Разработка урока по обществознанию
7 класс
Тема урока: Виды и формы бизнеса (параграф 15).
Цель работы: Познакомить учащихся с видами и формами бизнеса, правильный выбор которых является условием успешности экономической деятельности.
Учебно-материальное оснащение:
Учебник: Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова. 7 класс.
тетрадь
интерактивная доска, компьютер
Ход урока:
I. Организационная часть.
II. Подготовка к изучению нового материала – коллективный разбор домашнего задания.
На предыдущем уроке была проведена практическая работа «Рациональный производитель». Работа проводилась в группах по определенному плану. Цель работы: помочь учащимся выбрать способы эффективной деятельности. Перед изучением нового материала заслушиваем отчеты групп.
III. Объяснение нового материала.
Что такое бизнес
Виды бизнеса
Формы бизнеса
А. Учитель: Когда в Российской экономике стали развиваться рыночные отношения для школьников и молодежи появилась возможность заняться предпринимательской деятельностью. Мы попробовали с вами это проделать на предыдущем уроке.
Значительная часть молодежи мечтает или планирует посвятить себя бизнесу, им важно узнать о бизнесе как можно больше достоверной информации.
Опережающее задание: провести опрос среди выпускников (вопросы составляют уч-ся или с помощью учителя)
примеры вопросов:
Хотели бы вы заниматься бизнесом?
Каким бизнесом вы бы хотели заниматься? Считаете ли вы его перспективным?
Если не хотите заниматься бизнесом, то почему? и др.
Обсудить с классом полученную информацию из опроса старшеклассников и дать задание: (записать вопросы на доске)
Каковы мотивы у школьников, которые хотят посвятить свою жизнь бизнесу?
Возможные варианты ответов учащихся:
Перспективное и выгодное дело
Хотелось бы улучшить свое материальное положение
Хотелось бы контролировать свое будущее
смогу заниматься любимым делом и др.
К чему стремятся школьники?
Возможные варианты ответов учащихся:
Учитель: для того, чтобы дело стало для предпринимателя успешным ему необходимы знания. Можно ли ждать успеха от людей, которые не знают своего дела? Быть хорошим предпринимателем - это не только обладать такими качествами как:
( учащиеся сами могут предложить варианты качеств предпринимателя).
Главное в бизнесе: высокий профессионализм в деле. А начинать нужно со школьной скамьи.
Вспомним: (беседа с классом по вопросам ранее изученных тем)
Каковы цели и источники богатства?
Кто такие меценаты?
Что и как выгодно производить?
Как получить прибыль?
Как добиться в жизни успеха и благополучия?
По результатам беседы сделать вывод (возможный вариант: можно выбирать разные способы достижения успеха в жизни, ждать наследства, надеяться на удачу, а можно просто работать, стремиться к реализации своих идей, своей мечты.
Работа в тетради: выписать из параграфа определение: бизнес
Закрепление материала: стр.163-164 статья из рубрики «Жил на свете человек» - прочитать и ответить на вопрос, какие черты необходимы предпринимателю.
Возможные варианты ответов:
Учитель: Общество заинтересовано оказывать поддержку предпринимательству как важному стимулятору предприимчивости многих людей, а всякое ограничение деловой активности граждан – тормоз на пути к благополучию.
В. Изучение раздела «Виды бизнеса» целесообразно построить на основе учебного текста и организации работы учащихся в тетради.
Работа в тетради: заполнить таблицу, используя текст на стр.165-166
Вид бизнеса | Краткая характеристика |
Производственный | |
Торговый | |
Финансовый | |
Страховой | |
Посреднический | |
С. Усвоение материала раздела «Формы бизнеса» полезно закрепить обсуждением материала таблицы (можно вывести на доску)
Рассмотреть вместе с учащимися таблицу, обратить на достоинства и недостатки .
Форма организации бизнеса | Достоинства | Недостатки |
Единоличное предприятие | Легко создать, легко контролировать, свобода действий, неограниченная самостоятельность | Трудно найти средства для расширения фирмы, владелец должен сам управлять фирмой, высокий риск и ответственность |
Товарищество | Легко создать, легче собрать необходимые средства для развития | Возможны конфликты между партнерами, трудно собрать средства для крупных проектов |
Акционерное общество | Можно собрать огромный капитал путем продажи акций, можно нанять профессиональных управляющих | Можно потерять контроль над фирмой, если кто - то скупит большое количество акций, много усилий по работе с акционерами |
IV. Задание на дом: п.15 читать, «Проверь себя» - ответить на вопросы, «В классе и дома» №2 –письменно.
V. Подведение итогов работы урока.
Завершить урок можно обсуждением заданий рубрики «Учимся создавать свой бизнес». Учащиеся пробуют сделать свой выбор и обосновывают его правильность, опираясь на предложенные в тексте рекомендации и советы.
Используемая литература:
Учебник Обществознание 7 класс. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф.
Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: метод. пособие 9 класс.М.,1997.
Популярная экономическая энциклопедия/гл. ред. Некипелов А.Д.- М., 2001.
Задачи
№ 1
На производство одной тонны металла на первом заводе затрачивают десять часов, а на другом заводе - шесть часов. На каком заводе выше производительность труда?
№ 2
Предприниматель открыл завод по производству сока в литровых упаковках. На аренду помещения и заработную плату управляющего персонала он потратил 1 млн.руб. в месяц. Расходы на заработную плату рабочим, транспорт и сырье составили еще 2 млн. в месяц. Помогите предпринимателю определить цену одного литра сока, чтобы он мог получить минимальную прибыль, если известно, что за месяц завод производит 100 000 литров сока.
№ 3
Владелец фирмы вел свою документацию крайне неаккуратно. Он пропустил часть записей о затратах производства фирмы. Некоторые из них удалось восстановить по сохранившимся документам. Они составили: расходы на аренду помещения - 25 тыс. руб., зарплата рабочих - 50 тыс. руб., расходы на закупку сырья - 75 тыс. руб., транспортные расходы - 20 тыс. руб. Известно, что постоянные затраты производства составили 100 тыс. руб. Найдите общие и переменные затраты.
Задачи
№ 1 На производство одной тонны металла на первом заводе затрачивают десять часов, а на другом заводе - шесть часов. На каком заводе выше производительность труда?
№ 2
Предприниматель открыл завод по производству сока в литровых упаковках. На аренду помещения и заработную плату управляющего персонала он потратил 1 млн.руб. в месяц. Расходы на заработную плату рабочим, транспорт и сырье составили еще 2 млн. в месяц. Помогите предпринимателю определить цену одного литра сока, чтобы он мог получить минимальную прибыль, если известно, что за месяц завод производит 100 000 литров сока.
№ 3
Владелец фирмы вел свою документацию крайне неаккуратно. Он пропустил часть записей о затратах производства фирмы. Некоторые из них удалось восстановить по сохранившимся документам. Они составили: расходы на аренду помещения - 25 тыс. руб., зарплата рабочих - 50 тыс. руб., расходы на закупку сырья - 75 тыс. руб., транспортные расходы - 20 тыс. руб. Известно, что постоянные затраты производства составили 100 тыс. руб. Найдите общие и переменные затраты.