УМК Перспектива, 2класс
Урок литературного чтения.
Краски осени
Урок 11. Знакомство с названием раздела.
Основные понятия раздела: сравнение, сборник
Цели: познакомить учащихся с новым разделом; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела, видеть образ осени в загадках, соотносить загадки и отгадки.
Оборудование: видео - или фотоматериалы, репродукции картин на тему осени; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение «Кончается лето».
Кончается лето, кончается лето,
И солнце не светит, а прячется где-то.
И дождь-первоклассник, робея немножко,
В косую линейку линует окошко.
И. Токмакова
— Понравилось вам стихотворение?
— О чем рассказывает нам автор?
— Как автор называет дождь? Почему?
— Прочитайте стихотворение медленно.
— Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: с удивлением, восхищением).
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Какое время года наступает после лета?
— Какое время года вам больше всего нравится?
— Расшифруйте, что здесь написано.
ИНЕСО ИКСАРК
(Краски осени)
— Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника. Прочитайте на с. 24, какие понятия мы должны узнать, изучая этот раздел. (Сравнение, сборник.)
— Чему мы будем учиться?
IV. Работа по теме урока
— Как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе? (Предположения детей.)
— Проверим наши предположения. (Читают ученики на с. 24.) Осень - излюбленное время года для многих писателей и поэтов. Сколько произведений посвящено ей, не счесть! Кто-то находил в ней покой и очарование, кто-то — грусть.
В фольклоре много упоминаний об осени — после сбора урожая у крестьян появлялось свободное время, которое не грех было скоротать за сочинительством загадок, потешек, стихов под неторопливый шум осенних дождей. Немало об осени и примет, в большей части которых люди пытались предсказать, какой будет зима и будущая весна. Эти, безусловно, очень важные знания зачастую облекались в довольно шутливую форму.
Мы познакомимся с загадками после минутки отдыха.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Загадки об осени
— Прочитайте осенние загадки на с. 67. Отгадайте их.
— Что помогло вам отгадать их?
— Какие яркие признаки отражены в загадках?
2. Кроссворд «Деревья»
(Учитель обращает внимание детей на то, что слова надо вписывать по горизонтали.)
— Если все отгадаете правильно, то в выделенных клеточках по вертикали получится еще одно слово, связанное с осенью. Какое? (Ключевое слово: листопад.)
![](https://fhd.multiurok.ru/e/9/7/e97e5e4159576ffb02819ea47dc334da6e541be0/konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-kraski-osieni_1.jpeg) 1. С моего цветка берет Пчелка самый вкусный мед. А меня все ж обижают: Шкурку тонкую сдирают. (Липа.) |
2.Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью красные Кораллы надела. (Рябина.)
3.Что за дерево стоит?
Ветра нет, а лист дрожит. (Осина.)
4.Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки
Опадают те иголки. (Лиственница.)
5.У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви — только на макушке. (Сосна.)
6.Меня в лесу оставили,
Весь век торчать заставили:
В ушанке заячьей зимой,
Алетом с бритой головой. (Пень.)
7.Зелена, а не луг,
Беда, а не снег,
Кудрява, а не человек. (Береза.)
8.Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)
— Что вы можете рассказать про это явление природы — листопад?
VII.Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
— Какой раздел учебника мы начали изучать?
— Какие произведения в нем мы будем читать?
— Каковы основные признаки осени?
Домашнее задание
Составить небольшой рассказ на тему «За что я люблю осень» или «Почему мне нравится осень».