Дидактическая структура урока (этапы урока) 1 Орг.момент 2.Сообщение темы урока. 3Актуализация знаний 4.Постановка целей 5.Планирование 6.Практическая работа 8. Физ. минутка 9.Рефлексия 10. Контроль 11. Применение новых знаний 12. рефлексия урока 13. домашнее задание | Планируемые результаты Положительный настрой Определение детьми темы урока. Формирование целевых установок учебной деятельности планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); Формирование умения слушать и понимать других Формирование целевых установок учебной деятельности планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); Учебные действия формирующие умственные операции: анализировать результаты исследований; фиксировать их результаты; Формирование учебных действий, отражающих отношение к учебной деятельности: оценивать собственную учебную деятельность. Формирование умения делать вывод на основе выясненных фактов Формировать способность к самооценке Формирование умения удерживать цель и задачи, внесение корректив Умение делать осознанный выбор | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Определить, о чём пойдёт речь на уроке: Эта планета солнечной системы, имеет шарообразную форму, окружена воздушной оболочкой. Поверхность ее – горы, равнины, овраги. На поверхности – вода, почва, растительность, животные, люди. Внутри – Прочитайте текст, как вы думаете, о чем идет речь? Как вы озаглавите текст? – Что нам предстоит сегодня выяснить? – Что является богатствами Земли? Рассмотрим карту Вологодской области. Изображение на доске SMART Используя условные обозначения, назовите, какими полезными ископаемыми богата наша область? Изображение на доске SMART песок | глина | геолог | | торф | известняк | почва | вода | – Все ли слова вам знакомы? Что в них общего? Какое слово лишнее? Докажите почему? Оставшиеся слова разделите на группы. – Как правильно назвать первую группу? – Все ли признаки полезных ископаемых мы знаем и можем назвать? Поставьте, пожалуйста, цель сегодняшнего урока – А какие свойства вы знаете? Из чего сделана наша школа? С помощью чего можно приготовить обед? На каком топливе работает двигатель автомобиля? Где человек взял эти необходимые в быту материалы? -
полезные ископаемые, -
горные породы, Это одно и тоже? – Перед нами проблема – является ли любая горная порода полезным ископаемым. Что нам необходимо вспомнить для решения этой проблемы – Найдите в толковом словаре понятия: “горные породы”, “минералы”, “полезные ископаемые”. – У вас на столах образцы горных пород, можем ли мы определить их свойства? Вспомните, какую цель мы с вами поставили – Для чего мы их будем изучать? – Что мы должны получить в конце работы? – По какому плану будем характеризовать полезные ископаемые? – Переходим к выполнению групповой практической работы по описанию этих горных пород, сначала познакомимся с инструкционной карточкой: 1.Запустить программу работы с цифровым микроскопом. 2.Поместить препарат под микроскоп при увеличении10*, используя верхнее освещение 3.Рассмотреть образец при увеличении 40* 4. Сделать фотографию при увеличении40*( прежде чем фотографировать, добейтесь максимальной четкости, вращая регулировочные винты). 5. Сохранить фото в папке под названием 1 группа:«Песок 40*», 2 группа: «Глина 40*», 3 группа:«Торф 40*», 4 группа «Известняк 40*». – Помог ли вам микроскоп узнать что-то новое о горной породе? - Какие открытия для себя вы сделали? – Все ли учла группа в своей работе по плану? -Какая проблема была нами поставлена? – К какому выводу мы пришли? -Хватит ли полезных ископаемых будущим поколениям? -Что необходимо делать для охраны полезных ископаемых? Проведём блиц- опрос в виде теста (тест в виде викторины с помощью интегрированной среды ПЕРВО-ЛОГО 3) Ответили ли мы на поставленный вопрос? - Сумели ли выполнить план действий ? - какие трудности испытали на уроке? С чем они связаны? Составить сообщение- презентацию о добыче полезных ископаемых. | Деятельность учеников Выяснение темы урока Используя условные обозначения записывают полезные ископаемые Анализируют, исключают лишнее. На основе анализа классифицируют Работают по ссылке http://slovari.yandex.ru Определяют план: -
Название -
Состав -
Свойства -
Использование человеком Класс разделён на 4 рабочие группы, в каждой группе работают с отдельным препаратом: известняком, глиной, песком, торфом Работают по инструкционной карточке. Отсылают полученные материалы на компьютер учителю. Сравнивают изображения , находят общее и заполняют таблицу. Описание горных пород нашей местности. План | Горные породы | 1.Название | | | | | 2. Плотная, рыхлая или сыпучая | | | | | 3.Цвет | | | | | 4.Блеск | | | | | 5. Масса: тяжелая, средней тяжести, легкая | | | | | 6.Структура частичек горных пород под цифровым микроскопом: зернистая, землистая. | | | | | Делают вывод: Песок – рыхлая, сыпучая обломочная горная порода, состоящая из минералов кварца, полевых шпатов, с примесью слюды, иногда обломков горных пород и скелетов организмов. Глина – пластинчатая горная порода, состоящая из тончайших частиц. Глины бывают серого, красного, желтого, коричневого, синего и даже, черного цвета. У нас преобладают красные глины. Торф, образующийся в болотах, способен удерживать огромное количество воды. Он состоит их из не полностью разложившихся остатков растений. Известняк- тяжёлый, твёрдый камень белого или серого цвета. Не имеет блеска. Состоит из остатков живых существ: скелетов, раковинок. Делают вывод о том, какие свойства горных пород использует человек и как добывают полезные ископаемые Работа с учебником статья «Охрана подземных богатств». Предлагают действия по сохранению полезных ископаемых Выполняют тест с помощью перво-лого 3 Самооценивание | Деятельность учителя Мотивирует Направляет Помогает, контролирует деятельность детей Проверяет, корректирует. Направляет Проводит инструктаж работы с микроскопом и на компьютере. Консультирует. Помогает. Оценивает |