СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Полезные ископаемые"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • определение свойств и особенностей горных пород, встречающихся в Вологодской области,
  •  развитие познавательной активности, умения сравнивать, делать выводы, мыслить логически.
  • совершенствование умения сравнивать, находить общее;        

развитие умения работать в группе;

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Полезные ископаемые"»

Технологическая карта урока

Вводная часть
Предмет: окружающий мир

Класс: 4
Наименование учебно-методического комплекта (УМК):

Тема урока: Полезные ископаемые.

Тип урока: урок-исследование


Цель:

формировать представление учащихся о полезных ископаемых

Задачи:


Образовательные:


Развивающие:


Воспитательные:



  • определение свойств и особенностей горных пород, встречающихся в Вологодской области,

  • развитие познавательной активности, умения сравнивать, делать выводы, мыслить логически.

  • совершенствование умения сравнивать, находить общее;        

  • развитие умения работать в группе;

УУД:

Предметные УУД:

 

Регулятивные УУД:



Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:


Личностные УУД:  

Извлекать информацию из физической карты; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ с коллекцией горных пород, практической работы, работы с картой).

Формирование целевых установок учебной деятельности планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

умение слушать и понимать других)

Умение использование знаково-символических средств, умение извлекать информацию из различных источников Учебные действия формирующие умственные операции: анализировать результаты исследований; фиксировать их результаты;

Оценивать результаты своего учебного труда

Планируемые результаты:

Предметные результаты:




Предметные результаты в области ИКТ:




Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

Формировать умение предлагать меры по рациональному использованию природных богатств России.

Обсуждать, безграничны ли запасы полезных ископаемых на Земле, способы замены горючих полезных ископаемых альтернативными источниками энергии. Выполнять разные типы тестовых заданий по проверке усвоения предметных

Формировать умения работать с цифровым микроскопом: выполнять простейшие исследования по изучению свойств полезных ископаемых, характеризовать и сравнивать их свойства, рассматривая образцы пород из коллекций и по результатам опытов, фиксировать получаемые результаты в таблице, схеме. ; готовить презентацию (в группах) о любом полезном ископаемом

Находить дополнительную информацию о полезных ископаемых в родном крае, их использовании в хозяйстве края.

Умение контролировать свою деятельность, оценивать результаты своего учебного труда.

Основные понятия:

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их разнообразие. Месторождения полезных ископаемых. Полезные ископаемые, применяемые в строительстве.

Межпредметные связи:

Составлять план деятельности,

Обосновывать порядок действий, делать выводы по её результатам.

Интерпретировать информацию, данную в виде рисунка, схемы, таблицы, декодировать условные знаки физической карты.

Представлять найденную информацию в виде таблицы, условно-знаковой модели.

Составлять и читать простые схемы и таблицы, составлять вопросы по данным ответам, работать с блок-схемами алгоритмов.

Ресурсы:

  • основные




дополнительные


Образцы горных пород: песок, глина, торф;
цифровые микроскопы Digital QX 7, компьютеры , доска SMART, карта Вологодской области,

http://slovari.yandex.ru,электоронный тренажёр( интегрированная среда ПЕРВО-ЛОГО 3)



Ход урока

Дидактическая
структура
урока

(этапы урока)





1 Орг.момент





2.Сообщение темы урока.



























3Актуализация знаний




































4.Постановка целей



















5.Планирование














6.Практическая работа


































































































8. Физ. минутка


9.Рефлексия









10. Контроль















11. Применение новых знаний

































12. рефлексия урока




13. домашнее задание

Планируемые результаты





Положительный настрой





Определение детьми темы урока.




























































Формирование целевых установок учебной деятельности планировать решение учебной задачи:













выстраивать

последовательность необходимых операций (алгоритм действий);









Формирование умения слушать и понимать других

Формирование целевых установок учебной деятельности планировать решение учебной задачи: выстраивать

последовательность необходимых операций (алгоритм действий);


Учебные действия формирующие умственные операции:

анализировать результаты исследований; фиксировать их результаты;


























































































Формирование учебных действий, отражающих отношение к учебной деятельности: оценивать собственную учебную деятельность.


Формирование умения делать вывод на основе выясненных фактов






























Формировать способность к самооценке


Формирование умения удерживать цель и задачи, внесение корректив

Умение делать осознанный выбор

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов





Определить, о чём пойдёт речь на уроке:

Эта планета солнечной системы, имеет шарообразную форму, окружена воздушной оболочкой. Поверхность ее – горы, равнины, овраги. На поверхности – вода, почва, растительность, животные, люди. Внутри

– Прочитайте текст, как вы думаете, о чем идет речь?

Как вы озаглавите текст?

– Что нам предстоит сегодня выяснить?

