1 | Орг.момент Включение детей в деловой ритм, создание положительной атмосферы. Актуализация знаний. | А) Руки на месте, ноги вместе, локти у края, спина прямая! Улыбнемся друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: -Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться. -я радуюсь этому. -Внимание моё растёт. Я, как разведчик, всё замечу. Б) Развитие артикуляционного аппарата Ра-ра-ра – Кате спать пора, Ро-ро-ро - на полу стоит ведро. Ры-ры-ры – летают комары. Ри-ри-ри – на ветке снегири . Ор-ор-ор подмели мы двор. Арь-арь-арь- на стене висит фонарь. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. С учителем читают стихотворение и садятся | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность Личностные: -выражать положительное отношение к процессу познания Коммуникативные: -формирование умения слушать и слышать |
2 | Подготовка учащихся к основному этапу занятия Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности Формулировка темы урока, постановка цели. | Ребята, вы сказки любите? Хотите, я вам новую сказку прочитаю? Жил в одной сказке Колобок. Однажды выкатился он из своей сказки и покатился с одной сказочной страницы на другую. У Курочки-Рябы позавтракал. Маше и медведю свою песенку спел. Зайцу помог из избушки лису выгнать. У Кота с петухом пообедал. С дедом, бабкой, внучкой, Жучкой, кошкой и мышкой на огороде трудился. Семерым козлятам сказал, чтобы волка в дом не пускали. Пузырь, соломинка и лапоть его ужинать звали, да Колобок отказался. Он решил побывать ещё в одной сказке, прогуляться по берегу синего моря, возле которого жил старик со своею старухой. - В какой сказке решил побывать Колобок? - Как вы догадались? - Давайте и мы вместе с Колобком совершим путешествие в сказку. - Для чего туда отправимся? - Попробуйте сформулировать тему и цели урока. Слайд 1. Автор и название сказки. |
Колобок хотел побывать в сказке А.С Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Да, для того, чтобы продолжить нашу работу над сказкой. | Регулятивные: -постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того что еще не известно; Познавательные: -постановка и решение проблемы; Коммуникативные: -умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. Регулятивные: -Умение определять цель на уроке при помощи учителя; |
4 | Открытие нового знания. Работа в группах | а) Словарная разминка. Слайд 2- 3. Устаревшие слова с рисунками Прочитаем вместе слова и выражения, записанные на слайде: невод, старче. столбовая дворянка, кичка, душегрейка, белены объелась, бояре, пряник печатный . Нужно найти значение слов в книжке и прочитать Б) Работа над текстом. - Вы уже познакомились со сказкой. Что понравилось в сказке? Что не понравилось? (рассуждения учеников) - Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведём игру. 1.Где жили старик и старуха? (у синего моря в ветхой землянке) 2.С чем первый раз пришёл невод? (с тиной) 3.С чем второй раз пришёл невод? (с травой морской) 4..Какая труба была на новой избе старика и старухи? (кирпичная, белёная) 5.Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые) 6.В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона) 7.Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке) 8.Что держит стража царицы на плечах? (топорики) 9.Что ела за столом старуха-царица? (пряник) 10. Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню) 11.Как встретила старика старуха-царица? (выгнала) | Дети находят значения слов в книжке и читают Все ученики делятся на 3 группы. Каждая группа по очереди «вылавливают» с доски золотую рыбку и отвечают на вопрос, номер которого записан на обороте рыбки. За правильный ответ – забирают рыбку. У кого улов будет больше? | Регулятивные: -Умение работать по коллективно составленному плану: Личностные: знание основных моральных норм работы в группе Познавательные: -формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение |
5 | Работа с учебником. | В) Анализ героев литературного произведения. -Ребята, перечислите главных героев сказки - Попробуем выяснить какой характер у каждого героя. Свои ответы нужно доказать словами из текста. - Какие черты характера относятся к старику, старухе? Слайд 4. Слова, характеризующие главных героев сказки: старика и старухи. - Кто из героев вам больше нравится? Почему? -Почему автор наделил одного героя только отрицательными качествами, а другого положительными? -Как была наказана старуха? (она осталась у разбитого корыта, в своей землянке. Кстати сказать, выражение «осталась у разбитого корыта» и сейчас употребляется в речи. Что оно означает? Слайд 5. Выражение с рисунком. - Почему старик бал наказан. Ведь он обладает мягким податливым характером? ( Дети приходят к выводу, что безвольность - отрицательная черта характера. Смиренность, безответность, податливость – положительные черты. Если они оправданы. В сказке старику не хватило смелости противостоять старухе. Возразить ей и указать на ее неправоту. Остановить ее жадность. Он слепо подчинялся старухи. - Кто в сказке Пушкина волшебный помощник? (золотая рыбка). - В чем необычность рыбки? - А меняется ли тон рыбки в общении с рыбаком? Доказать чтением. - Как рыбка относится к старику? - Ребята, представьте, что вы оказались в этой сказке и рыбка может исполнить ваши желания. На партах у вас лежат рыбки. Напишите на ней свое желание, а может быть это будет просьба для родных, друзей из класса. -Расшифруйте имя ещё одного героя нашего произведения по ребусу Слайд 6.