СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обучению грамоте (чтению) "Согласные звуки [ г ], [ г' ]. Буквы Г, г"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по обучению грамоте (чтению). Можно использовать при обучении по букварю Сторожевой.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обучению грамоте (чтению) "Согласные звуки [ г ], [ г' ]. Буквы Г, г"»

Тема: Звуки [ г] , [г’]. Буквы Г, г

Цели: познакомить учащихся с буквами Г, г, обозначающими звуки г, г; совершенствовать умение читать слоги, слова, предложения со звуками г, г; содействовать развитию речи, навыка осознанного, орфоэпически правильного чтения, развитию наблюдательности, творческих способностей детей; создавать условия для развития у учащихся желания изучать природу родного края, помогать птицам пережить холодную зиму.


Ход урока

  1. Организационный момент. Создание ситуации успеха.

- Жило-было на свете солнышко. Рано утром оно просыпалось и открывало пошире двери своего домика. А его детки - Солнечные лучики – отправлялись на лесные полянки, луга и леса, чтобы приносить радость их жителям. А теперь солнышко посылает свои лучики и вам и дарит добрую, нежную и лучистую улыбку. Солнышко приглашает нас в необычную страну Букварию. Вы там слушайте, думайте, наблюдайте да три правила соблюдайте.

( раздаю детям лучики и гостям)

  • Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши вперёд ума забегали.


  1. Актуализация знаний учащихся

Осветило ласковое солнышко страну Букварию, а там всё построено из необычных маленьких кирпичиков.

  • Что же это за самый маленький кирпичик нашей речи?

  • Какими бывают звуки?

  • Чем отличаются гласные от согласных?

  • Какими бывают согласные? А гласные?

б) Игра “Потеряшка”

Разогрелись на солнышке и гласные и согласные да и сняли свои костюмчики. Стали одеваться – не могут разобраться. Помогите потеряшкам вернуться к своим владельцам.

  • Чей костюмчик? Какой звук потерял? А почему вы назвали именно эти звуки?

  • (красный, синий, зелёный)

  • Какое слияние может примерить этот костюмчик?

  • Какие гласные вы использовали, чтобы получить мягкий слог-слияние

  • Почему именно эти?

  • Какие из них буквы с секретом?(е, я)

  • Что же это за секрет?

  • Какие два звука обозначает е? А я?

  • А когда они обозначают 2 звука? Приведите пример. Назовите слова, где буква я будет иметь два звука.

  • В каком случае они обозначают только один звук. Приведите пример.

в) Игра “Буква потерялась”

- Что за буква-озорница убежала со страницы?

беда

года

корь

Мари..

д..тел

- Верните её на место. Прочитайте слова. найдите слова, в которых звуков будет больше, чем букв. Почему? Какое слово лишнее? Почему?

- Почему буква я имеет только один звук? Какой звук у неё останется?

г) игра “Эхо”

- Вспомните как зовут наших старых друзей?( Том и Тим)

- Какой характер у Тома? А как вы догадались?

- Какой характер у Тима? Что вам подсказало?

- Во что любят играть Том и Тим?

- Отошли они подальше друг от друга да истали перекликаться, только вот у Тима горлышко разболелось. Давайте ему поможем. Я говорю слова Тома, а вы слова Тима.

- на, ла, ра, ма, за, да, ба, ва.


  1. Выделение звуков.

  • Тим и Том привели к нам на урок своих друзей. Давайте знакомиться. Это девочка Галя и мальчик Гена. Выложим имена при помощи моделей звуков.

а)звуковой анализ слов Галя

- Произнесите слово Галя по слогам.

- Назовите первый слог. Обозначьте его на парте Назовите первый звук в слиянии. Второй звук в слиянии. Назовите второй слог. Обозначьте его на парте. Назовите первый звук в слиянии, второй звук.

- Читаем слово по схеме. Определите какое это слово. Докажите. Сколько всего звуков.

б)звуковой анализ слова Гена

- Вспомните как зовут мальчика? Произнесите слово Гена по слогам. Назовите первый слог. Обозначьте его на парте. Назовите первый звук в слиянии. Второй звук в слиянии. Назовите второй слог. Обозначьте его на парте. Назовите первый звук в слиянии, второй.

