СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению. Тема: «А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке».

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Тип урока: обобщение и систематизация изученного.

 Задачи урока: формирование умения к подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, характеристику образов героев литературного      произведения, формирование умения подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию, формирование навыка выразительного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению. Тема: «А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке».»

Конспект урока по литературному чтению.

Тема: «А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке».

Тип урока: обобщение и систематизация изученного.

Задачи урока: формирование умения к подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, характеристику образов героев литературного произведения, формирование умения подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию, формирование навыка выразительного чтения.

Цели урока: образовательная: создать условия для повторения и закрепления  основного программного материала по литературному чтению и русскому языку, выраженного в неординарных ситуациях;

развивающая: содействовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся; способствовать развитию навыков чёткого изложения своих мыслей, умению моделировать ситуацию, способствовать развитию логического мышления;

воспитательная: способствовать воспитанию уважения к сопернику, умения достойно вести спор; помочь учащимся проявить стойкость, волю к победе, находчивость, умение работать в команде.


Планируемые результаты:

Познавательные УУД: формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.

Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников.

Коммуникативные УУД: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.

личностные УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.

Технологии, применяемые на занятии: работа в группах, технология подготовки ребёнка к активной познавательной деятельности, технология развития творческих способностей, технология коллективной работы, информационные и здоровьесберегающие технологии.







№ этапа

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые

результаты

1

Орг.момент


Включение детей в деловой ритм, создание положительной атмосферы.




Актуализация знаний.


А) Руки на месте, ноги вместе,

локти у края, спина прямая!

Улыбнемся друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:

-Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

-я радуюсь этому.

-Внимание моё растёт.

Я, как разведчик, всё замечу.

Б) Развитие артикуляционного аппарата

Ра-ра-ра – Кате спать пора,

Ро-ро-ро - на полу стоит ведро.

Ры-ры-ры – летают комары.

Ри-ри-ри – на ветке снегири .

Ор-ор-ор подмели мы двор.

Арь-арь-арь- на стене висит фонарь.


Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

С учителем читают стихотворение и садятся

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность

Личностные:

-выражать положительное отношение к процессу познания

Коммуникативные:

-формирование умения слушать и слышать

2

Подготовка учащихся к основному этапу занятия

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности




Формулировка темы урока, постановка цели.

Ребята, вы сказки любите? Хотите, я вам новую сказку прочитаю? Жил в одной сказке Колобок. Однажды выкатился он из своей сказки и покатился с одной сказочной страницы на другую. У Курочки-Рябы позавтракал. Маше и медведю свою песенку спел. Зайцу помог из избушки лису выгнать. У Кота с петухом пообедал. С дедом, бабкой, внучкой, Жучкой, кошкой и мышкой на огороде трудился. Семерым козлятам сказал, чтобы волка в дом не пускали. Пузырь, соломинка и лапоть его ужинать звали, да Колобок отказался. Он решил побывать ещё в одной сказке, прогуляться по берегу синего моря, возле которого жил старик со своею старухой.

- В какой сказке решил побывать Колобок?

- Как вы догадались?

- Давайте и мы вместе с Колобком совершим путешествие в сказку.

- Для чего туда отправимся?


- Попробуйте сформулировать тему и цели урока.

Слайд 1. Автор и название сказки.












Колобок хотел побывать в сказке А.С Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Да, для того, чтобы продолжить нашу работу над сказкой.

Регулятивные:

-постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того что еще не известно;

Познавательные:

-постановка и решение проблемы;

Коммуникативные:

-умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Регулятивные:

-Умение определять цель на уроке при помощи учителя;


3

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

-Дома вам нужно было дочитать сказку до конца и нарисовать иллюстрацию, найти фрагмент текста для подписи к ним.


Просмотр рисунков и чтение отрывка из сказки

Познавательные:

-умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Коммуникативные

-умение оформлять свои мысли в устной форме.

4

Открытие нового знания.








Работа в группах

а) Словарная разминка.

Слайд 2- 3. Устаревшие слова с рисунками

Прочитаем вместе слова и выражения, записанные на слайде: невод, старче. столбовая дворянка, кичка, душегрейка, белены объелась, бояре, пряник печатный . Нужно найти значение слов в книжке и прочитать


Б) Работа над текстом.

- Вы уже познакомились со сказкой. Что понравилось в сказке? Что не понравилось? (рассуждения учеников)

- Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведём игру.

1.Где жили старик и старуха?

(у синего моря в ветхой землянке)

2.С чем первый раз пришёл невод?

(с тиной)

3.С чем второй раз пришёл невод?

(с травой морской)

4..Какая труба была на новой избе старика и старухи? (кирпичная, белёная)

5.Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые)

6.В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона)

7.Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке)

8.Что держит стража царицы на плечах? (топорики)

9.Что ела за столом старуха-царица? (пряник)

10. Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню)

11.Как встретила старика старуха-царица? (выгнала)


Дети находят значения слов в книжке и читают




Все ученики делятся на 3 группы. Каждая группа по очереди «вылавливают» с доски золотую рыбку и отвечают на вопрос, номер которого записан на обороте рыбки. За правильный ответ – забирают рыбку. У кого улов будет больше?


Регулятивные:

-Умение работать по коллективно составленному плану:

Личностные: знание основных моральных норм работы в группе

Познавательные:

-формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение








5



Работа с учебником.














В) Анализ героев литературного произведения.

-Ребята, перечислите главных героев сказки

- Попробуем выяснить какой характер у каждого героя. Свои ответы нужно доказать словами из текста.

- Какие черты характера относятся к старику, старухе?

Слайд 4. Слова, характеризующие главных героев сказки: старика и старухи.

- Кто из героев вам больше нравится? Почему?

