СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру на тему "Воздух", 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру на тему "Воздух", 2 класс. Программа Школа России. Прилагается призентация.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему "Воздух", 2 класс»

Предмет: окружающий мир

Класс: 2 «в»

Учитель: Кирюхина Елена Владимировна

Автор учебника: А.А.Плешаков

Тема урока: «Воздух » ( Урок исследование)

Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по данной теме

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока: создание представлений учащихся о свойствах воздуха; обобщить знания детей об использовании человеком свойства воздуха.

Задачи

  • учить быть наблюдательными.

  • развивать познавательный интерес.

  • воспитывать культуру общения, умение работать в группах;


Предметные: продолжить формирование представлений об атмосфере, её составом, установить взаимосвязь между атмосферой и человеком;


Метапредметные: развивать умение пользоваться учебной и справочной литературой; развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с заданием; развивать коммуникативные навыки в процессе групповой работы и работы в парах.

За время урока учениками будут проведены опыты, которые помогут ребят сформировать свои знания о свойствах воздуха.




УУД, формируемые на уроке:

  • Личностные - формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Регулятивные - определение цели учебной деятельности, выбор темы, сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности, понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

  • Познавательные - выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез). Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.

  • Коммуникативные - оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, организация учебного взаимодействия в парах.


.



Методы: проблемный, частично- поисковый


Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная, работа в паре;

Средства обучения: презентация, ЦОР










Технологическая карта по окружающему миру



Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные действия

  1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности;

2мин

Включение в деловой ритм и игровую деятельность.


Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!



Подготовка к работе


Личностные:самоопределе

ние;регулятивные: целеполагание; коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний

Цель:

1) актуализировать знания о природе;

2мин

- Ответите на вопросы

 Учитель задаёт вопросы: (Слайд 1)

- Что на глобусе обозначено голубым цветом?

- Как назвать одним словом снег, дождь, град?

- Время года после осени?

- Что летом бывает грибным?

- Время суток подходящее для завтрака?

- Деревья бывают лиственные и :..?

1

Вода

2

Осадки

3

Зима

4

Дождь

5

Утро

6

хвойные



- А теперь из выделенных букв прочитайте слово . ВОЗДУХ.




Анализировать объекты, выделять главное, устанавливать аналогии (ПОЗН);

учитывать разные мнения, стремиться к координации, контролировать действия партнёра ( ком);



3.Постановка учебной проблемы

Цель:

1) определение темы и целей урока

2мин

Активизирует знания учащихся через создание проблемной ситуации.

- Какое слово у вас получилось?

- Как вы думаете, почему я вам загадала это слово?

- Верно. Так какой же будет тема нашего урока? Слайд2

-Что бы вы хотели узнать о воздухе? Прочитайте вопросы и выберете интересующие вас . Слайд3

  • Что такое воздух?

  • Как доказать, что воздух существует?

  • Свойства воздуха?

  • Почему загрязняется воздух?

  • Как охранять воздух?

 

Цель нашего урока ответить на эти вопросы.

Предлагают пути разрешения проблемы.

-воздух



-Это тема урока





Узнать:

  • Существование воздуха

  • Значение воздуха

  • Загрязнение и охрана воздуха


У детей формируется интерес к учебному материалу, способность к самооценке, эмпатия – понимание чувств других, сопереживание ( ЛИЧН); учатся осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия ( РЕГ); осуществлять поиск нужной информации( ПОЗН);

4.Построение проекта выхода из затруднения

15мин

Организует исследование проблемной ситуации.

- Посмотрите на рисунок. (Земля в окружении воздушной оболочки) (Слайд 4)

- Над Землей находится огромный воздушный океан, и мы каждый час, каждую минуту сами того не замечая, «купаемся» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и даже автобусы и автомобили «купаются» в этом океане.

- Воздушная оболочка Земли – это ее удивительная голубая «рубашка». Неслучайно нашу Землю называют голубой планетой. Высота воздушной оболочки достигает 1 тысячи километров.