Ребус к слову «Море». Слайд 7.Отгадка ребуса - Почему море можно назвать героем сказки? - Как море показывает свое отношение к происходящему? (Цвет моря меняется). Почему? Прочитайте, как автор описывает море, к которому пришел старик. Слайд 8.Море слегка разыгралось Показ отрывков из стихотворения, отражающих состояние и цвет моря. Как изменилось море? Прочитайте Помутилось синее море. - Как встретило море старика? (Неспокойно встретило море старик в третий раз, знать, ведало. Что речь пойдет о том, с чем она на сможет согласится.)- - Как встретило старика море? Слайд. Почернело - Все беспокойнее становится синее море, но сама золотая рыбка с неизменным радушием встречает старика, успокаивает. | -Старик, старуха, золотая рыбка. Работа с карточками . Характеристики: добрый, податливый, безвольный, смиренный, властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный. (Каждый характер доказывают отрывком из сказки) Учитель задает вопросы , дети отвечают на вопросы Рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом, исполняет желания Дети пишут свои желания, просьбы. -Море -Выражает эмоции, показывает характер, свое отношение к происходящему, реагирует как живое существо. | Познавательные: - умение сравнивать героев произведения; Коммуникативные: - умение оценивать выразительность чтения одноклассников; - умение выполнять учебное задание, используя алгоритм, |
6 | физминутка | На уроке отдохнём - на рыбалку мы пойдём. Накопаем мы червей, удочку возьмем скорей. И вприпрыжку побежим- Порыбачить мы хотим. В воду удочку закинем, посидим тихонько. Рыбка, кажется , клюет, вытащим легонько. Ах, какая красота- рыбка небольшая. Пусть живёт себе в реке, выпущу тебя я. Быстро в школу побежим, вот такой у нас режим | Дети выполняют движения . | |
7 | Первичное закрепление Диагностические задания | Слайд 9. Предложения с пропущенными слова и с рисунками героев сказки. А) Определите героя «Сказки о рыбаке и рыбке» по его словам, вставьте ответ в предложение. Прочитайте эти предложения с нужной интонацией. а) Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто... — слова ................. б) Добро! Будет старуха царицей! — слова ............ б) ...Ни ступить, ни молвить не умеешь! Насмешишь ты целое царство — слова ……… Слайд 10. Исправить ошибки. Восстановить желания старухи. Б). Восстановите порядок желаний старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке». 1) Хочет быть вольною царицей. 2) Хочет иметь новое корыто. 3) Хочет быть столбовою дворянкой. 4) Хочет, чтобы рыбка золотая служила у неё на посылках. 5) Требует избу. 6) Хочет быть владычицей морскою.. В) (Просмотр видеофильма без звука) Ребята, хотите быть артистами. Вам нужно найти отрывок, который подходит этому фильму и озвучивать. | Чтение по ролям. | Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено; Личностные: -готовность к сотрудничеству и дружбе; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; Коммуникативные: -умение проявлять активность в деятельности. |
8 | Включение нового знания в систему знаний и повторение | -Ребята, мы с вами изучаем сказку А.С Пушкина. Но какая это сказка? А теперь мы с вами составим волшебную рыбку, чтобы все наши желания исполнились. Мы соберем целую фигуру рыбки. Работа с пословицей. Слайд 11 Пословица Без труда не вытащишь рыбку из пруда. -Объясните смысл полученной пословицы. | Волшебная Дети на доске собирают фигуру рыбки. На рыбке написана пословица. | Коммуникативные: -умение корректно сообщать товарищу об ошибках; Познавательные: -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; Регулятивные: -умение слушать и понимать речь других; |
9 | Рефлексия. | Наш урок подходит к концу, что интересного запомнилось с урока? -Какую задачу ставили на уроке? -Удалось решить поставленную задачу? -Какие получили результаты? -Где можно применить новые знания? -На уроке у вас всё хорошо получилось? -Над чем ещё надо поработать? Анализ работы по табличкам: Всё было понятно – красный Расскажу другим – синий Было интересно- зелёный. Было трудно - чёрный | .Дети анализируют собственную деятельность, | Регулятивные: -умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; Личностные: -умение признавать собственные ошибки; Коммуникативные: -умение соблюдать при взаимодействии с партнёрами нормы речевого этикета и правила устного общения |