СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике в 5 классе по теме "Уравнение"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока поможет учителям математики при подготовке к уроку

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике в 5 классе по теме "Уравнение"»

Урок математики в 5 классе по теме «Уравнение» (Виленкин Н.Я., Жохов В.И.)

Тема урока: Уравнение.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.

Цели деятельности учителя:

Главная дидактическая цель: формировать умение решать уравнения; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)

Планируемые образовательные результаты:

1) Предметные

2) Метапредметные

3) Личностные

4) Уметь решать уравнения.

Регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение. Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь осознанно и произвольно строить речевые высказывание; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности; извлекать из математических текстов необходимую информацию; строить логическую цепочку рассуждений.

Уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; осознавать ответственность за общее дело; понимать причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Оборудование: Учебник Н.Я.Виленкина «Математика. 5 класс»;

Тесты по математике к учебнику Н.Я.Виленкина и др.

Основные понятия: уравнение, корень уравнения, решить уравнение

Организационная структура урока:

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цели: актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность; установить тематические рамки.

Деятельность учителя: Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет. (С.Маршак)

- Тихо садитесь, мы начинаем урок.

Деятельность учащихся: (Анализировать стихотворение и высказать свое мнение.)

II. Актуализация знаний. Фронтальный опрос.

Цели: создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия; организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; выявить место (шаг, операцию) затруднения; зафиксировать во внешней речи причину затруднения

Деятельность учителя: организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний

Прежде чем смело к задачам идти,

Тему из букв ты сумей, собери!

562 – (233 + 162) Е

612 + 276) – 412 У

713 + (87 + 189) А

682 – (364 + 282) И

65 + 431+ 35 + 69 Н

276 + 398 Р

476 – 239 В

У р а в н е н и е

Как найти неизвестное слагаемое? c + x = b (Надо из суммы вычесть известное слагаемое 

x = b – c)

Как найти неизвестное уменьшаемое? x – c = b (Надо к разности прибавить вычитаемое x = b + c)

Как найти неизвестное вычитаемое? c – x = b  (Надо из уменьшаемого вычесть разность

c – b = x)

Деятельность учащихся

Решают примеры, к каждому числу записывают буквы и читают тему урока.

Отвечают на вопрос.

Исправляют ошибки, дополняют решения, объясняют свои действия. Отвечают на вопросы.

Формирование УУД

Познавательные УУД – уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую)

Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Регулятивные – уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение

Личностные УУД - формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Предметные – уметь выделять неизвестный компонент арифметических действий (сложения и вычитания) и находить его значение

III. Построение проекта выхода из затруднения.

Цели: создать условия для составления совместного плана действий; организовать уточнение следующего шага учебной деятельности.

Деятельность учителя: организует уточнение следующего шага учебной деятельности, составление совместного плана действий.

На экране дата и запись: «Уравнение»

Сегодня мы находим корни уравнения.

Если в равенство входит буква, то равенство может быть верным при одних значениях этой буквы и неверным при других ее значениях.

Например, равенство х + 3 = 7 верно при х = 4 и неверно при х = 2.

Уравнение – равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.

Значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство, называют корнем уравнения.

Например, корнем уравнения х + 2 = 5 является число 3.

Решить уравнение – значит найти все его корни (или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня)

Разделите уравнения на группы, в которых неизвестный компонент находится одинаковым действием

а) x + 12 = 45 б) b – 19 = 60

в) 256 – (y + 112) = 25 г) 60 = b + 19

д) k – 0 = 92 е) 162 = c – 47


Почему уравнение под номером в) не вошло ни в одну из группы?


Решим уравнение (х + 15) + 14 = 56 двумя способами:

1-й способ 2-й способ


(х + 15) + 14 = 56 (х + 15) + 14 = 56

х + 15 = 56 – 14 х + 15 + 14 = 56 х + 15 = 42 х + 29 = 56 х = 42 – 15 х = 56 – 29 х = 27 х = 27


Решим уравнение (х + 65) - 28 = 45 двумя способами:

1-й способ 2-й способ


(х + 65) - 28 = 45 (х + 65) - 28 = 45 х + 65 = 45 + 28 х + 65 - 28 = 45 х + 65 = 73 х + 37 = 45 х = 73 – 65 х = 45 – 37 х = 8 х = 8

Деятельность учащихся:

Записывают в тетради дату и тему урока

Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.

Слушают объяснение

Отвечают на поставленные вопросы.

Выполняют задания в тетрадях.

Формирование УУД

Регулятивные – уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные – осознанно и произвольно строить речевые высказывание.

Личностные – осознавать ответственность за общее дело.

Предметные – знать определение уравнения, корня уравнения, что значить решить уравнение; правила сложения и вычитания; уметь выделять неизвестный компонент арифметических действий и находить его значение.

IV. Физкультминутка: Цель - переключение внимания, снятие синдрома усталости.

V. Реализация построенного проекта и первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цели: реализовать построенный прект в соответствии с планом; закрепить новое знание в речи и знаках; зафиксировать преодоление возникшего затруднения.

Деятельность учителя:

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, подводящий диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках

А теперь выполним задания в рабочей тетради.

Работа с учебником: п.10, с. 58 – 60.

66 – (х - 13) = 25 х = 54 (65 - у) + 19 = 48 у = 36 (х + 14) - 5 = 16 х = 7

Деятельность учащихся:

Ребята выполняют работу в своих тетрадях, сверяются и советуются с соседом по парте. После выполняем устную проверку. В случае ошибки – помогает разобраться соседу по парте.

Формирование УУД

Познавательные – уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)

Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные – уметь проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану.

Предметные – уметь решать уравнения.

VI. Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Деятельность учителя

- Что изучали сегодня на уроке?

- Сегодня на уроке все работали хорошо.

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Познавательные - Обобщают полученные знания.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Деятельность учителя:

Оцените свое отношение к уроку и насколько комфортно вы себя чувствовали на нем. Изобразите в зависимости от вашей самооценки на выданном вам кружочке один из вариантов смайликов. Если вы считаете, что вы поняли тему сегодняшнего урока, то изобразите улыбающийся смайлик. Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то нарисуйте равнодушный смайлик.

Если вы считаете, что не поняли тему сегодняшнего урока, то грустный смайлик.

Спасибо за урок.

Деятельность учащихся:

Дети изображают смайлики и размещают их на доске.

VIII. Домашнее задание: п.10 стр.58 – 60, решить № 395 .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!