– Что является богатствами Земли?

Рассмотрим карту Вологодской области.

Изображение на доске SMART

Используя условные обозначения, назовите, какими полезными ископаемыми богата наша область?


Изображение на доске SMART


песок

глина

геолог


торф

известняк

почва

вода

– Все ли слова вам знакомы? Что в них общего? Какое слово лишнее? Докажите почему? Оставшиеся слова разделите на группы.

– Как правильно назвать первую группу?

– Все ли признаки полезных ископаемых мы знаем и можем назвать? Поставьте, пожалуйста, цель сегодняшнего урока

– А какие свойства вы знаете?


Из чего сделана наша школа? С помощью чего можно приготовить обед? На каком топливе работает двигатель автомобиля? Где человек взял эти необходимые в быту материалы?


  • полезные ископаемые,

  • горные породы,

Это одно и тоже?

– Перед нами проблема – является ли любая горная порода полезным ископаемым. Что нам необходимо вспомнить для решения этой проблемы

– Найдите в толковом словаре понятия: “горные породы”, “минералы”, “полезные ископаемые”.

– У вас на столах образцы горных пород, можем ли мы определить их свойства? Вспомните, какую цель мы с вами поставили

– Для чего мы их будем изучать?


– Что мы должны получить в конце работы?

– По какому плану будем характеризовать полезные ископаемые?



– Переходим к выполнению групповой практической работы по описанию этих горных пород, сначала познакомимся с инструкционной карточкой:

1.Запустить программу работы с цифровым микроскопом.

2.Поместить препарат под микроскоп при увеличении10*, используя верхнее освещение

3.Рассмотреть образец при увеличении 40*

4. Сделать фотографию при увеличении40*( прежде чем фотографировать, добейтесь максимальной четкости, вращая регулировочные винты).

5. Сохранить фото в папке под названием 1 группа:«Песок 40*», 2 группа: «Глина 40*», 3 группа:«Торф 40*», 4 группа «Известняк 40*».











































































– Помог ли вам микроскоп узнать что-то новое о горной породе?

- Какие открытия для себя вы сделали?




– Все ли учла группа в своей работе по плану?

-Какая проблема была нами поставлена?


– К какому выводу мы пришли?











-Хватит ли полезных ископаемых будущим поколениям?

-Что необходимо делать для охраны полезных ископаемых?





Проведём блиц- опрос в виде теста (тест в виде викторины с помощью интегрированной среды ПЕРВО-ЛОГО 3)






Ответили ли мы на поставленный вопрос?

- Сумели ли выполнить план действий ?

- какие трудности испытали на уроке?

С чем они связаны?










Составить сообщение- презентацию о добыче полезных ископаемых.

Деятельность
учеников











Выяснение темы урока















Используя условные обозначения записывают полезные ископаемые





Анализируют, исключают лишнее.











На основе анализа классифицируют











































Работают по ссылке http://slovari.yandex.ru











Определяют план:

  1. Название

  2. Состав

  3. Свойства

  4. Использование человеком

Класс разделён на 4 рабочие группы, в каждой группе работают с отдельным препаратом: известняком, глиной, песком, торфом

Работают по инструкционной карточке.



Отсылают полученные материалы на компьютер учителю.

Сравнивают изображения , находят общее и заполняют таблицу.

Описание горных пород нашей местности.

План

Горные породы

1.Название





2. Плотная, рыхлая или сыпучая





3.Цвет





4.Блеск





5. Масса: тяжелая, средней тяжести, легкая





6.Структура частичек горных пород под цифровым микроскопом: зернистая, землистая.





Делают вывод: Песок – рыхлая, сыпучая обломочная горная порода, состоящая из минералов кварца, полевых шпатов, с примесью слюды, иногда обломков горных пород и скелетов организмов. Глина – пластинчатая горная порода, состоящая из тончайших частиц. Глины бывают серого, красного, желтого, коричневого, синего и даже, черного цвета. У нас преобладают красные глины. Торф, образующийся в болотах, способен удерживать огромное количество воды. Он состоит их из не полностью разложившихся остатков растений. Известняк- тяжёлый, твёрдый камень белого или серого цвета. Не имеет блеска. Состоит из остатков живых существ: скелетов, раковинок.















Делают вывод о том, какие свойства горных пород использует человек и как добывают полезные ископаемые

Работа с учебником статья «Охрана подземных богатств».

Предлагают действия по сохранению полезных ископаемых

Выполняют тест с помощью перво-лого 3 Самооценивание





















Деятельность
учителя






Мотивирует Направляет













Помогает, контролирует деятельность детей







Проверяет, корректирует.











Направляет

















Проводит инструктаж работы с микроскопом и на компьютере.


