СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастера печатных дел. 3 класс. Конспект урока "Окружающий мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастера печатных дел. 3 класс. Конспект урока "Окружающий мир"»

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»

Специальность: 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»



Конспект (технологическая карта) пробного урока «Окружающий мир »

Тема: «Мастера печатных дел».

Класс 3 «Г» МБОУ «СОШ №18» г. Астрахани



Допуск к проведению урока:

Студентка: Манджиева Д.Н

__________(Подпись)

Методист: Ванюшина Е. Е.

__________(Подпись)

Учитель: Романенко Е. В

__________(Подпись)

Оценка за урок_________

Астрахань, 2021

Класс: 4 «Г»
Тема урока: «Мастера печатных дел»

Цель урока: сформировать представления о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатанья.

Образовательные задачи:

-познакомить с историей появления книгопечатанья на Руси;

- расширить знания учащихся о развитии книгопечатанья;

-проверить знания учащихся по теме «Куликовская битва».

Развивающие задачи:

-развитие связной устной речи (пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, монологическая и диалогическая речь);

- развитие памяти;

- развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли)

-развитие навыков контроля.

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к истории;

-воспитывать умение работать в парах.



Оборудование: презентация, учебник, рабочая тетрадь.













Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент.

- Прозвенел звонок,
Начинается урок.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Меня зовут Дарья Николаевна.



Проверим готовность к уроку. На столах должны лежать учебник, рабочая тетрадь, письменные принадлежности.



Приветствуют учителя.





Проверка готовность к уроку.

Личностные Регулятивные

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания



Тест, взаимопроверка, оценивание.

Учащиеся выполняют тест на карточках:


1. Сражение на Куликовском поле состоялось…

а) 8 сентября 1380 года

б) летом 1380 года

в) осенью 1480 года

2. Около какой реки происходила Куликовская битва?

а) Угра

б) Дон

в) Волга

3. Зависимость Руси от Орды закончилась…

а) в 1480 году

б) в 1380 году

в) в 1242 году

4. При каком князе Русь полностью освободилась от зависимости Орды?

а) Иван Калита

б) Иван III

в) Дмитрий Донской

5. Главный храм на Руси:

а) Троицкий монастырь

б) Грановитая палата

в) Успенский собор


Оценивание теста:

без ошибок

5

1 ошибка

4

2 ошибки

3

3 ошибки и более

2



Взаимопроверка в парах.

Поменяйтесь листами, проверьте работу.(Слайд)



























Коммуникативные Регулятивные

III.Самоопределение к деятельности.

- Отгадайте загадку и подумайте, о чем мы будем говорить на уроке.

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком.

Говорит она беззвучно,

А понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.

 Беседа «Что мы знаем?»

— Назовите материалы, из которых делали древние книги





— Вспомните орудия для письма древних книг.









— Как назывались книги, написанные пером и чернилами?





— Кто записывал, переписывал рукописные книги?





— Какие еще мастера трудились над созданием книги?




 О чем же пойдет сегодня речь на уроке?



— Прочитайте тему урока, записанную на доске.



— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?



— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, выполнять задания, работать в парах, думать, рассуждать, доказывать свою точку зрения.)



Сегодня мы совершим путешествие в первую московскую типографию и узнаем, когда же на Руси стали печатать книги.

Словарная работа:

Типография - полиграфическое предприятие, изготовляющее книги, журналы, газеты.

Первопечатник - состоит из двух корней. Каких? ( первый + печатание)


- А зачем нужны были книги?





-Как вы понимаете пословицу: одна книга тысячу людей учит.





- 1445 год считается годом рождения книгопечатания.

— Немец Иоганн Гутенберг первым предложил использовать разборный шрифт.



— Что размещалось в наборной кассе?





- Почему возникла необходимость в другом способе создания книг?





- А теперь перенесемся в Россию XIV века. Кто же здесь начал книгопечатание?

- Сегодня на уроке узнаем о первой печатной книге, по каким учебникам учились в XVII веке.

Тема урока «Мастера печатных дел».

 



















- Книга.





- Глина, шелк, папирус, железо, пергамен, береста, воск.



- Заостренная камышовая тростинка, писало, костяные или металлические перья, птичье перо, перочинный ножик, чернила.



- Рукописные.



- Записывали монахи, жившие в монастырях, при княжеских дворцах.





-Переписчики текста, художники, переплетчики.



- Сегодня будем говорить про книги.



- «Мастера печатных дел».



- Узнать о мастерах печатных дел.



- Работать по учебнику, выполнять задания, работать в парах, думать, рассуждать, доказывать свою точку зрения.























- Учиться, узнавать интересные события.







- Раньше в семье могла быть всего одна книга, по ней учились все дети.

















