СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру по теме "Дети имеют право на помощь и защиту"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал можно использовать как на уроке окружающего мира, так и во внеурочной деятельности. Дети узнают не только о своих правах, но и о своих обязанностях.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру по теме "Дети имеют право на помощь и защиту"»

Урок составила

Антонова Валерия Викторовна

учитель начальных классов

МАОУ «Средняя школа №24»

г. Петропавловска- Камчатского



Урок по окружающему миру в 4 классе

по программе «Школа России».


Тема: «Дети имеют право на особую заботу и помощь»


Цели:


  • Обучающая – дать ученикам представление о понятии «Конвенция», познакомить учащихся с некоторыми статьями Конвенции, расширить знания учащихся о правах, которые они имеют, учить применять правовые знания в повседневной жизни;



  • Развивающая - развивать речь, познавательный интерес учащихся, умение рассуждать, сравнивать, анализировать и делать выводы;





  • Воспитывающая – формировать знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, формировать уважительное отношение к правам других людей.





Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор с экраном, толковый словарь, Конвенция (6 экз.), путевые листы для работы в группах, книги для выставки.
















Ход урока:

Этапы урока

Содержание

Универсальные учебные действия

1.Организационный момент, настрой на работу.



2 мин.





2.Проверка домашней работы.








4 мин.




















3.Новая тема.





2 мин.






















3 мин.





































4 мин.














2 мин.
























6 мин.
































6 мин.




























4. Подведение итога






7 мин.



5. Рефлексия






5. Домашнее задание, оценивание работы

2 мин.


























2 мин.

Здравствуйте, добрый день!

Пожелать Вам мне не лень!

Всех приветствовать мы рады

В этот день, весенний день!


-Поздоровайтесь с нашими гостями! Пожелайте мысленно себе и своим товарищам хорошего настроения и позитивного настроя на работу!



Фронтальная работа:

(по ходу ответов на доске открываются слова)


-Какой раздел мы начали изучать? (Современная Россия)

- Как по - другому можно назвать Россию? (Российская Федерация)

- Что обозначает слово Федерация? (союз, объединение)

- Это слово в переводе с латинского означает «устройство, постановление»? (Конституция)

- Что такое Конституция? (основной закон страны)

- Что такое законы? (правила обязательные для всех)

- Какое слово в переводе с латинского означает «заявление»?

(Декларация)

- О чём говорится в Декларации? ( о правах человека)

-Где была принята Декларация? (на собрании ООН)


На доске:

КОНституция

федераЦИЯ

закоН

дЕкларация

праВа










Примечание: перед проверкой домашней работы один из учеников получает индивидуальное задание (найти в толковом словаре формулировку слова КОНВЕНЦИЯ)


А) Постановка проблемы


- А сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой отрывок из школьной жизни.

/Девочка читает книгу, мальчик включил телефон и слушает музыку.

Девочка: - Сделай, пожалуйста, потише, ты мне мешаешь!

Мальчик: - А у меня настроение хорошее и я хочу слушать музыку, имею на это право!/


-Почему дети не смогли договориться? (каждый отстаивал свои права)

- Кто прав? Какое право отстаивал мальчик? (на отдых)

Девочка? (на образование)


Б) Актуализация знаний


- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

- Сформулируйте тему:

Права детей.


- Вы знаете свои права? (да, нет, не все)



- Отметьте на лесенке знаний, как вы считаете, где находятся ваши знания по теме урока.

- Какие цели каждый из вас хотел бы поставить перед собой по теме урока?

  • Узнать о своих правах

  • Узнать, есть ли документ защищающий права ребёнка


-Что вы знаете о своих правах, на что вы имеете право?

Знаю

Не знаю

Право на жизнь

на образование

на защиту

на здоровье

на неприкосновенность

! по ходу урока вывешиваются таблички права детей или один из учеников группы записывает их на доске, частица НЕ зачеркивается в конце урока


В) Работа по теме урока (поиск решения)

  • - Дети составляют 20% населения нашей планеты. Дети – часть нашего общества, у которой свои запросы и интересы (ПРИЛОЖЕНИЕ – слайд 1)

Слово «ребёнок» от древнерусского «робя» (слабый, беспомощный), а раз слабый и беспомощный, значит, он должен иметь право на особую защиту и помощь! Слайд 2

Ребёнок родился – это большое счастье для родителей, это счастливое событие. С самого первого дня ребёнок находится не только под защитой своих родителей, но и под защитой государства. Слайд 3

- А вы знаете, до какого возраста, ребёнок считается – ребёнком? (до 18 лет)

- В каком документе записаны права всех людей? (Декларация)

- Однако Декларация носит лишь рекомендательный характер и их нормы не обязательны для исполнения.

- Но вы дети и должен быть такой документ, который исполнять нужно обязательно! Прочитайте это слово!

(составляют из букв слово – КОНВЕНЦИЯ)

- Как вы думаете, что означает это слово? (выслушиваются мнения детей)

- Давайте послушаем какое значение слова есть в словаре.


Примечание: определение слова зачитывает ученица, которая работала самостоятельно (Конвенция – это международный документ, который защищает права детей)


20 ноября 1989 г. Конвенция была единогласно принята комиссией ООН. Через год, в 1990г., она была принята и в нашей стране. Слайд 4

- Сколько лет действует Конвенция в нашей стране? (22 года)


-Какой документ защищает права детей?

- Давайте вернёмся к вашим целям (перечисляют). Какую цель достигли? А какую нет?


