СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению по теме "Устное народное творчество" (обобщение по теме)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребенок может показать свой уровень начитанности и проверить себяУрок позволяет повторить еще раз все знания устного народного творчества

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению по теме "Устное народное творчество" (обобщение по теме)»

Литературное чтение 2 класс

Г.Н.Коновалова, учитель начальных классов, г.Курск

Тема: устное народное творчество (обобщение по теме)

Цель: Систематизировать и обобщить знания, закрепить умения.

Задачи: 1) образовательные:более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщение, систематизации;

2) Воспитательные: воспитывать общую культуру;

3) Развивающие: Эстетическое восприятия окружающего мира.

Ход работы

Вступительное слово. Сегодня у нас необычный урок. Подведем итог работы о жанрах устного народного творчества.

«Во соду ли, в огороде

Девица гуляла,

Во соду ли, во городе

Цветочки поливала.

Один цветочек сорвала

И нам в класс принесла.

А цветочек не простой -

В нем каждый лепесток расписной»

-Лепестки не простые, а на обратной стороне — задания. Итак, что означает понятие «устное народное творчество»? Устное народное творчество — это произведения, которые создаются народами и передаются им уст в уста. С помощью устной речи передавали историческое прошлое народа, мудрость многих поколений. Мы все знаем, что «Устное слово — душа народа».

I. Пословицы.

Среди фольклорных жанров есть жанр, в котором много тонкого ума , остроумия, мудрости. Это — пословица.

    • Что такое пословица? ( Это краткое и мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.)

    • Из скольких частей состоит пословица? ( Из 2-х частей.)

    • Что говорит в этих частях? (В 1-и части ставится условие, а во второй делается вывод. Например: Наука и труд дивные всходы дают. Каков мастер, такова и работа.)

Существует очень много пословиц на разные темы. На какие тематические группы можно разделить пословицы:

- о труде и мастерстве;

- о явлениях природы;

- о родине;

- о дружбе;

- о человеке, и его качествах;

- о сельскохозяйственном труде;

- о временах года, природе;

- о науке и знаниях.

Групповая форма обучения. Знание пословиц и поговорок обогащает человека, заостряет ум , развивает память.

Пословицы советуют, поучают. Люди часто употребляют в речи, от этого речь становится яркой, образной. Издавна люди занимались земледелием, выполняя сельскохозяйственные работы или когда нянчили детей подпевали песни, которые передавались и в наши дни. Недаром говорят: «Где песня льется, там легче живется»

II. Песни.

Следующий жанр устного народного творчества — это песни. На какие тематические группы делятся песни: хороводно-плясовые (праздничные, Обрядовые); Бытовые ( где поют о своем труде); колыбельные ( колыбельная песня предназначена для убаюкивания малыша).

- Какие народные песни вы знаете? Какие песни пела вам мама? Послушайте песню «За вьюном». Определите к какой группе относится.

III. Заклички. Что такое заклички?

    • Это обращение к кому-то с просьбой начать распивать о чем-то; при этом пение сопровождается игровыми действиями. Прочитайте зкличку — обращение к кукушке:

«Кукушечка, кукушечка,

Спелая рябушечка,

Прокукукай в лесу «Ку-ку».

- Сколько лет я проживу?».

Прочтите закличку.

- В какое время года она исполняется? Какие просьбы-желания заключены в ней.

«Весна, весна-красна!

Приди, Весна, с радостью, с радостью,

С великой милостью, со льном высоким,

С корнем глубоким, с хлебом обильным!»

IV. Приговорки. Приговорки — это обращение к природе, к животным, приговаривают, носят успокаивающий характер.

Например: « Расти коса, до пояса.

Не вырони ни волоса!

Расти, косонька, до пят,

Все волосинки в ряд!»

Определите, к какому жанру относится:

«Ай, не плачь, не плач,

Я куплю тебе калач!

Если будешь плакать -

Куплю худой лапоть!»

V. Пестушки. Пестушки- это короткие стишки, песенки, приговоры для успокоение детей. От какого слова Образовано «пестушки»? «Пестовать» - нянчить, холить, ходить за кем нибудь. Девочки исполняют маленькие песенки. Определите к какому жанру относятся?

VI. Потешки. Потешки — это песенки или кроткие стихи для игр с маленьбкими детьми. Это игры с пальчиками, руками, ножками. ( При этом выполняются игровые действия)

Физминутка. Скок-поскок!

Молодой дроздок.

По видичку пошел,

Молодичку нашел.

VII. Прибаутки. Прибаутки - это маленькие песенки, напоминающие сказочки, чтобы развеселить ребенка ( но не связанные с игрой).

Парная форма обучения.

ПРИБАУТКИ ПОТЕШКИ


Похожи на

маленькие сказочки. Исполняются

Песенки,

короткие стихи для

развлечения детей

При исполнении выполняются игровые действия

- что общего и различного между потешкой и прибауткой?

