Здравствуйте, добрый день! Пожелать Вам мне не лень! Всех приветствовать мы рады В этот день, весенний день! -Поздоровайтесь с нашими гостями! Пожелайте мысленно себе и своим товарищам хорошего настроения и позитивного настроя на работу! Фронтальная работа: (по ходу ответов на доске открываются слова) -Какой раздел мы начали изучать? (Современная Россия) - Как по - другому можно назвать Россию? (Российская Федерация) - Что обозначает слово Федерация? (союз, объединение) - Это слово в переводе с латинского означает «устройство, постановление»? (Конституция) - Что такое Конституция? (основной закон страны) - Что такое законы? (правила обязательные для всех) - Какое слово в переводе с латинского означает «заявление»? (Декларация) - О чём говорится в Декларации? ( о правах человека) -Где была принята Декларация? (на собрании ООН) На доске: КОНституция федераЦИЯ закоН дЕкларация праВа Примечание: перед проверкой домашней работы один из учеников получает индивидуальное задание (найти в толковом словаре формулировку слова КОНВЕНЦИЯ) А) Постановка проблемы - А сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой отрывок из школьной жизни. /Девочка читает книгу, мальчик включил телефон и слушает музыку. Девочка: - Сделай, пожалуйста, потише, ты мне мешаешь! Мальчик: - А у меня настроение хорошее и я хочу слушать музыку, имею на это право!/ -Почему дети не смогли договориться? (каждый отстаивал свои права) - Кто прав? Какое право отстаивал мальчик? (на отдых) Девочка? (на образование) Б) Актуализация знаний - Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? - Сформулируйте тему: Права детей. - Вы знаете свои права? (да, нет, не все) ![]() ![]()    - Отметьте на лесенке знаний, как вы считаете, где находятся ваши знания по теме урока. - Какие цели каждый из вас хотел бы поставить перед собой по теме урока? -Что вы знаете о своих правах, на что вы имеете право? Знаю | Не знаю | Право на жизнь на образование на защиту на здоровье на неприкосновенность | ! по ходу урока вывешиваются таблички права детей или один из учеников группы записывает их на доске, частица НЕ зачеркивается в конце урока | В) Работа по теме урока (поиск решения) Слово «ребёнок» от древнерусского «робя» (слабый, беспомощный), а раз слабый и беспомощный, значит, он должен иметь право на особую защиту и помощь! Слайд 2 Ребёнок родился – это большое счастье для родителей, это счастливое событие. С самого первого дня ребёнок находится не только под защитой своих родителей, но и под защитой государства. Слайд 3 - А вы знаете, до какого возраста, ребёнок считается – ребёнком? (до 18 лет) - В каком документе записаны права всех людей? (Декларация) - Однако Декларация носит лишь рекомендательный характер и их нормы не обязательны для исполнения. - Но вы дети и должен быть такой документ, который исполнять нужно обязательно! Прочитайте это слово! (составляют из букв слово – КОНВЕНЦИЯ) - Как вы думаете, что означает это слово? (выслушиваются мнения детей) - Давайте послушаем какое значение слова есть в словаре. Примечание: определение слова зачитывает ученица, которая работала самостоятельно (Конвенция – это международный документ, который защищает права детей) 20 ноября 1989 г. Конвенция была единогласно принята комиссией ООН. Через год, в 1990г., она была принята и в нашей стране. Слайд 4 - Сколько лет действует Конвенция в нашей стране? (22 года) -Какой документ защищает права детей? - Давайте вернёмся к вашим целям (перечисляют). Какую цель достигли? А какую нет? -У вас есть права и мне не хочется нарушать ваши права. Когда человек устаёт, он имеет право на что? (на отдых) - ст.31 ФИЗМИНУТКА («Если нравится тебе…») -Был ли у вас сейчас выбор? (да, мы могли делать движения, или не делать, если не нравится) -Вы имели право на что? (на выбор) Согласно ст.12 –ребёнок имеет право свободно выражать свои взгляды, мысли, если это не оскорбляет и не унижает другого человека. (учитель выдаёт по группам экземпляры Конвенции) - Сколько статей в Конвенции? (54статьи) - Конвенция состоит из трёх частей. В первой части изложены права, которые имеют дети. Во второй и третьей части (со ст. 42) изложены требования к государствам- участникам, подписавшим Конвенцию. -Давайте вспомним правила работы в группе: Умей выслушать товарища, не перебивай Говори