-У вас есть права и мне не хочется нарушать ваши права. Когда человек устаёт, он имеет право на что? (на отдых) - ст.31

ФИЗМИНУТКА

(«Если нравится тебе…»)

-Был ли у вас сейчас выбор? (да, мы могли делать движения, или не делать, если не нравится)

-Вы имели право на что? (на выбор)

Согласно ст.12 –ребёнок имеет право свободно выражать свои взгляды, мысли, если это не оскорбляет и не унижает другого человека.

(учитель выдаёт по группам экземпляры Конвенции)

- Сколько статей в Конвенции? (54статьи)

- Конвенция состоит из трёх частей. В первой части изложены права, которые имеют дети. Во второй и третьей части (со ст. 42) изложены требования к государствам- участникам, подписавшим Конвенцию.

  • Работа в группах.

-Давайте вспомним правила работы в группе:

  • Умей выслушать товарища, не перебивай

  • Говори спокойно, ясно, вполголоса

  • Говори по делу

  • В разговоре должны участвовать все

Примечание: каждая группа получает задание

1 группа – сформулировать права, которые изложены в Конвенции, в статьях ст. 7 (право на имя и гражданство)

Ст. 14 (свобода веры и религии)

2 группа – сформулировать права, которые изложены в Конвенции, в статьях ст. 16 (право на личную жизнь, тайну корреспонденции) Ст. 23 (неполноценный в умственном или физическом отношении ребёнок должен вести достойную жизнь)


3 группа – сформулировать права, которые изложены в Конвенции, в статьях ст. 19 (право на защиту от насилия, даже со стороны родителей) Ст. 17 (доступность средств массовой информации, которая хорошо влияет на их воспитание и образование)

- Кто расширил свои знания о правах, которые у каждого из вас есть?


Примечание: по ходу отчёта групп на доске вывешиваются таблички – формулировки прав (или запись на доске)


-«Дети имеют право на особую заботу и помощь» это главная мысль Конвенции.

- Как вы думаете , почему должна быть особая забота и помощь по отношению к детям? (они рождаются и ничего не знают, не умеют, они беззащитны, они должны узнать, что хорошо, что плохо)


Г) Закрепление изученного материала (работа в группах)

-Когда нарушаются права, к специалистам какой профессии мы обращаемся? (к юристам)

- Вы будете юристами и вы хорошо знаете законы, и Конвенцию о правах детей. Вам для обсуждения в группе предлагаются ситуации, которые вы должны разобрать. Давая консультацию ссылайтесь на Конвенцию.


Примечание: группам выдаются ситуации для обсуждения, свои ответы они начинают со слов «Согласно Конвенции о правах ребёнка ст. * …..» Учитель выдаёт листы, где коротко изложены положения статей конвенции.


1 группа- В древнегреческом государстве Спарте, которое славилось своими непобедимыми воинами, каждого новорождённого мальчика осматривали: крепкого, здорового – оставляли жить, слабого, больного – бросали вниз со скалы. Какое право нарушали? (право на жизнь)

- Если ребёнок рождается слабым, ничего сделать нельзя? (нужно хорошо питаться, заниматься спортом – помогать; пример А. В. Суворов)


2 группа - В одном из лесов Индии был найден мальчик, который жил в лесу вместе с дикими животными. Он не умел разговаривать и вёл себя, рычал, кусался. Имеют ли люди право посадить этого мальчика в клетку и обращаться с ним как с животным? (ребёнок должен вести достойную жизнь и иметь такие же права, которые имеют другие дети)


3 группа - Один из учеников 4 класса жалуется на то, что родители его постоянно заставляют делать уроки, ходить в школу и изучать англ. яз. с репетитором, а он этого не хочет. Ребёнок считает, что таким образом, родители нарушают его право на отдых. (ст.18 – родители несут ответственность за воспитание и развитие ребёнка, наилучшие интересы ребёнка являются их основной работой)

-Конечно же, ребята, у вас есть не только права, у вас есть ещё обязанности, которые вы должны соблюдать и выполнять!

-Давайте вернёмся к ситуации, которая произошла в начале урока между детьми. Кто же прав? Чьи права нарушаются? (мальчик должен выключить музыку, т. к. существуют культурные нормы, которые люди должны соблюдать)


- Изменилось ли ваше отношение к ситуации, которую показали ребята?

- Давайте вспомним, какую цель каждый из вас поставил перед собой в начале урока?

- Вы достигли поставленной цели?

- Отметьте на лесенке как продвинулись ваши знания?

- Прокомментируйте, что вы узнали и открыли для себя?

- В каком документе изложены ваши права? Слайд 5

- Сколько лет действует Конвенция на территории нашей страны?



- Что вам помогло сегодня достичь поставленной перед собой цели?

- Выскажите мнение о своей работе, о работе своих товарищей, кто работал особенно хорошо?



Учитель оценивает работу учащихся


  1. Учебник – с. 163 (вопросы)

  2. Тетрадь с. 59 №1,2

  3. * Познакомиться с другими статьями Конвенции и рассказать о них (показать учащимся книги, которые можно взять в библиотеке, и в доступной форме познакомиться с правами)


Дополнительный материал:


  1. Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,

Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.

Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

  1. Видеоролик на песню «Детство»















ЛУУД:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно- познавательные мотивы.
























ЛУУД

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу




ЛУУД:

- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.















ПУУД:

- формулирование познавательной цели








РУУД:

- принимать и сохранять учебную задачу.








РУУД:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.


ПУУД:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.


- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

















КУУД:

- адекватно использовать коммуникативные средства для решения коммуникативных задач,


- формулирование собственного мнения и умение учитывать разные мнения.













ПУУД:

- строить сообщения в устной форме,


- устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений.



































РУУД:

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки,


- адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей.


















ЛУУД:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности






РУУД:

- формирование

положительной мотивации учения



РУУД:

-адекватно воспринимать оценку учителя