СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Мастера печатных дел»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  • сформировать представление учащихся о появлении первой печатной книги на Руси, о становлении книгопечатания;
  • обобщить знания по истории книгопечатания, полученные на уроках литературного чтения и окружающего мира, развивать устную речь, воображение;
  • воспитывать любовь к истории. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Мастера печатных дел»»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе.

Тема: «Мастера печатных дел»

Учитель начальных классов МКОУ Таловская СОШ

посёлок Таловая Воронежской области

Груздева Галина Ивановна

Цели:

  • сформировать представление учащихся о появлении первой печатной книги на Руси, о становлении книгопечатания;

  • обобщить знания по истории книгопечатания, полученные на уроках литературного чтения и окружающего мира, развивать устную речь, воображение;

  • воспитывать любовь к истории.

Оборудование: учебник А. А. Плешакова “Мир вокруг нас” - 4 класс, тетрадь «Проверим себя», тесты для учащихся; электронная презентация, проектор, компьютер, экран.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
Поверитесь все назад.
Гости там у нас сидят.
Мило улыбнитесь,
Обратно повернитесь
И тихонечко садитесь.

2. Проверка домашнего задания.

Тест по теме «Иван III»; (Слайды 2-8.)

-Детям раздаются тесты в печатном виде, проверка в презентации.

1)Какой монгольский хан привёл свои войска к реке Угра?

  • Ахмат

  • Мамай

  • Батый

2)При каком князе Русь полностью освободилась от зависимости Орды?

  • Иван Калита

  • Дмитрий Донской

  • Иван III

3)Главный храм на Руси?

  • Троицкий монастырь

  • Успенский собор

  • Грановитая палата

4)Около какой реки происходила Куликовская битва?

  • Угра

  • Дон

  • Волга

5)Были возведены новые кирпичные стены и башни Кремля при …

  • Иване III

  • Иване Калите

  • Дмитрий Донской

6)Зависимость Руси от Орды кончилась …

  • в 1480 году

  • в 1380 году

  • в 1242 году

3. Сообщение темы.

-Отгадайте загадку. (Слайд 9.)

Хоть не шляпа, а с полями

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком.

? – Как думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О распространении грамотности на Руси.)

Тема нашего урока «Мастера печатных дел». (Слайд 10)

- Чтобы узнать о ком мы будем говорить на уроке, разгадаем кроссворд. (Слайд 11 )

Вопросы к кроссворду.

  1. В помощь князю Дмитрию Ивановичу Сергий отправил этого богатыря. (Пересвет)

  2. Один из городов в северо-восточной части Русских земель. (Тверь)

  3. Название монастыря около города Радонежа в середине 14 века. (Троицкий)

  4. Город, который при Иване Калите стал центром княжества. (Москва)

  5. Название поля, на котором происходила битва с войском Мамая. (Куликово)

  6. В Москву переселялись …, ремесленники, привлечённые возможностью жить под надёжной защитой. (Купцы)

  7. Крепость, обнесённая дубовыми стенами. (Кремль)

  8. Татарский воин, участвовавший в единоборстве, перед битвой на Куликовом поле. (Челубей)

  9. Правитель Орды, который привёл своё войско на Куликово поле. (Мамай)

  10. Как называется мешок, кошель с деньгами, который носили на поясе? (Калита)

  11. Как стали называть князя Дмитрия Ивановича после победы на Куликовом поле? (Донской)

  12. Кто благословил Дмитрия Донского на борьбу с врагом? (Сергий)

  13. Как называется главный храм Руси? (Успенский)

? - Какое слово у вас получилось в выделенных клетках? (Первопечатник)
? - Попробуйте определить тему урока. (Дети высказывают предположения).

? - Что обозначает слово “первопечатник”? (Первый печатает.)
? - В связи с чем появилось это слово? (Начали печатать книги.)

Сегодня на уроке мы совершим путешествие в первую московскую типографию. Но сначала, вспомним, что изучали о появлении первых книг на Руси.

4. Повторение изученного.

Учитель: Часто мы слышим, что наши предки в далёком прошлом были людьми тёмными, грубыми. Это далеко не так. Просто у русского народа были свои особенности культуры, не всегда понятные иностранцам. В чём-то Россия уступала другим государствам, а в чём-то шла своим путём. Вы уже знаете, что в Древней Руси у славян появился свой алфавит, и детям давали образование.

? –Кто создал славянскую азбуку? (Братья монахи Кирилл и Мефодий.)

? –А где же учились ребятишки?

Ученик № 1.(Отрывок из стихотворения Н. Кончаловской.)

В старину учились дети - их учил церковный дьяк;
Приходили на рассвете и твердили буквы так;
А да Б - как Аз да Буки, В - как Веди, Г - Глаголь,
И учитель для науки по субботам всех порол.
Вот какой чудной вначале наша грамота была!
Вот каким пером писали - из гусиного крыла!
Этот нож не без причины назывался "перочинный".
Очиняли им перо, если не остро было.
Трудно грамота давалась нашим предкам в старину,
А девицам полагалось не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки. Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки на славянском языке.
Так из летописей старых знали дети москвичей
О литовцах, о татарах и о родине своей.

-Посмотрите, как выглядело гусиное перо, которым писали в то время. (Слайд12 )

? –О происхождении какого слова вы узнали из стихотворения? (Перочинный нож.)

Учитель: В России 16-17 веков уже писали гусиными перьями на бумаге. А в некоторых местах писали и на бересте, потому что бумаги не хватало. Первые школы создавались при церквях и монастырях. Нерадивых учеников нещадно пороли розгами. Обучали детей грамоте и на дому. Для этого нанимали учителей. Но это дорого стоило и было не каждому по карману.

При некоторых учреждениях существовали профессиональные школы. Существовали школы при аптекарском приказе, при Печатном дворе. В 1687 г. стало работать первое высшее учебное заведение в России - Славяно-греко-латинская академия. Туда принимались только мальчики. Они изучали иностранные языки, стихосложение, риторику и естествознание.

- Но чтобы учиться, требуются книги.

? - Что вы помните о создании книг?

Ученик № 2. Известно, что раньше люди писали книги вручную. Написать от руки целую книгу невероятно сложно, поэтому в древности книги считались величайшей ценностью. (Слайд 13 )

Театрализация.

Учитель: -Сейчас перед вами появится необычный человек. Ваша задача – узнать, кто он и чем занимается.

За столом сидит ученик, который одет в костюм монаха, с гусиным пером в руке, изображает, периодически макая пером в чернильницу, пишущего по свитку (свёрнутая трубкой рукопись) человека и декламирует переделанное стихотворение М. Богдановича:

На девственном листе, под узеньким окном,

Неспешно буковки я вывожу пером

И между ярко-красными рядами

Вставляю я строку; весёлыми цветами

И разноцветными головками зверей

И птиц невиданных – фантазией своей

Искусной вязью, - вдоволь есть сноровки –

Украшу я заставки и концовки

И заголовки все, - ведь некуда спешить!

Порою труд прерву, чтоб лучше заострить

Перо гусиное… и гляну: радость – солнце

Столпами падает на стол через оконце;

И чудится: в них вовсе не остыл

Чуть синеватый дым невиданных кадил!

Словарь: КАДИЛО – металлический сосуд на цепочке для окуривания ладаном церковного помещения при богослужении.

? – Ребята, вы узнали кто это? (Это монах.)

- Да, вы правы.

? – Так как же создавались книги?

Ученик № 3. Какой-нибудь древний монах-переписчик ночами, при свете свечи, сидел над манускриптами, выводя замысловатые буквы. (Слайд 14 )

Ученик № 4. Буквицы – начальные буквы, чаще писали красного цвета киноварью, отсюда и название «красная строка».Буквица должна была заинтересовывать читателя, привлекать его внимание. Выписывалась она много крупнее основного текста и сплошь была увита орнаментом. (Слайд 15 )

Ученик № 5. Перепись книги была очень трудоёмкой и длительной работой. Например, Остромирово евангелие было переписано за 7 месяцев (с октября 1056 года по май 1057 года). В книге 294 листка, значит переписывалось около полутора листков в день. (Слайд 16)

Ученик № 6. В XV веке Иоганн (а по-нашему – Иван) Гуттенберг изобрёл печатный станок. С тех пор книги в Европе стали печатать. (Слайд 17)

5.Физкультминутка для глаз. (Слайд 18)

6.Работа по теме урока.

Учитель: А теперь перенесёмся в Россию XVI века. Царь Иван Васильевич в 1548 году велел привезти в Москву из-за границы вместе с другими мастерами типографщиков. Но немцы, опасаясь подъёма в России образованности, не пропустили к нам этих мастеров. Но это не остановило развитие прогресса. На Руси все же построили первый печатный станок, и сделал это тоже Иван. В историю он вошёл как первопечатник Иван Фёдоров, хотя в некоторых напечатанных им книгах подписывался как Иван Фёдорович Москвитин. (Слайд 19)

Ученик № 7. Я читала, что будущий русский первопечатник Иван Фёдоров родился около 1510 года. Предположительно, он обучался в городе Кракове в университете, знал латынь, древнегреческий; в 1532 году получил степень бакалавра. Был дьяконом церкви Николы Гостунского в Московском Кремле. Был он на все руки мастер – сделал не только печатный пресс, но и многоствольную мортиру – дальнюю предшественницу «катюш». (Слайд 20)

Учитель: 19 апреля 1563 года Фёдоров открыл в Москве первую на Руси «печатню», то есть типографию. Открыл он её по царскому велению. Печатный станок тогда был делом государственной важности, и без указания царя никто книгопечатанием заниматься не смел. (Слайд 21)

Правил тогда Иван Грозный – царь страшный и жестокий. Зато значение книг царь понимал. И, решив не отставать от Европы, повелел Иван Грозный построить Государев Печатный двор. (Слайд 22)

Стоял печатный двор в Москве, в Китай-городе. Его руководителем и стал церковный дьякон Иван Фёдоров, будущий первопечатник. (Здание корректорской, или, как её тогда называли «правильни», стоит там до сих пор. (Слайд 23)

Первая печатная книга на русском языке увидела свет в марте 1564 года. Она называлась «Деяния и Послания Апостолов», хотя чаще говорят просто «Апостол». Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец работали над этой книгой почти год! Сам Иван Грозный посетил типографию Фёдорова и остался доволен. (Слайд 24)

Ученик № 8.

И надумал царь суровый на Руси ввести печать,
Чтоб народ по книжке новой, по печатной обучать.
За Китайскою стеной государевой казной
Был построен двор Печатный,
В башнях весь, в резьбе занятной.
Дьякон Федоров Иван изучал печатный стан,
Стал на нем печатать книжки,
Чтоб народ не понаслышке
Знал про наши все дела,
Чтобы грамота была.
А кому-то не по нраву были выдумки царя.
Про него худую славу распускали, говоря:
"Царь наш с нечистью связался! Царь наш дьяволу предался!
На Печатном - то дворе черти пляшут на заре!"
Распускали эти страхи переписчики-монахи:
Помешала ведь печать им работу получать.
То какую-нибудь книгу год писал монах-старик,
А станок оттиснет мигом - будет сразу много книг!

Ученик № 9. Когда я готовился к сегодняшнему уроку, то случайно нашёл описание того, как Иван Грозный посетил типографию и оценил труд Фёдорова и его помощника. (Ученик читает текст с листа.)

Иван Васильевич молча взял книгу в руки. Открыл кожаный переплет, медленно перелистал страницу за страницей, прочел полное название книги, которую сейчас попросту называют «Апостол».

Красивая первая страница: на ней изображен человек, сидящий между двумя колоннами за перепиской книги. Царь пристально глядит на рисунок, трогает пальцами страницы, степенно вчитывается в текст. Книга напечатана четко, ясно. Буква в букву, строка в строку. Не то, что в писанных книгах.

Заглавные буквы напечатаны красной краской - киноварью, а текст -черной краской. Перед каждой частью книги - узорчатая заставница - рисунок, изображающий на черном поле пышные травы и листья. Среди листьев на тонких веточках висят кедровые шишки.

Оторвал царь глаза от книги и обратился к Ивану Федорову:

- Зело хитер ты, друкарь (печатник), к печатному художеству. В писанных книгах с грамотой худо. Врут немилосердно переписчики. Полны те книги ошибок. А ежели в печатных книгах путаница всякая пребудет, то вовсе беды не оберешься... "

- Не для того старались, государь. Выискивай, да не сыщешь ни одной напраслины, - смело перебил царя Иван Федоров.

- А коль сыщу?

- По работе и плата, - ответил спокойно Иван Федоров.

- Видать, речистый ты. С огнем шутишь.

Знал Иван Федоров, что с царем шутки плохи, но не побоялся ответить:

- Слово давать, так и держать его надобно, государь.

Упрям царь. Не поверил он печатнику и стал искать ошибки. Листает по выбору страницу за страницей - их в книге 534, - а ошибок все нет да нет. Дошел до последнего листа Иван Васильевич - все на месте, ни одной ошибки. В конце книги прочел, что напечатана она 1 марта 1564 года. Очень скромно упоминают о своих трудах печатники...

Понравилась царю книга.

-Что ж, друкарь, честь головою сберегают. Ладно книгу напечатал. Угодил

царю, - хвалит он Ивана Федорова.

Учитель: «Апостол» - это довольно пухлый том церковного содержания. Печатники хотели, чтобы книга была похожа на старые рукописные книги. (Слайд 25)

Шрифт её воспроизводил рукописное письмо, первая буква каждой главы была выделена красной краской. Начало каждой главы было украшено узором, на котором переплетались виноградные лозы с кедровыми шишками. (Слайд 26)

К изданию следующей книги, сборника молитв «Часовник», первопечатник Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец приступили 7 августа 1565 года. Именно по этой книге долгое время детей учили чтению. К сожалению, эта книга оказалась второй и последней, выпущенной Фёдоровым в России. (Слайд 27)

Ученик № 10. Я узнала, что сразу после этого со стороны переписчиков начались гонения на печатников. После поджога, уничтожившего их мастерскую, Фёдоров со Мстиславцем вынуждены были бежать в Литву, а потом и на Украину. «Зависть и ненависть нас от земли Отечества и от рода нашего изгнали и в иные страны, неведомые доселе», - написал Фёдоров. (Слайд 28)

Ученик № 11. Но и там компаньоны продолжили заниматься печатным делом – издали «Псалтырь» и «Азбуку». (Слайд 29)

Ученик № 12. Иван Фёдоров создал азбуку, используя славянские буквы. Эту азбуку напечатали и стали по ней учить детей не только из богатых семей, но и из бедных. Чтобы украсить страницы, Иван Фёдоров придумывал и сам вырезал различные заставки и концовки. (Слайд 30)

Учитель: 5 декабря 1583 года Иван Фёдоров скончался и был похоронен во Львове в Святоонуфриевском монастыре. (Слайд 31)

Ивану Фёдорову были установлены памятники в Москве и во Львове. (Слайд 32)

В Москве памятник установлен недалеко от места расположения первой типографии.

На высоком постаменте возвышается бронзовая фигура человека, одетого в длинный старинный кафтан. Перехваченные ремешком волосы ниспадают на плечи. Лицо его серьёзно и сосредоточено: он читает лист только что отпечатанной книги. На камне памятника высечено имя - Иван Федоров.

В конце 16 в. в России была единственная типография, которая напечатала всего 11 книг, а в начале 17 в. в разных городах России было уже 10 типографий, которые к 1640 году выпустили около 200 книг. В это время свободно можно было купить учебные книги, особенно "Азбуку". Стоил учебник недорого - 1 копейка.

7. Физкультминутка.

На зарядку 4 класс!

Мы присядем все сейчас,

Высоко поднимем руки

Будем жить всегда без скуки.

Повернёмся вправо, влево

Вновь работать будем смело!

8.Продолжение работы по теме урока.

1)Работа по учебнику стр. 82-85. (Слайд 33)

? – Прочитайте текст. Каково значение книгопечатания в России? (В России стало больше грамотных людей.)

2)Работа в тетради «Проверим себя» стр. 26 – 27. (Слайд 34)

9.Закрепление изученного.

? – Назовите книги, напечатанные Иваном Фёдоровым. (Слайд 35)

  • Апостол.

  • Букварь

  • Острожская библия.

  • Псалтырь.

  • Часовник.

Вопросы для закрепления. (Слайд 36)

? – Кто повелел открыть типографию в Москве? (Иван Грозный.)

? – Где она находилась? (В Китай-городе.)

? – Кто был первопечатником России? (Иван Фёдоров.)

? – Где установлены памятники Ивану Фёдорову? (Во Львове и в Москве.)

? – Кто был автором первой русской азбуки? (Василий Бурцов.)

? – Кто был автором «грамматики»? (Мелетий Смотрицкий.)

10. Итог урока.

? – Понравился ли вам сегодняшний урок?

? – Что вам доставило особое удовольствие?

Домашнее задание: стр. 82-85, оформить одну страницу букваря. (Слайд 37)

-Я хочу закончить наш урок словами из одной из книг Ивана Фёдорова:

Поучение сыну.

Сыну мой, приклони ухо твое,

И послушай словес мудрых,

И приложи сердце твое

К научению моему,

Понеже украсит тебе.


- Понятен ли вам его смысл? Почему? (В этом отрывке говорится о том, что учиться нужно старательно и тогда учение обогатит и украсит твою жизнь.)

-Я очень надеюсь, что сегодняшний урок обогатил ваши знания и поможет украсить ваши жизни.

-Спасибо за урок!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!