ПРИБАУТКИ ПОТЕШКИ


С выполнением

игровых движений

и действий

Короткие

стихи и песенки

для игр с детьми

Выполняются

без игр



Для развлечения; для забавы;для успокоения.

Что общего и разного между потешкой и прибауткой?

VIII. Скороговорки. Скороговорки — это труднопроизносимые стихи и фразы, которые состоят и с однокоренных слов или созвучных слов.

      1. Как нужно говорить скороговорки( быстро и правильно)?

      2. Какие знаете скороговорки?

IX. Чистоговорки. Чистоговорки — это трудные звуки, слоги в рифмованных фразах, стихах.

    • Как нужно говорить чистоговорки (чисто, без ошибок, проговаривая каждое слово). Придумайте чистоговорку по данному началу: «са-са-са живет в лесу... (лиса)».

Вывод. Это полезные грамматические упражнения для развития речи, чтобы правильно и красиво говорить. Если посмотреть на окружающий мир, то можно увидеть, что каждый предмет на что-то похож. Послушайте стих-загадку «Что на что похоже?».

На свете все на все похоже:

Змея — на ремешок из кожи;

Луна — а круглый глаз огромный;

Журавль- на тощий кран подъемный;

Кот полосатый — на пижаму;

Ты на меня, а я на маму.

X. Загадки. Загадка — этоописание предмета, в котором указываются или действие предмета, но не сам предмет.

    • Какой художественный прием используется в загадке?(Сравнение)

    • На какие тематические группы можно разделить загадки: Явление природы, житные, растения,птицы, сельскохозяйственные работы, орудия труда, пища, посуда, транспорт.

Знаете ли вы, что с помощью слов можно творить чудеса? Словами можно огорчить, обидеть человека, успокоить, дать совет и рассмешить. Когда вам захочется посмеяться , о ком вы вспомните? О клоунах, о самых веселых людях. В старину их называли скоморохами. На ярмарках или шумных базарах они устраивали представления, или рассказывали смешные истории.

Послушайте смешные истории:

«Вы послушайте, ребята, нескладуху расскажу.

На дубу свинья пасется, в бане парится медведь».

« шла торговка мимо рынка и споткнулась об корзинку.

И упала в яму — бух! Раздавила сорок мух».

-Что это за вид жанра ?

XI. Небылица. Небылица — это смешной рассказ или стихотворение, в котором все перевернуто, чтобы насмешить людей, поднять настроение. Быль — это правда, а небылица — это выдумка, неправда.

Придумать небылицу «Галка-палка».

По лесу гуляла галка

на нее упала палка,

Она рада так была,

Что домой к себе пошла.

Галка нашла палку,

Сделала забор, а на нем запор.

Зимой стало холодать,

Пришлось палку в печь бросать.

Народные шутки вызывают смех, улыбку, поднимают настроение.

Кто из вас любит играть? В какие игры? С чего начинается ваша игра? Например, как вы определяете при игре в «прятки» кому водить?...начинаете считать!

Один, два, три, четыре, пять -

Кто умеет здесь считать?

Рассчитайте-ка ребята,

Какой листик надо снять?»

XII. Считалки. Считалки — это рифмованный стишок для определения ролей в игре или выбора ведущего.

Групповая форма обучения. «Собери считалки». Расскажите, какие считалки вы знаете?

XIII. Сказки. Стихотворение о сказке. Следующий жанр устного народного творчества — сказки. Сказки бывают: волшебные (герой- вымышленный); бытовые (умник, хитрец, дурак, шут); сказки о животных (герои — животные, птицы, иногда растения)

Из прочитанных сказок — какие относятся к :

-волшебным («Сивка-Бурка»);

-бытовым («Пых», «Морозко»)

-сказки о животных («Кот, Петух и Лиса»).

Из скольких частей состоит сказка?

Присказка — это краткий пересказ перед началом сказки. Обычно присказка не связана с сюжетом. Назовите, какие присказки вы знаете?

Зачин — начало сказки, вступление. В нем указывается место действия сказки, перечисляются действующие лица. Какие зачины вы знаете?

Концовка и развязка — это благополучное решение задачи.

Посмотрите отрывок из русской народной сказки « Кот, Петух и Лиса».

--Какая тема была в этой сказке? (сказка о дружбе и верности)

Итог урока. О каких жанрах устного народного творчества мы беседовали сегодня? Как вы считаете, чему учат произведения устного творчества русского народа?

Домашнее задание. Я предлагаю вам дома найти книги с русскими народными сказками, прочитать одну из них, а на следующем уроке вы перескажите сказку, которая вам понравилась

Рефлексия. Знание всех жанров устного народного творчества развивает ум, мышление, память, воображение , артистичность, развивает речь. Вот и раскрылся наш волшебный цветок устного творчества русского народа. Вам на память этот цветок. (Всем детям в подарок )





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!