озаглавил свой рассказ именно так?

Могли бы предложить своё название?

Кто является главным героем рассказа?

Сколько частей в этом рассказе? (5)

О чём говорится в первой части рассказа? (о рыбной ловле)

Как мы озаглавили первую часть? (осенняя рыбалка на лесном озере)

О чём говорится во второй части рассказа? (описывается стоянка у костра)

Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре? (чтобы отгонять волков)

Прочитайте, как отдыхавшие у костра люди, обнаружили присутствие какого-то зверя? (Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь.)

Найдите ответ в тексте: Почему он прибежал к костру? (картошка жарилась в сковороде, от неё шёл острый вкусный запах)

Почему мальчику автор уделил много внимания? (мальчик был наблюдательным: первым заметил барсука, увидел, как зверёк лечит нос, без мальчика рассказ был бы не интересен)

Какими словами автор характеризует мальчика? (он всё замечал и рассказывал, выдумщик)

Человек-выдумщик – это хорошо или плохо?

Можно ли мальчика назвать пустым выдумщиком?

Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых….. всё замечал и рассказывал»?

Как мы озаглавим вторую часть? (ужин у костра)

О чём рассказывается в следующей части? (о том, как барсук обжёг свой нос)

Что встревожило охотников, когда они готовили ужин на костре?

Кто первым услышал фырканье зверя? (мальчик)

Прочтите всё, что написано о барсуке в третьей части.

Как вы думаете, почему барсук попал в такую ситуацию? (любопытство, желание отведать неведомого блюда)

Охарактеризуйте барсука.

Зачитайте отрывок о том, как было больно барсуку. (Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли.)

Как повели себя обитатели леса, когда барсук сильно закричал от боли? (они испугались)

Зачитайте, как повели себя обитатели леса и реки. (Без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука.)

Как удалось Паустовскому избежать повторов слова «Испугались»? (заорали лягушки, всполошились птицы, ударила пудовая щука)

Что значит «пудовая щука»? (пуд – это старинная единица массы, равная 16 кг)

Как вы озаглавили третью часть? (как барсук обжёг нос или зверёк решил поужинать у людей)


Краткий пересказ по опорным словам.

Опорные слова: фырканье зверя, мокрый чёрный нос, маленький барсук, картошка.

- Найдите отрывок к иллюстрации в учебнике.

Придумайте вопросы к этой части.

Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика?

Из каких строк видно, что барсуку было очень больно?

Поднимите руку, кто из вас получал ожог?

При ожоге нужно больное место подставить под струю холодной воды. Наш барсук тоже нашёл прохладное место.

Прочитайте, как барсук лечил нос.

Что мы можем сказать о барсуке?

Извлёк ли барсук для себя какой-либо урок на будущее?

Как вы думаете, что понял барсучонок, который был рядом с пострадавшим, когда тот лечил свой нос?

О чём говорится в этой части?

Как мы её озаглавим? (барсук лечит свой нос)

Почему автор узнал барсука?

Как мы озаглавим эту часть? (встреча через год)

Краткий пересказ.

Опираясь на составленный план, кратко расскажите о случившемся от лица барсука.

План:

  1. Осенняя рыбалка на лесном озере.

  2. Ужин у костра.

  3. Как барсук обжёг нос.

  4. Барсук лечит свой нос.

  5. Встреча через год.


Рефлексия деятельности:

О чём было интереснее читать: как барсук обжёг нос или как он его лечил?

Если бы автор не пошёл за мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?

Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?

Наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники.

Какова главная мысль рассказа?

Итак, красота природы завораживает и остаётся в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту.

Какое настроение создалось у вас после прочтения рассказа?

Меня удивило….

Мне стало жалко….

Мне не понравилось….

Меня восхитило….

Меня поразило….


Домашнее задание: пересказ от лица барсука.








Тема урока: Научно-популярная статья «Барсук».

Цели и задачи урока: знакомство со стилистикой научно-популярных текстов, сравнение текстов различных стилей.

Планируемые результаты:

Предметные: ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.

Личностные: понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, понимать важность учения.

Метапредметные: планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Ход урока:

Организационный момент:

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок литературного чтения,

Проверьте готовность к уроку.

Актуализация знаний:

Какой автор рассказал нам в своём произведении о лесном жителе? (К.Г. Паустовский)

Как называется это произведение? («Барсучий нос»)

В каком литературном жанре написано это произведение? (рассказ)

Почему?

Что такое рассказ?

Рассказ — это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

В рассказе обычно речь идет об одном, но очень важном событии.

Давайте вспомним, какие события произошли в рассказе?

План:

  1. Осенняя рыбалка на лесном озере.

  2. Ужин у костра.

  3. Как барсук обжёг нос.

  4. Барсук лечит свой нос.

  5. Встреча через год.

Перескажите эти события от лица барсука.

В каком литературном жанре вы приготовили пересказ? (сказка)

Почему?

Чем отличается рассказ от сказки?

Сказка и рассказ во многом похожи. Их сближает чётко обозначенный сюжет, повествовательная манера описания событий, присутствие главных и второстепенных героев, действия которых обусловлены необычной ситуацией. И всё-таки сказку отличают от рассказа по форме и содержанию, определяющим жанровую принадлежность любого литературного произведения.