- Читаем слово по схеме. Определите какое это слово? Сколько всего звуков?

Чем похожи эти слова? (Двухсложные. 4 звука)

-Назовите первый звук в слове Галя?

-Назовите первый звук в слове Гена?

- Чем похожи эти звуки?

- Докажите, что согласные?

А чем они отличаются?

дайте характеристику звукам [ г] , [г’].

- Определите звонкие или глухие.

4. Упражнение в слышании звуков ( физкультминутка)

Слова: галстук, гитара, гармонь, книга. гиря, гора, Гена, Галя, гномик, гирлянда. Если твёрдый – тянемся вверх

Если мягкий – присесть.

5. Знакомство с буквой

-И звук [ г] и звук [г’]. записываются с помощью буквы Г.

Г – узнаешь без труда,

Очень горбиться всегда. (сгибаю проволочку)

Буква Г- как яркий флаг.

Её легко запомнить так. (показываю картинку)

  • На что похожа буква Г? ( на ногу, косу)

  • Букву на плече носил, на лугу траву косил.

  • Скакой буквой познакомились? Сколько звуков она имеет? Назовите эти звуки. Найдите слова с ними.

  • Найдите её домик.

  • Сколько букв пришло в гости? Зачем нужна большая? Назовите слова. которые запишите с заглавной буквы. ( Галя, Герман, Гриша, Гродно, Гомель)

  • 6. Чтение слогов. ( Откройте букварь на стр. 97)

  • а) Электричка

  • Назовите слоги, в которых буква г будет иметь звук [г’]– мягкий согласный слог. Слоги, где буква г будет иметь твёрдый согласный звук.

  • б) Дополните слоги до слов.

  • га-газета

  • го- голова

  • ги – гиря

  • гу – гуси

  • Ге – Гена

7. Работа по учебнику

- Какие пернатые гости прилетели к нам на урок?

- Почему? Какие могли ещё прилететь?

а) чтение столбиков слов.

1- Чьи это слова? Докажите?

2- Найдите лишнее слово? Чьё это слово?

3- Назовите слова одним словом . Чьи это слова? Прочитайте слово- породу собаки.

4- Найдите лишнее слово. Чьё это слово?

1 и 2- Чем похожи слова? А чем отличаются?

3 и 4- Найдите слова со вторым ударным слогом.



1 и 2 – Назовите общий слог. В каком слове он ударный?

3 и 4 – Назовите слова одним словом



8. Работа над скороговоркой.

-Какие слова написаны одинаково?

Прочитайте первое, топая на ударный слог

  • Какое это слово? Какой слог ударный?

  • Прочитайте второе слово, выделяя ударный слог.

  • Какое это слово? Какой слог ударный?

  • Чем отличаются слова? Как называются такие слова? Какие ещё слова омографы вы знаете?

  • Портенируйтесь читать быстро.

  • Повторите.

9. Работа над текстом.

а) подготовка к восприятию

- Найдите слово название птицы.

- Каких вы знаете зимующих птиц?

дятел, сорока, ворона, синица, воробей.

  • Легко ли им зимой? Что страшно птицам зимой?

  • За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Поэтому птицам нужно помогать.

  • Как же мы можем им помочь? А что можно ложить в кормушку?

  • Какое правило нужно соблюдать?

  • б) чтение текста ( читает ученик)

  • Прочитайте название текста.

  • - Кто эти зимние гости?

  • в) чтение цепочкой.

  • Куда прилетели снегири?

  • На что похожи?

  • Найдите это предложение и прочитайте.

  • Почему птиц называют зимними гостями?

  • 10. Подведение итогов.

  • С какой буквой познакомились?

  • Сколько звуков обозначает?

  • Назовите эти звуки.

  • 11. Рефлексия.

  • Каким был наш урок?

  • С каким настроением вы его заканчиваете?

  • В начале урока каждый из вас получил солнечный лучик, и я надеюсь, что в ваших сердцах он зажег огонёк доброты. Кто считает, что стал добрее и мог бы поделиться своей добротой, верните свой лучик солнышку. А оно подарит их завтра другим детям. А с ними - частичку вашего душевного тепла.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!