Урок окружающего мира во 2 классе.
Тема: «Правила Вежливости».
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах.
Цели урока:
1. Повторить вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях: приветствие, прощание, благодарность, извинение, просьба, разговор по телефону.
2. Учить детей соблюдать правила вежливости при взаимоотношениях мальчиков и девочек; детей и взрослых.
3. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.
Ход урока.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Слушать, думать и вникать!
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
- Все улыбнулись и с хорошим настроением начинаем наш урок.
Самоопределение к деятельности.
В класс входит ученик, ни с кем не здоровается, ведёт себя некультурно.
- Ребята, что случилось с Женей? Что он забыл сделать? ( он не знает правил поведения)
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут… а впрочем, лучше
Я вам поведаю о нем.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит,
А в лучшем случае, «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошел, пока, всего!»…
- Не можем же мы бросить товарища в беде. Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?
Действительно, сегодня на уроке будем говорить о вежливости и правилах
поведения. Давайте обозначим проблему нашего урока.
Проблема урока: не соблюдение правил вежливости.
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
Задачи нашего урока
1.Повторить вежливые слова, используемые в различных жизненных ситуациях;
2. Воспитывать вежливое и уважительное отношение к людям.
- Давайте, составим план работы на уроке:
1. Узнать что такое «вежливые слова».
2. Значение вежливых слов в жизни человека.
3. Использование вежливых слов в различных ситуациях.
4. Итог урока.
3. Работа по теме урока
- Вы стали школьниками. Вас ждёт много славных дел. Вы окончите школу и станете трудиться на заводах, шахтах, строить дома, прокладывать дороги к звёздам, водить по морям и океанам могучие атомоходы, выращивать новые сорта чудесных растений, побеждать болезни. Вы будете строителями, капитанами, водолазами, космонавтами, художниками. Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться.
– Ребята, сегодня мы поговорим о волшебных словах. Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит только захотеть.
- Как вы думаете, какие слова называют волшебными? Почему?
- Эти слова делают нашу речь приятнее, более теплой, доброжелательной.
- В каких случаях мы используем эти слова?
ЗНАКОМСТВО С ГРУППАМИ ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ.
Дядя Саша огорчен,
Рассказал он вот о чем:
«Видел Настю-ученицу
Я на улице сейчас.
Настя – славная девчонка,
Во второй уж ходит класс.
Но давно уже от Насти
Я не слышал слова «ЗДРАСЬТЕ!»
- Какие еще слова мы говорим друг другу при встрече? (Дети называют).
Слова приветствия:
Здравствуйте
Привет
Добрый день
Доброе утро
Добрый вечер
Здравствуйте – приветствие при встрече и одновременное пожелание здоровья.
Слова ПРОЩАНИЯ:
ЕСЛИ ВСТРЕТИЛАСЬ КОМПАНИЯ,
НЕ ПОСПЕШНО, НЕ ЗАРАННЕЕ,
А В МИНУТУ РАССТАВАНИЯ,
Всем скажите… ( ДО СВИДАНИЯ)
СКАЖУ ПОДРУЖКЕ НА ПРОЩАНИЕ
- ДО ВСТРЕЧИ! или ДО СВИДАНИЯ!
ДОБАВЛЮ ТАКЖЕ
- БУДЬ ЗДОРОВА! МЫ ЗАВТРА ПОИГРАЕМ СНОВА.
ДО СВИДАНИЯ - приветствие при прощании.
Слова прощания:
До свидания
Пока
Счастливого пути
Чао
До встречи
До вечера
До завтра
Слова - ИЗВИНЕНИЯ
- Папа разбил драгоценную вазу,
Бабушка с мамой нахмурились сразу.
Но папа нашелся, взглянул им в глаза
И робко и тихо «простите» сказал.
И мама молчит, улыбается даже:
« Мы купим другую, есть лучше в продаже!»
«Простите» - казалось бы, что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!
- Какое слово автор назвал чудесным?
- Какие еще слова извинения вы знаете? (называют)
Извинит е – просьба о прощении
Слова извинения:
Прошу прощения…
Прошу извинения…
Я очень огорчена…
Мне неловко…
Простите, я не хотел (а)…
Извините…
Виноват (а)…
Извинитесь за меня перед …
Слова – просьбы
Мы просим друзей нам помочь в том, иль в этом.
Но я поделюсь с вами важным секретом.
Чтоб друг захотел вам помочь без сомнения,
Должны вы особые знать обращения.
- Ребята, когда мы обращаемся к кому-то с просьбой, какие слова надо произносить?
Слайд.
Просьба
Пожалуйста… ------выражает вежливое обращение, просьбу, согласие, ответ на благодарность
Будьте добры…
Слова - благодарности:
- А теперь давайте с вами рассмотрим одну ситуацию. По мере надобности вставляйте в мой рассказ волшебные слова:
Однажды Вова Крючков поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицу. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал ей: - Садитесь…(ПОЖАЛУЙСТА)
Женщина была очень вежливая. Она ответила Вове: (СПАСИБО)
- Как женщина выразила Вове свою благодарность? (сказала «спасибо»).
- Какие еще слова благодарности вы знаете?
Слова благодарности:
Спасибо…-------выражение благодарности
Благодарю…
- Я вижу, что вы знаете волшебные слова. Не стесняйтесь их употреблять в речи чаще.
ФИЗМИНУТКА
- Вежливых слов не одно и не два,
Помни и знай эти чудо – слова!
- Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятым своим собеседником.
5. Физкультминутка.
6. Продолжение работы по теме урока.
Работа по учебнику. Работа в парах.
- Рассмотрите рисунки на стр. 52. Придумайте и разыграйте
разговор между героями, используя вежливые слова. Проверка.
Молодцы!!!
А теперь посмотрите СЦЕНКУ : РАЗГОВОР Рыжика и Попугая.
- Получился ли разговор вежливым и понятным?
- Чтобы разговаривать по телефону, нужно знать правила вежливости.
ПРАВИЛА РАЗГОВОРА ПО ТЕЛЕФОНУ.
7. Работа в группах. Разыграйте телефонный разговор. РАЗЫГРЫВАЕМ СИТУАЦИИ (Разговор по телефону).
Мальчик звонит девочке. Он хочет выяснить, по какой программе показывают мультфильмы.
Мальчик звонит другу и хочет узнать у него домашнее задание по математике.
Мальчик приглашает друга в гости. Ему купили новую игру “Футбол”
- Как вы объясните понятие «культура поведения»?
- Культура поведения – это вежливые поступки
Первичная проверка материала. Работа по тестам.
ПРОВЕРКА.
9. ИТОГ УРОКА . Работа в группах.
- Мы хорошо работали на уроке. А какие же выводы- правила можно сделать .
ДОМ. ЗАДАНИЕ
СПАСИБО ЗА УРОК