Рассказ относят к малым эпическим жанрам, объединяющим прозаические произведения, в которых события ограничены узкими пространственно-временными рамками. Сюжет рассказа развивается на основе отдельного эпизода из жизни героя, раскрывающего его характер или определяющего мотивы его поступков. Все описываемые события служат цели подготовить кульминацию – самый важный момент повествования, в котором конфликт произведения достигает максимального напряжения.

В рассказе вымышленные или реальные события описываются как достоверные, происходящие в определенном месте и связанные с конкретным временем.

Композиционные особенности рассказа заключаются в возможности использовать авторскую характеристику персонажей, включать лирические отступления, произвольно выстраивать  диалоги и монологи. Это позволяет раскрыть идею произведения и создать объемный, жизненный образ главного героя. Особенности повествовательной техники и приемов определяют авторский стиль.

Сказка строится на основе вымысла, не претендующего на достоверность. Ее содержание – занимательная история с превращениями и чудесными приключениями, которые являются не отдельным эпизодом из жизни героя, а представлены как цепь тесно связанных событий, цель которых – испытание, позволяющее и достичь богатства, чести, славы, вернуть утраченное.

Сюжеты сказок повторяются. Сказочные герои – своеобразные символы, олицетворяющие добро или зло. В народных сказках исследователи выделяют так называемые «бродячие» сюжеты, сходство которых в разных культурах связывают с определенным периодом формирования общественного сознания, которое во всех этнических общностях имеет сходные черты. Сказки – древнейший вид творчества, и даже в современном литературном, авторском изложении они наследуют главные закономерности создания: развитие действия как испытание героя, помощь мистических сил, возврат утерянного, счастливый конец.

Если в рассказе присутствует оригинальная техника повествования, определяющая авторский стиль, то в сказке важным композиционным элементом являются речевые шаблоны – устойчивые обороты и традиционные для  устного народного творчества средства художественной выразительности: постоянные эпитеты, олицетворения, метафоры. Например: долго ли коротко сказка сказывается; жили-были старик со старухой; русским духом пахнет; вина заморские; красна девица; злая мачеха.

В рассказе не бывает большого количества действующих лиц. В сказке, кроме главного персонажа, встречается как минимум три его противника и столько же помощников. В литературной сказке герой может оказаться в ситуации, которая разворачивается в противостояние сил добра и зла, представленных собирательными образами.

Какие бывают сказки?

Сказки бывают народные и авторские. И народные и авторские сказки делятся на виды: о животных, бытовые, волшебные.

А как вы думаете,рассказы мы можем с вами разделить на виды? На какие?

К какому виду мы можем с вами отнести рассказ К.Г. Паустовского «Барсучий нос»?


Сформулируем тему нашего урока. (рассказы о животных)

Как вы думаете, чему мы можем научиться, читая тексты о животных? (Мы можем узнать о повадках и жизни животных, чем они питаются и т.д.)

А если вспомнить, что у нас с вами урок литературного чтения, ведь о повадках и жизни животных мы можем узнать ещё и на уроке окружающего мира. (Мы можем поучиться определять жанр и специфику текста.)

Работа по учебнику.

Сегодня мы познакомимся ещё с одним литературном жанром, узнаем, как он называется, выясним особенности жанра и его отличие от других литературных жанров.

Откроем учебники на странице 118 и прочитаем текст, который называется …Барсук.

Что вы узнали о наружности, образе жизни, нравах барсука, его значении для людей?

Какие качества барсука показались вам особенно интересными?

Мы с вами познакомились с двумя текстами: Бориса Сергеева и К.Г. Паустовского, что их объединяет? (общая тема, это авторские произведения)

Чем же эти тексты отличаются друг от друга? (очень похож на научный, но в тоже время содержит элементы художественного текста, например, мы можем определить отношение автора, место и время событий)

Размышляя над различиями двух произведений о барсуке – статьи Бориса Сергеева и рассказа К.Г. Паустовского, обращаем внимание на то, что история барсука включена в сюжет художественного произведения; автор передаёт собственные впечатления и впечатления героев от восприятия животного, барсук наделяется переживаниями, близкими и понятными рассказчику.

А в каком ещё литературном жанре написан этот текст? (научно-популярный)

Предлагаю вернуться к формулировке темы нашего урока, подумайте какие слова, можем мы добавить? (Научно-популярные и художественные тексты о животных)

А теперь прочитайте ещё один текст про барсука, самостоятельно на странице 119.

Сравните текст Бориса Сергеева и справочную статью.

Первая статья о барсуке – научно-популярная, в ней научные сведения даются в понятном, простом, общедоступном изложении. Вторая статья – справочная.

Чем отличается справочная статья от научно-популярной?

Учащиеся указывают, что в научно-популярной статье чувствуется отношение автора к животному.

Какими словами автор передаёт своё отношение к барсуку?

  • Нора «грациозная»

  • Барсука одолевают «взбешённые» шмели

  • Барсуку становится «невмоготу»

  • Барсучат выносят «позагорать»

Справочная статья даёт лишь сухую информацию.

О каких литературных жанрах мы сегодня говорили на уроке?

Рефлексия деятельности:

У меня к вам вопрос: что вы чувствуете к концу урока?

Какое у вас настроение? 

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке мне было интересно…

Я узнал…

Домашнее задание: выучить наизусть 3-4 предложения из текста К.Г. Паустовского.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!