В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух? 

 

А как доказать, что воздух не пустое место, как доказать его наличие? Предлагаю Вам провести несколько опытов.

Работа в парах. Задание для проведения опытов

Опыты:

1.Опыт: На столе учеников лежит веер. Как с помощью веера доказать наличие воздуха?

-Что мы делаем веером? (машем)

-Что при этом мы чувствуем? (ветерок)

-А что такое ветерок? (движение воздуха)

2.Опыт

Возьмите соломинку и опустите ее в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку.

-Что появилось?

Появятся пузырьки воздуха.

-Пузырьки из чего состоят? (из воздуха)

3.Опыт

Опыт: ученики должны опустить стакан вверх дном в ёмкость с водой.

- Почему вода не попадает в стакан?

(Её не пускает воздух)

-Сделайте вывод можем ли мы доказать, что воздух существует?

 Вывод: При помощи зрения воздух всё же можно обнаружить в некоторых случаях.   

    Мы можем почувствовать воздух при его движении


-А как вы думаете, какого цвета воздух?
Открываем первое свойство воздуха: чистый воздух невидимый и бесцветный.(Карточка 1)

 

А вот толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно.
Что вы видите вверху?

( Небо) Какого оно цвета ?Каким оно может быть?Почему?

(Ученик 1)Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем. Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на черном небе огненный диск Солнца.

-Мы привыкли называть воздушный океан – небом. Какова роль воздушного океана на Земле?


(Ученик 2)Воздушный океан очень важен для жизни. Потому что воздухом дышат люди, звери, птицы и растения – все живое на Земле.Если бы воздушный океан исчез уже через несколько минут наша планета исчезла.
Может ли жить человек без воздуха?

Закройте ладошками рот и нос.
Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто сколько может без воздуха.
Какое было желание?

( Открыть нос).
Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.

4. Опыт

А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали?


Пахнет чем-нибудь воздух?
Закройте глаза.

А сейчас?


Запах, мы ощущаем, когда частицы вещества попадают к нам в нос.

. Задаются вопросы:

Какое действие сейчас было совершено? (ответ учеников) Как вам удалось ощутить запах на небольшом расстоянии?


Где вы чувствуете сильные запахи?
 
Значит, какой вывод?
(Чистый воздух запаха не имеет).
Карточка 2


Физминутка

 Воздух поможет вам отдохнуть.

Упр.   « Цветочная поляна».
А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всех. Понюхайте его.

Какое слово выразит его душистый аромат?

Сделайте глубокий вздох и скажите ( АХ! )



5.Опыт Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его.

Какое свойства воздуха мы откроем? (Без вкуса).(Карточка 3)

 

6. Опыт Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось?

Имеет ли воздух форму? (Не имеет форму).(Карточка 4)


Итак о каких свойствах воздуха мыузнали?

1.Без цвета.

2.Без запаха.

3.Без вкуса.

4.Не имеет форму.



























































































(Ничего).



( Запах духов).








2. запах распространяется по воздуху,


( В столовой, парикмахерской, аптеке и т.д.)

(Чистый воздух запаха не имеет).

 














Без вкуса






Не имеет формы














На этом этапе у детей формируется интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке ( ЛИЧН); учитывать выделенные учителем ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, планировать свои действия, вносить коррективы в действия, оценивать свои действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме (РЕГ); осуществлять поиск нужной информации, анализировать. Выделять главное, строить рассуждения об объекте ( ПОЗН); формулировать собственное мнение и позицию (КОМ).


- Казалось бы, человек должен только радоваться такому подарку природы – воздуху, заботиться о его чистоте. А что происходит на самом деле?

- На самом деле все чаще и чаще в разных уголках мира можно видеть такие страшные картины. (слайд 6) Какие?

(зрительный ряд: смог над городом, дымящие заводы, выхлопные газы автомобилей)


(Ученик 3) Трубы заводов и фабрик выпускают в воздух целые реки углекислого газа. Выражение «нечем дышать» все чаще встречается в разговорах большинства жителей городов. Все большее количество жителей нашей планеты страдают болезнью – астмой. У больных людей сильно затруднено дыхание, они задыхаются.