-Почему автор наделил одного героя только отрицательными качествами, а другого положительными?

-Как была наказана старуха? (она осталась у разбитого корыта, в своей землянке. Кстати сказать, выражение «осталась у разбитого корыта» и сейчас употребляется в речи. Что оно означает?

Слайд 5. Выражение с рисунком.

- Почему старик бал наказан. Ведь он обладает мягким податливым характером? ( Дети приходят к выводу, что безвольность - отрицательная черта характера. Смиренность, безответность, податливость – положительные черты. Если они оправданы. В сказке старику не хватило смелости противостоять старухе. Возразить ей и указать на ее неправоту. Остановить ее жадность. Он слепо подчинялся старухи.

- Кто в сказке Пушкина волшебный помощник? (золотая рыбка).

- В чем необычность рыбки?

- А меняется ли тон рыбки в общении с рыбаком? Доказать чтением.

- Как рыбка относится к старику?

- Ребята, представьте, что вы оказались в этой сказке и рыбка может исполнить ваши желания. На партах у вас лежат рыбки. Напишите на ней свое желание, а может быть это будет просьба для родных, друзей из класса.

-Расшифруйте имя ещё одного героя нашего произведения по ребусу

Слайд 6.Ребус к слову «Море».

Слайд 7.Отгадка ребуса

- Почему море можно назвать героем сказки?

- Как море показывает свое отношение к происходящему? (Цвет моря меняется). Почему?

Прочитайте, как автор описывает море, к которому пришел старик. Слайд 8.Море слегка разыгралось Показ отрывков из стихотворения, отражающих состояние и цвет моря.

Как изменилось море? Прочитайте Помутилось синее море.

- Как встретило море старика?

(Неспокойно встретило море старик в третий раз, знать, ведало. Что речь пойдет о том, с чем она на сможет согласится.)-

- Как встретило старика море? Слайд. Почернело

- Все беспокойнее становится синее море, но сама золотая рыбка с неизменным радушием встречает старика, успокаивает.


-Старик, старуха, золотая рыбка.


Работа с карточками .

Характеристики: добрый, податливый, безвольный, смиренный, властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный. (Каждый характер доказывают отрывком из сказки)



Учитель задает вопросы , дети отвечают на вопросы




Рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом, исполняет желания




Дети пишут свои желания, просьбы.

























-Море



-Выражает эмоции, показывает характер, свое отношение к происходящему, реагирует как живое существо.

Познавательные:

- умение сравнивать героев произведения;


Коммуникативные:

- умение оценивать выразительность чтения одноклассников;



- умение выполнять учебное задание, используя алгоритм,

6


физминутка

На уроке отдохнём - на рыбалку мы пойдём.

Накопаем мы червей, удочку возьмем скорей.

И вприпрыжку побежим- Порыбачить мы хотим.

В воду удочку закинем, посидим тихонько.

Рыбка, кажется , клюет, вытащим легонько.

Ах, какая красота- рыбка небольшая.

Пусть живёт себе в реке, выпущу тебя я.

Быстро в школу побежим, вот такой у нас режим


Дети выполняют движения .
















7


Первичное закрепление


Диагностические задания

Слайд 9. Предложения

с пропущенными слова и

с рисунками героев сказки.

А) Определите героя «Сказки о рыбаке и рыбке» по его словам, вставьте ответ в предложение. Прочитайте эти предложения с нужной интонацией.

а) Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто... — слова .................

б) Добро! Будет старуха царицей! — слова ............

б) ...Ни ступить, ни молвить не умеешь! Насмешишь ты целое царство — слова ………

Слайд 10. Исправить ошибки. Восстановить желания старухи.

Б). Восстановите порядок желаний старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке».

1) Хочет быть вольною царицей.

2) Хочет иметь новое корыто.

3) Хочет быть столбовою дворянкой.

4) Хочет, чтобы рыбка золотая служила у неё на посылках.

5) Требует избу.

6) Хочет быть владычицей морскою..



В) (Просмотр видеофильма без звука) Ребята, хотите быть артистами. Вам нужно найти отрывок, который подходит этому фильму и озвучивать.






























Чтение по ролям.

Регулятивные:

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено;

Личностные:

-готовность к сотрудничеству и дружбе;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные:

-умение проявлять активность в деятельности.


8


Включение нового знания в систему знаний и повторение


-Ребята, мы с вами изучаем сказку А.С Пушкина. Но какая это сказка?

А теперь мы с вами составим волшебную рыбку, чтобы все наши желания исполнились. Мы соберем целую фигуру рыбки.


Работа с пословицей.

Слайд 11 Пословица

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

-Объясните смысл полученной пословицы.


Волшебная


Дети на доске собирают фигуру рыбки.


На рыбке написана пословица.

Коммуникативные:

-умение корректно сообщать товарищу об ошибках;

Познавательные:

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Регулятивные:

-умение слушать и понимать речь других;

9


Рефлексия.

Наш урок подходит к концу, что интересного запомнилось с урока?

-Какую задачу ставили на уроке?

-Удалось решить поставленную задачу?

-Какие получили результаты?

-Где можно применить новые знания?

-На уроке у вас всё хорошо получилось?

-Над чем ещё надо поработать?


Анализ работы по табличкам:

Всё было понятно – красный

Расскажу другим – синий

Было интересно- зелёный.

Было трудно - чёрный

.Дети анализируют собственную деятельность,

Регулятивные:

-умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;

Личностные:

-умение признавать собственные ошибки;

Коммуникативные:

-умение соблюдать при взаимодействии с партнёрами нормы речевого этикета и правила устного общения


10

Домашнее задание.

К следующему уроку готовиться пересказывать кратко сказку.


Я хочу сказать вам спасибо за работу.