Консультирует. Помогает.






















































Оценивает















































Оценка качества ИКТ-составляющей урока

Критерии

Максимальный балл

Самооценка конспекта урока Студентом


Оценка конспекта урока

педагогом

Блок I Формирование информационно-коммуникационных компетентностей

8 балловпо блоку



1.1

Организация деятельностиобучающихся

1

1 б.


1.1.1

- по поиску информации

1

1 б.


1.1.2

- по отбору информации

1

1 б.


1.1.3

- оценки информации

1

1 б.


1.1.4

- систематизации информации


3 б.


1.2.

Формирование навыков обучающихся




1.2.1

- работы с большими блоками информации

1

1 б.


1.2.2

- критического осмысления информации

1

1 б.


1.2.3

- интерпретации информации

1

1 б.


1.2.4

- хранения и использования в обучении и повседневной жизни информации, полученных из сетевых ресурсов




Блок II Эффективность использования ИКТ

16 баллов по блоку



2.1

ИКТ на уроке обеспечили:


1 б.


2.1.1

- мотивацию учащихся

1

1 б.


2.1.2

- активацию познавательной деятельности

1

1 б.


2.1.3

- активную совместную деятельность учащихся и сотрудничество

1

1 б.


2.1.4

- работоспособность обучающихся на различных этапах урока

1

1 б.


2.1.5

- способ самоорганизации труда и самообразования обучающихся

1

1 б.


2.1.6

- способ расширения зоны индивидуальной активности обучающихся

1

1 б.


2.1.7

- возможности реализации личностно-ориентированного подхода


3 б.


2.2

Целесообразность использования мультимедийного сопровождения

(выбирается только один вариант ответа)




2.2.1

Используемые средства ИКТ неуместны в данной теме, их использование никак не влияет на процесс изучения материала.




Используемые средства ИКТ помогают в усвоении материала, но незначительно




Используемые средства ИКТ существенно облегчают усвоение материала, но используются только их основные функции

3

3 б.


Используемые средства ИКТ существенно облегчают усвоение материала, преподаватель грамотно использует оборудование и программное обеспечение


3 б.


2.3

Обоснованность и правильность отбора методов, приемов, средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала

1

1б.


2.3.1

Соответствие методов, приемов, средств обучения содержанию учебного материала

1

1 б.


2.3.2

Соответствие методов, приемов, средств обучения содержанию учебного материала, целям урока

1

1 б.


2.3.3

Соответствие методов, приемов, средств обучения учебным возможностям класса


3 б.


2.4

Методика использования ИКТ




2.4.1

Использование методики ИКТ на этапах урока

(выбирается только один вариант ответа)

1

1б.


- адаптированная




- авторская




- в качестве дополнительной информации




2.4.2

Наличие алгоритмов (инструкций) для работы обучающегося с цифровым оборудованием и программным обеспечением
(выбирается только один вариант ответа)




- описание алгоритмов (инструкций) для работы обучающегося по использованию ИКТ отсутствует




- частично описаны алгоритмы (инструкции) для работы обучающегося по использованию ИКТ

2

2 б.


- имеется полное описание алгоритмов (инструкций) для работы обучающегося по использованию ИКТ


2 б.


Блок IIIКачество мультимедийного сопровождения

5 балловпо блоку

1


3.1.

Целесообразность визуальных и звуковых эффектов, визуального ряда представленных материалов

1



3.2.

Обоснованность стилистических решений




3.3.

Качество интерфейса и навигации

1



3.4.

Эффективность использования различных форм предоставления информации средствами офисных приложений

1

1 б.


3.5.

Целесообразность использования интерактивных моделей, таблиц, рисунков, анимаций, обеспечивающих комфортность в обучении


2 б.


Блок IV Применение методов интерактивного обучения

2 баллапо блоку

1


4.1.

Обеспечение индивидуальной, групповой, фронтальной работы учащихся различными видами компьютерной поддержки


1 б.


4.2.

Организация среды активного вовлечения обучающихся в познавательный процесс средствами мультимедиа


3 б.


Блок V Соблюдение здоровьесберегающих условий использования ИКТ

3 баллапо блоку

1


5.1.

Соблюдение технических норм безопасности

1

1 б.


5.2.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм

1

1 б.


5.3.

Соблюдение эргономических норм


4 б.


Блок VI Результативность использования ИКТ

4 баллапо блоку

1


6.1.

- способствуют решению дидактических задач

1

1 б.


6.2.

- способствовали достижения цели урока

1

1 б.


6.3.

- эффективное усвоение обучающимися учебного материала

1

1 б.


6.4.

- способствовали оперативному контролю и самоконтролю знаний учащихся и повышению качества обучения

34

34 б.



ИТОГО:

38 баллов








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя