План-конспект урока по окружающему миру
2 класс.
Учитель: Питимирова Р.К.
УМК «Школа России»
Тема: «Строение тела человека»
Цели урока:
1. Дать первоначальные сведения о работе внутренних органов человека.
Усвоить разницу понятий о «внешнем» и «внутреннем» строении тела человека. Учить детей работе с научным текстом и умению выделять в нём главное.
2. Развивать познавательную активность учащихся, наблюдательность, внимание, память.
3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Формировать отношения сотрудничества, взаимопомощи, адекватную самооценку.
Формирование УУД:
личностные:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие умения работать в группах.
метапредметные:
- развитие умения работать с информацией; - развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации; - развитие умения работать с текстом; |
- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи; - формировать умения оценивать свою деятельность; - формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии. |
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации; - формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения; - формирование умения взаимодействовать в статичных группах на основе сочетательного диалога; - формирование умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения; |
предметные:
– освоение знаний о строении человека;
- дать первоначальные сведения о работе внутренних органов человека.
- усвоить разницу понятий о «внешнем» и «внутреннем» строении тела человека.
Оборудование и материалы: презентация; набор «Внутренние органы человека», тест для обучающихся; для опытов: поролоновая губка, литровая банка с водой, воздушный шарик, веревка, песочные часы.
Ход урока.
Мотивация учащихся.
- Сегодня наш урок будет посвящен очень важной теме. Почему эта тема очень важна, вы постараетесь ответить сами в конце урока. А сейчас наш урок можно назвать так: «Про себя самого» (1 слайд)
- Именно так называется книга писателя Алексея Дорохова (демонстрация книги). Читал ли кто-нибудь её? Я советую вам обязательно прочитать эту книгу.
2. Актуализация знаний:
- Сейчас мы поиграем в игру «Узнай и назови». (2 слайд)
Я буду показывать силуэты различных животных, а вы называть кто это? (3 слайд)
- Как вам удавалось узнать то или иное животное, по каким признакам узнали человека? (по внешнему строению тела)
- Сейчас я вам предлагаю рассмотреть ещё одну картинку. (4 слайд)
- Что вы видите? (дом)
- Как дом устроен снаружи? (Крыша, дверь, окна и т.д.)
- То, что мы видим снаружи это внешнее строение дома.
- Как вы думаете, что находится внутри дома? (мебель, техника, посуда и т. д.)
- То, что мы можем увидеть внутри, это внутреннее строение дома.
Вывод: Строение бывает внешнее и внутреннее.(на доске таблица)
строение
внешнее внутреннее
3.Работа над темой урока.
- На этом уроке мы поговорим о внешнем и внутреннем строении тела человека.
Поставьте цель, что мы должны изучить на уроке? (Строение тела человека)
а) Работа в паре по учебнику с. 6-7
- Что изображено на с.6? (внешнее строение)
- Что изображено на с.7?(внутреннее строение)
б) Внешнее строение человека.
- Посмотрите друг на друга и скажите, как устроено тело человека снаружи. (высказывания детей)
- Итак, к внешнему строению человека относятся следующие части тела: ( слайд)
- Как назвать по-другому руки и ноги? (верхние конечности)
- Как одним словом назвать грудь, живот и спину?
г) Внутреннее строение тела.
- Мы рассмотрели внешнее строение тела человека. А каково же его внутреннее строение? Расскажите, что вы об этом знаете. (высказывания детей) (слайд)
- Тело человека внутри состоит из органов. Более подробно о них нам может рассказать наш учебник с.8-9.
1.Мозг.
(дети читают вслух материал учебника) ( слайд)
(рассказ учителя)
- Действительно мозг управляет работой всего организма. Вы смотрите вокруг и видите предметы, людей. Вы читаете, пишите. Вы без труда вспомните, где были вчера, и представите себе зоопарк, который посетили прошлым летом. Вы решаете примеры или задачу. Всё это происходит как бы само собой. Но это не так. Вашими мыслями, движениями, чувствами управляет мозг – важнейший орган тела. Головной мозг-главный командный пункт организма. Что бы человек не делал, всем управляет мозг.
- В какой части тела располагается этот орган? ( в голове) ( слайд)
2. Лёгкие.
- головной мозг заведует всеми мыслями и чувствами человека. Ведает правильной работой главных внутренних органов. Именно он следит за тем, мы дышим.
- Как долго вы можете не дышать? Давайте проверим. По моему сигналу вы задержите дыхание. Когда вам захочется вдохнуть, вы поднимаете руку.
- Итак, сделайте вывод, как долго человек может не дышать.
- Человеку нужно всё время вдыхать и выдыхать воздух. Дыхание происходит при помощи лёгких. ( слайд)
- В какой части тела расположены лёгкие? (в груди) (слайд)
3.Сердце.
- Скажите, как узнают, жив человек или умер?
- Прежде всего, прослушивают, бьётся ли у него сердце. ( слайд) Где оно находится?(в груди в левой части) (слайд)
- Приложите ладонь к сердцу.
(дети читают материал учебника)
4.Желудок.
- Представьте себе, что вы пришли домой. Пора обедать, а мама подаёт вам на тарелке кусок сырого мяса и две сырые картофелины. Станете вы есть такой обед?
- Точно так же и нашему организму нужна по-особому обработанная пища. Всё, что попало в рот: и котлета, и каша, и хлеб, и конфета - должно перевариться и впитаться в кровь. Этим занимаются органы «внутренней кухни».
- Главное отделение «внутренней кухни» - это желудок. ( слайд)
-Где находится желудок? (в верхней части живота, под рёбрами) (слайд)
- Почему надо хорошо прожёвывать пищу, а не проглатывать большими кусками?
(дети читают материал учебника)
5.Кишечник.
- Но куда проталкивает желудок полупереваренную пищу дальше?
(дети читают материал учебника) (слайд)
(опыт) Кишечник тянется почти на 8 метров.(показ. верёвка длиной 8 метров)
- Где расположен кишечник? (слайд)
6. Печень.
- на этом можно было бы закончить разговор о «Внутренней кухни» организма. Однако, мы ещё не упомянули о необыкновенной соседке желудка – печени. (слайд)
(дети читают материал учебника)
- Печень живёт с правой стороны от желудка в верхней части живота. ( слайд)
Она вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает переваривать пищу. Физминутка.
4.Первичное закрепление.
1) Учащихся работают с тестом.
2) 2 ученика работают у доски.( на макете внутренние органы)
5. Проверка и оценивание.
1) коллективная проверка под руководством учителя.
2) взаимопроверка с помощью презентации. ( слайд)
- Оцените свои знания сами. Отметьте оценку цветом.
6. Итог урока.
- Ребята, мы изучили новую тему. Вы можете сейчас сказать, почему эта тема очень важна? ( Необходимо хорошо знать, как устроен твой организм, и как работают его органы, чтобы правильно жить и быть здоровым!)
- о том, как правильно следить за своим здоровьем мы поговорим на следующем уроке.
7. Домашнее задание.
- Разгадать кроссворд в рабочей тетради с.3 №2.
- Составить свой режим дня.