- Какие еще источники загрязнения воздуха можете назвать?


Схема: (слайд 6)


Источники загрязнения воздуха:

1) машины,

2) заводы и фабрики,

3) пыль, дым.



(Ученик 4) Автомобиль стал злейшим врагом природы и человека. Он занимает первое место по объему выбросов вредных веществ в воздух. Кроме того, он поднимает целые клубы пыли, вдоль дорог растения заражены вредными веществами.

(Ученик 5) Около 50 лет назад от городского дыма в Лондоне погибли 4 тысячи человек. Это было серьезным предупреждением жителям городов всей планеты. Был принят закон о запрещении топлива, оставляющего дым. Но до сих пор проблема задымленности городов не решена. Темнеют здания, разрушаются памятники, в легких людей накапливаются вредные вещества.


- Что же делать? Ждать, пока наша планета превратится в безжизненную пустыню? Какие меры должен предпринимать человек, чтобы сохранить, очистить, пока еще не поздно, воздух на планете? (ответы детей)


Схема на доске: (Слайд №7)


Способы охраны воздуха:.

1 фильтры на заводах и фабриках,

2.посадка растений в городах,

3.использование невредных видов транспорта, топлива,

4.создание организаций по охране окружающей среды,

День защиты окружающей среды – 5 июня.




Первичное закрепление

5мин

 

- Почему же воздух одно из главных богатств природы?

Работа в парах (Закончи фразу)

Какое значение имеет воздух для нас?

Благодаря воздуху мы…(доска)

  • Дышим

  • Слышим

  • Плаваем на яхтах и парусниках;

  • Спускаемся на парашютах и поднимаемся на воздушных шарах;

  • Убираем пыль пылесосом;

  • Сушим бельё

  • Сушим волосы феном





















Осуществляют поиск нужной информации, анализируют. Выделяют главное, строят рассуждения об объекте, дети спорят ( ПОЗН); формулируют собственное мнение, контролируют действия партнёра ( Личн.УУД);

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

3 мин

Организует деятельность по применению новых знаний.

Сейчас вы выполните самостоятельную работу. Слайд17

Детям выдаются карточки.

Вова Колесников, выполняя самостоятельною работу описал так свойства воздуха:

Воздух не имеет вкуса. Он голубого цвета. У него запах апельсина и он прозрачный

Найди у Вовы ошибки и исправь их.

Самопроверка.

Для самопроверки выдаётся карточка эталон.

Бесцветный нет запаха

Воздух не имеет вкуса. Он голубого цвета. У него запах апельсина и он прозрачный

- Кто допустил ошибку?

- Почему?

- Над чем надо поработать?

- Кто выполнил без ошибок?


Самостоятельная работа. Самопроверка с пошаговым сравнением с эталоном

В том, как дети выполняют простое задание. Видны первые результаты работы учителя развивающего обучения- дети дают правильные ответы. Выражают и обосновывают свое несогласие с ответом одноклассников. В ходе этого этапа урока развиваются мотивация к учёбе, интерес к новому учебному материалу. Способность к самооценке ( ЛИЧН);

Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

  • тренировать способность к установлению взаимосвязи между объектами природы


Теперь мы знаем:

  • Что такое воздух?

  • Как доказать, что воздух существует?

  • Свойства воздуха?

  • Почему загрязняется воздух?

  • Как охранять воздух?




Рефлексия деятельности

2мин


Организованное таким образом подведение итога урока позволяет коллективно назвать его наиболее яркие и содержательные моменты. И каждый ребёнок получает возможность мысленно соотнести собственные впечатления с впечатлением других, актуализирует содержание урока, его этапы, что в одиночку было бы невыполнимой для вторклассника задачей

Дом.задание слайд 21

1мин

(учебник, с. 50-58. , ответить на вопросы. Рисунок об охране воздуха (по желанию)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!