Литературное чтение 2 класс
Г.Н.Коновалова, учитель начальных классов, г.Курск
Тема: устное народное творчество (обобщение по теме)
Цель: Систематизировать и обобщить знания, закрепить умения.
Задачи: 1) образовательные:более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщение, систематизации;
2) Воспитательные: воспитывать общую культуру;
3) Развивающие: Эстетическое восприятия окружающего мира.
Ход работы
Вступительное слово. Сегодня у нас необычный урок. Подведем итог работы о жанрах устного народного творчества.
«Во соду ли, в огороде
Девица гуляла,
Во соду ли, во городе
Цветочки поливала.
Один цветочек сорвала
И нам в класс принесла.
А цветочек не простой -
В нем каждый лепесток расписной»
-Лепестки не простые, а на обратной стороне — задания. Итак, что означает понятие «устное народное творчество»? Устное народное творчество — это произведения, которые создаются народами и передаются им уст в уста. С помощью устной речи передавали историческое прошлое народа, мудрость многих поколений. Мы все знаем, что «Устное слово — душа народа».
I. Пословицы.
Среди фольклорных жанров есть жанр, в котором много тонкого ума , остроумия, мудрости. Это — пословица.
Что такое пословица? ( Это краткое и мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.)
Из скольких частей состоит пословица? ( Из 2-х частей.)
Что говорит в этих частях? (В 1-и части ставится условие, а во второй делается вывод. Например: Наука и труд дивные всходы дают. Каков мастер, такова и работа.)
Существует очень много пословиц на разные темы. На какие тематические группы можно разделить пословицы:
- о труде и мастерстве; - о явлениях природы; - о родине; - о дружбе; | - о человеке, и его качествах; - о сельскохозяйственном труде; - о временах года, природе; - о науке и знаниях. |
Групповая форма обучения. Знание пословиц и поговорок обогащает человека, заостряет ум , развивает память.
Пословицы советуют, поучают. Люди часто употребляют в речи, от этого речь становится яркой, образной. Издавна люди занимались земледелием, выполняя сельскохозяйственные работы или когда нянчили детей подпевали песни, которые передавались и в наши дни. Недаром говорят: «Где песня льется, там легче живется»
II. Песни.
Следующий жанр устного народного творчества — это песни. На какие тематические группы делятся песни: хороводно-плясовые (праздничные, Обрядовые); Бытовые ( где поют о своем труде); колыбельные ( колыбельная песня предназначена для убаюкивания малыша).
- Какие народные песни вы знаете? Какие песни пела вам мама? Послушайте песню «За вьюном». Определите к какой группе относится.
III. Заклички. Что такое заклички?
«Кукушечка, кукушечка,
Спелая рябушечка,
Прокукукай в лесу «Ку-ку».
- Сколько лет я проживу?».
Прочтите закличку.
- В какое время года она исполняется? Какие просьбы-желания заключены в ней.
«Весна, весна-красна!
Приди, Весна, с радостью, с радостью,
С великой милостью, со льном высоким,
С корнем глубоким, с хлебом обильным!»
IV. Приговорки. Приговорки — это обращение к природе, к животным, приговаривают, носят успокаивающий характер.
Например: « Расти коса, до пояса.
Не вырони ни волоса!
Расти, косонька, до пят,
Все волосинки в ряд!»
Определите, к какому жанру относится:
«Ай, не плачь, не плач,
Я куплю тебе калач!
Если будешь плакать -
Куплю худой лапоть!»
V. Пестушки. Пестушки- это короткие стишки, песенки, приговоры для успокоение детей. От какого слова Образовано «пестушки»? «Пестовать» - нянчить, холить, ходить за кем нибудь. Девочки исполняют маленькие песенки. Определите к какому жанру относятся?
VI. Потешки. Потешки — это песенки или кроткие стихи для игр с маленьбкими детьми. Это игры с пальчиками, руками, ножками. ( При этом выполняются игровые действия)
Физминутка. Скок-поскок!
Молодой дроздок.
По видичку пошел,
Молодичку нашел.
VII. Прибаутки. Прибаутки - это маленькие песенки, напоминающие сказочки, чтобы развеселить ребенка ( но не связанные с игрой).
Парная форма обучения.
ПРИБАУТКИ ПОТЕШКИ
Похожи на маленькие сказочки. Исполняются | Песенки, короткие стихи для развлечения детей | При исполнении выполняются игровые действия |
- что общего и различного между потешкой и прибауткой?