- Металлические буквы — литеры.



- Рукописные книги были дороги, их очень долго писали.













Регулятивные Коммуникативные Познавательные

IV. Работа по теме урока.



Объяснение учителя

































К середине 16 века типографии были во многих странах Европы. Россия не могла отставать от других государств.(Слайд).

По повелению царя Ивана Грозного Была открыта типография в Москве. Она находилась около стены Китай – города (Слайд).

К тому времени в России уже были мастера, знавшие толк в печатном деле. Таковы были Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец. Они и начали налаживать работу. (Слайд)

Первенцем типографии Ивана Фёдорова стала книга «Апостол» .Точно известно, что книгу начали печатать 19 апреля 1563 году, а закончили 1 марта 1564 года. Поэтому эта книга считается первой печатной книгой. А мастера, создавшие её, по праву носят имена первопечатников. (Слайд).

И сегодня мы можем любоваться искусной работой Ивана Фёдорова и его помощников. Книга заключена в тяжёлый переплёт из досок, обтянутых кожей. Поражает чёткий шрифт, красивые заставки в виде трав и веток, кедровых шишек и виноградных листьев. В книге нет ни одной опечатки ! ( Слайд)

Позднее Иван Фёдоров напечатал первый русский букварь. Букварь был составлен так, чтобы сделать обучение грамоте быстрым и лёгким. От изучения букв ученики переходили к чтению слогов. Приводились в букваре слова, начинающие на каждую букву, и тексты для чтения. (Слайд)

В Москве неподалёку от места расположения первой типографии, установлен памятник нашему знаменитому соотечественнику Ивану Фёдорову. (Слайд)

Благодаря Ивану Фёдорову книга стала доступна, пришла в каждый дом. Книг становилось всё больше и больше.

В 17 веке Московский печатный двор издал учебники, которые использовались на протяжении многих лет.

Букварь Василия Бурцова, «Грамматика Мелетия Смотрицкого, а в конце века был напечатан Кариона Истомина.(Слайд)

Учебные книги ценили и берегли. По одному букварю училось несколько поколений одной семьи.

Много лет спустя азы премудрости по этим книгам постигал Михаил Васильевич Ломоносов.



Свои первые учебники Ломоносов с почтением величал «вратами учёности».

































Регулятивные Коммуникативные Познавательные

IV. Физкультминутка.

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт,

Щёчки моет, спинку трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять-

Хомка хочет сильным стать!

Повторяют за учителем.

Личностные

V. Закрепление изученного материала.

Слушайте вопросы по новому материалу, за ответы получаете жетоны

Кто повелел открыть в Москве первую типографию?





Где она находилась?





Кто был русским первопечатником?





Фамилия его помощника?

В каком году была издана первая печатная книга?

Как называлась первая книга?



Что еще напечатал Федоров?



Где расположен памятник Федорову?







Кого обучали чаще всего?





Как бедняки использовали свои знания грамоты?

Кто был автором первой русской Азбуки?

Кто был автором русской грамматики?

Кто постигал азы премудрости много лет спустя по этим книгам?


Как он называл свои первые учебники?





- Почему возникла необходимость в другом способе создания книг?

Кто был самым активным? Сколько жетонов…





Первую типографию в Москве повелел открыть Иван Грозный.



Типография находилась около стен Китай- города.



Русским первопечатником был Иван Фёдоров.



Мстиславец.



В 1564 году.

Первая книга называлась Апостол.

Первый русский букварь.



В Москве, недалеко от места расположения первой типографии.



Чаще всего обучали мальчиков.



За плату писали письма, составляли документы.

Василий Бурцов.



Метелий Смотрицкий.



Михаил Васильевич Ломоносов.



Свои первые учебники Ломоносов с почтением величал «вратами учёности».





Рукописные книги были дороги; их очень долго писали.

Регулятивные Коммуникативные Познавательные

VI. Итоги урока.



Какая тема урока?





Что нового мы узнали на уроке?













Для чего нужно было книгопечатание?











Великую пользу принесло печатное дело. В России стало больше книг, а значит грамотных людей. Сейчас очень много печатается книг. Но мы должны помнить труд людей, который трудились над этими книгами и бережно относится к их труду.



Ответы учащихся.

Мастера печатных дел.





Познакомились с первым русским печатником книг Иваном Федоровым и с другими мастерами печатниками.

Раньше книги писали от руки, это был очень тяжелый труд, не один год уходил на переписывание книг.

Познавательные Коммуникативные

VII. Рефлексия.

Ребята, давайте оценим нашу работу. Если у вас все получилось, то покажите зелёный квадратик. Если были трудности, то покажите красный квадратик.



- Спасибо, урок закончен. До свидания!

Анализировать свою работу на уроке.

Регулятивные






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!