спокойно, ясно, вполголоса Говори по делу В разговоре должны участвовать все Примечание: каждая группа получает задание 1 группа – сформулировать права, которые изложены в Конвенции, в статьях ст. 7 (право на имя и гражданство) Ст. 14 (свобода веры и религии) 2 группа – сформулировать права, которые изложены в Конвенции, в статьях ст. 16 (право на личную жизнь, тайну корреспонденции) Ст. 23 (неполноценный в умственном или физическом отношении ребёнок должен вести достойную жизнь) 3 группа – сформулировать права, которые изложены в Конвенции, в статьях ст. 19 (право на защиту от насилия, даже со стороны родителей) Ст. 17 (доступность средств массовой информации, которая хорошо влияет на их воспитание и образование) - Кто расширил свои знания о правах, которые у каждого из вас есть? Примечание: по ходу отчёта групп на доске вывешиваются таблички – формулировки прав (или запись на доске) -«Дети имеют право на особую заботу и помощь» это главная мысль Конвенции. - Как вы думаете , почему должна быть особая забота и помощь по отношению к детям? (они рождаются и ничего не знают, не умеют, они беззащитны, они должны узнать, что хорошо, что плохо) Г) Закрепление изученного материала (работа в группах) -Когда нарушаются права, к специалистам какой профессии мы обращаемся? (к юристам) - Вы будете юристами и вы хорошо знаете законы, и Конвенцию о правах детей. Вам для обсуждения в группе предлагаются ситуации, которые вы должны разобрать. Давая консультацию ссылайтесь на Конвенцию. Примечание: группам выдаются ситуации для обсуждения, свои ответы они начинают со слов «Согласно Конвенции о правах ребёнка ст. * …..» Учитель выдаёт листы, где коротко изложены положения статей конвенции. 1 группа- В древнегреческом государстве Спарте, которое славилось своими непобедимыми воинами, каждого новорождённого мальчика осматривали: крепкого, здорового – оставляли жить, слабого, больного – бросали вниз со скалы. Какое право нарушали? (право на жизнь) - Если ребёнок рождается слабым, ничего сделать нельзя? (нужно хорошо питаться, заниматься спортом – помогать; пример А. В. Суворов) 2 группа - В одном из лесов Индии был найден мальчик, который жил в лесу вместе с дикими животными. Он не умел разговаривать и вёл себя, рычал, кусался. Имеют ли люди право посадить этого мальчика в клетку и обращаться с ним как с животным? (ребёнок должен вести достойную жизнь и иметь такие же права, которые имеют другие дети) 3 группа - Один из учеников 4 класса жалуется на то, что родители его постоянно заставляют делать уроки, ходить в школу и изучать англ. яз. с репетитором, а он этого не хочет. Ребёнок считает, что таким образом, родители нарушают его право на отдых. (ст.18 – родители несут ответственность за воспитание и развитие ребёнка, наилучшие интересы ребёнка являются их основной работой) -Конечно же, ребята, у вас есть не только права, у вас есть ещё обязанности, которые вы должны соблюдать и выполнять! -Давайте вернёмся к ситуации, которая произошла в начале урока между детьми. Кто же прав? Чьи права нарушаются? (мальчик должен выключить музыку, т. к. существуют культурные нормы, которые люди должны соблюдать) - Изменилось ли ваше отношение к ситуации, которую показали ребята? - Давайте вспомним, какую цель каждый из вас поставил перед собой в начале урока? - Вы достигли поставленной цели? - Отметьте на лесенке как продвинулись ваши знания? - Прокомментируйте, что вы узнали и открыли для себя? - В каком документе изложены ваши права? Слайд 5 - Сколько лет действует Конвенция на территории нашей страны? - Что вам помогло сегодня достичь поставленной перед собой цели? - Выскажите мнение о своей работе, о работе своих товарищей, кто работал особенно хорошо? Учитель оценивает работу учащихся Учебник – с. 163 (вопросы) Тетрадь с. 59 №1,2 * Познакомиться с другими статьями Конвенции и рассказать о них (показать учащимся книги, которые можно взять в библиотеке, и в доступной форме познакомиться с правами) Дополнительный материал: Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война. Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым, Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым. Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде. Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина. Видеоролик на песню «Детство» |