ПРИБАУТКИ ПОТЕШКИ
С выполнением игровых движений и действий | Короткие стихи и песенки для игр с детьми | Выполняются без игр |
Для развлечения; для забавы;для успокоения.
Что общего и разного между потешкой и прибауткой?
VIII. Скороговорки. Скороговорки — это труднопроизносимые стихи и фразы, которые состоят и с однокоренных слов или созвучных слов.
Как нужно говорить скороговорки( быстро и правильно)?
Какие знаете скороговорки?
IX. Чистоговорки. Чистоговорки — это трудные звуки, слоги в рифмованных фразах, стихах.
Вывод. Это полезные грамматические упражнения для развития речи, чтобы правильно и красиво говорить. Если посмотреть на окружающий мир, то можно увидеть, что каждый предмет на что-то похож. Послушайте стих-загадку «Что на что похоже?».
На свете все на все похоже:
Змея — на ремешок из кожи;
Луна — а круглый глаз огромный;
Журавль- на тощий кран подъемный;
Кот полосатый — на пижаму;
Ты на меня, а я на маму.
X. Загадки. Загадка — этоописание предмета, в котором указываются или действие предмета, но не сам предмет.
Какой художественный прием используется в загадке?(Сравнение)
На какие тематические группы можно разделить загадки: Явление природы, житные, растения,птицы, сельскохозяйственные работы, орудия труда, пища, посуда, транспорт.
Знаете ли вы, что с помощью слов можно творить чудеса? Словами можно огорчить, обидеть человека, успокоить, дать совет и рассмешить. Когда вам захочется посмеяться , о ком вы вспомните? О клоунах, о самых веселых людях. В старину их называли скоморохами. На ярмарках или шумных базарах они устраивали представления, или рассказывали смешные истории.
Послушайте смешные истории:
«Вы послушайте, ребята, нескладуху расскажу.
На дубу свинья пасется, в бане парится медведь».
« шла торговка мимо рынка и споткнулась об корзинку.
И упала в яму — бух! Раздавила сорок мух».
-Что это за вид жанра ?
XI. Небылица. Небылица — это смешной рассказ или стихотворение, в котором все перевернуто, чтобы насмешить людей, поднять настроение. Быль — это правда, а небылица — это выдумка, неправда.
Придумать небылицу «Галка-палка».
По лесу гуляла галка на нее упала палка, Она рада так была, Что домой к себе пошла. | Галка нашла палку, Сделала забор, а на нем запор. Зимой стало холодать, Пришлось палку в печь бросать. |
Народные шутки вызывают смех, улыбку, поднимают настроение.
Кто из вас любит играть? В какие игры? С чего начинается ваша игра? Например, как вы определяете при игре в «прятки» кому водить?...начинаете считать!
Один, два, три, четыре, пять -
Кто умеет здесь считать?
Рассчитайте-ка ребята,
Какой листик надо снять?»
XII. Считалки. Считалки — это рифмованный стишок для определения ролей в игре или выбора ведущего.
Групповая форма обучения. «Собери считалки». Расскажите, какие считалки вы знаете?
XIII. Сказки. Стихотворение о сказке. Следующий жанр устного народного творчества — сказки. Сказки бывают: волшебные (герой- вымышленный); бытовые (умник, хитрец, дурак, шут); сказки о животных (герои — животные, птицы, иногда растения)
Из прочитанных сказок — какие относятся к :
-волшебным («Сивка-Бурка»);
-бытовым («Пых», «Морозко»)
-сказки о животных («Кот, Петух и Лиса»).
Из скольких частей состоит сказка?
Присказка — это краткий пересказ перед началом сказки. Обычно присказка не связана с сюжетом. Назовите, какие присказки вы знаете?
Зачин — начало сказки, вступление. В нем указывается место действия сказки, перечисляются действующие лица. Какие зачины вы знаете?
Концовка и развязка — это благополучное решение задачи.
Посмотрите отрывок из русской народной сказки « Кот, Петух и Лиса».
--Какая тема была в этой сказке? (сказка о дружбе и верности)
Итог урока. О каких жанрах устного народного творчества мы беседовали сегодня? Как вы считаете, чему учат произведения устного творчества русского народа?
Домашнее задание. Я предлагаю вам дома найти книги с русскими народными сказками, прочитать одну из них, а на следующем уроке вы перескажите сказку, которая вам понравилась
Рефлексия. Знание всех жанров устного народного творчества развивает ум, мышление, память, воображение , артистичность, развивает речь. Вот и раскрылся наш волшебный цветок устного творчества русского народа. Вам на память этот цветок. (Всем детям в подарок )