Организует исследование проблемной ситуации. - Посмотрите на рисунок. (Земля в окружении воздушной оболочки) (Слайд 4) - Над Землей находится огромный воздушный океан, и мы каждый час, каждую минуту сами того не замечая, «купаемся» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и даже автобусы и автомобили «купаются» в этом океане. - Воздушная оболочка Земли – это ее удивительная голубая «рубашка». Неслучайно нашу Землю называют голубой планетой. Высота воздушной оболочки достигает 1 тысячи километров. В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух? А как доказать, что воздух не пустое место, как доказать его наличие? Предлагаю Вам провести несколько опытов. Работа в парах. Задание для проведения опытов Опыты: 1.Опыт: На столе учеников лежит веер. Как с помощью веера доказать наличие воздуха? -Что мы делаем веером? (машем) -Что при этом мы чувствуем? (ветерок) -А что такое ветерок? (движение воздуха) 2.Опыт Возьмите соломинку и опустите ее в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку. -Что появилось? Появятся пузырьки воздуха. -Пузырьки из чего состоят? (из воздуха) 3.Опыт Опыт: ученики должны опустить стакан вверх дном в ёмкость с водой. - Почему вода не попадает в стакан? (Её не пускает воздух) -Сделайте вывод можем ли мы доказать, что воздух существует? Вывод: При помощи зрения воздух всё же можно обнаружить в некоторых случаях. Мы можем почувствовать воздух при его движении -А как вы думаете, какого цвета воздух? Открываем первое свойство воздуха: чистый воздух невидимый и бесцветный.(Карточка 1) А вот толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно. Что вы видите вверху? ( Небо) Какого оно цвета ?Каким оно может быть?Почему?
(Ученик 1)Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем. Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на черном небе огненный диск Солнца. -Мы привыкли называть воздушный океан – небом. Какова роль воздушного океана на Земле? (Ученик 2)Воздушный океан очень важен для жизни. Потому что воздухом дышат люди, звери, птицы и растения – все живое на Земле.Если бы воздушный океан исчез уже через несколько минут наша планета исчезла. Может ли жить человек без воздуха? Закройте ладошками рот и нос. Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто сколько может без воздуха. Какое было желание? ( Открыть нос). Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем. 4. Опыт А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали? Пахнет чем-нибудь воздух? Закройте глаза. А сейчас? Запах, мы ощущаем, когда частицы вещества попадают к нам в нос. . Задаются вопросы: Какое действие сейчас было совершено? (ответ учеников) Как вам удалось ощутить запах на небольшом расстоянии? Где вы чувствуете сильные запахи? Значит, какой вывод? (Чистый воздух запаха не имеет).Карточка 2 Физминутка Воздух поможет вам отдохнуть. Упр. « Цветочная поляна». А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всех. Понюхайте его. Какое слово выразит его душистый аромат? Сделайте глубокий вздох и скажите ( АХ! ) 5.Опыт Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его. Какое свойства воздуха мы откроем? (Без вкуса).(Карточка 3) 6. Опыт Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет ли воздух форму? (Не имеет форму).(Карточка 4) Итак о каких свойствах воздуха мыузнали? 1.Без цвета. 2.Без запаха. 3.Без вкуса. 4.Не имеет форму. |