Разработка урока по теме:
«Золотое правило этики»
(модуль ОПК, урок 13)
Учитель начальных классов
МБОУ Матвеево-Курганской сош №1
Бакаевой Елены Васильевни
Цель: формирование первоначальных представлений о христианской этике.
Задачи:
познакомить с золотым правилом этики, понять его значение для выстраивания отношений в семье и обществе;
воспитывать стремление совершать нравственные поступки, адекватно оценивать личное поведение и поведение окружающих;
развивать этические чувства, коммуникативную компетенцию учащихся.
Ключевые слова: «золотое правило этики», неосуждение.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедиапроектор, компьютер, учебник, раздаточный материал, презентация.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Формы организации: коллективная, фронтальная, парная, групповая.
Ход урока:
Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок!
- Ребята, пожалуйста, повернитесь друг к другу и подарите свою улыбку.
-Уверена, что хорошее настроение поможет нам в работе.
Жизнь нуждается в милосердии.
Милосердием мы бедны,
Кто-то злобствует, кто-то сердится,
Кто-то снова в тисках беды.
Жизнь нуждается в сострадании.
Наши души как топоры
Слишком многих мы словом раним,
Позабыв ,что слова остры.
На предыдущем уроке мы разбирали, что такое сострадание и милосердие
Проверка домашнего задания: 1) Напиши своё собственное определение: «Ближний для меня – это…».
В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».
Вот однажды Иисусу Христу задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?».
Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине: . Притча о добром самарянине. Просмотр м/ф.
Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи. Если человеку больно – становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.
Работа в группе
Если…
1.в минуту твоей беды тот, кого ты считал своим лучшим другом, не помог тебе
2. твой вроде бы родной дядя тоже прошел мимо
3.Лишь тот человек, с которым никто в классе не решался дружить, заметил твои слезы и подошел поговорить и помочь
Кто же на самом деле твой ближний?
Я считаю , что нельзя поступать по принципу: «Как ты ко мне, так и я к тебе!» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!»
Давным- давно……
Слайды
2. Актуализация знаний
- Расшифруйте слова:
ЭКИТА (этика)
ЕОТОЛОЗ ОЛИВАРП (золотое правило)
Постановка учебной задачи
- Как понимаете значение слова этика?
- О каком золотом правиле идет речь?
«Открытие» нового знания
- Сегодня на уроке мы поразмышляем о христианской этике, о главном правиле человеческих отношений, называемое православными христианами золотым.
(Два человека получили индивидуальное домашнее задание посмотреть в словарик и обьяснить значение слова этика и нравственное поведение)
Какое значение имеет этика? «этика» - система норм нравственного поведения человека. СОНЯ
Учитель: Мне бы хотелось разъяснить понятие выражения «нравственное поведение». Нравственное поведение – это следование тем правилам, которые необходимы человеку в обществе, принятые обществом и не вредят людям. ДАША О людях, выполняющих эти правила, говорят - «высоконравственный человек», о людях, которые не выполняют эти правила – «безнравственный человек». Соня
У вас, детей, нравственная культура только формируется. Я предлагаю вам получить нравственный урок.
Работа с учебником
- Обратимся к «Словам Христа из Евангелия» в учебнике на стр. 47 («Это интересно») Слайд 7
Слова Христа из Евангелия
Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.
- Соотнесите слова и выражения с их значением, поработав в парах:
сучок в глазе брата твоего (плохой поступок другого человека)
бревно в твоём глазе (твой плохой поступок)
лицемер (тот, кто осуждает других, не замечая своих ошибок, говорит неправду)
быть милосердным (уметь прощать других)
Проверка. Слайд
- Найдите в «Словах Христа из Евангелия» золотое правило этики – это правило которому должен следовать каждый человек.
- Почему его называют золотым?
- Как по-другому сформулировать это правило
Работа с иллюстрацией
- Рассмотрите репродукцию картины В. Поленова «Христос и грешница». Слайд 10
-А я прочитаю отрывок из текста учебника, соответствующий иллюстрации.
Как вы думаете, почему люди «тихо разошлись» и не казнили женщину? (Ответ учащихся.) Осуждение других людей плохо тем, что оно слишком упрощает мир и человека. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны. Разве человек, который однажды поступил некрасиво, больше никогда не сделает ничего замечательного? Даже школьный хулиган может стать героем. Самое главное – дать возможность исправиться этому хулигану, верить в него и не осуждать.
Работа с понятием «неосуждение»
Прочитайте текст. Слайд 11
В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через полторы тысячи лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил её песком. Повесил корзину за спину и пошёл. Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: «Это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи».
- Кто герой произведения?
- Как вы объясните поступок старца?
- Что такое, по-вашему, неосуждение? (ответы детей)
- Неосуждение - различение оценки поступка человека и оценки самого человека.
Если, к примеру, Миша солгал, и я скажу - «в этом Миша солгал» - я скажу правду. Но если я скажу «Миша - лжец», я сделаю шаг к осуждению.
Так как я растворю человека в одном его поступке и поставлю на нём клеймо.
- Как же разделить плохой поступок и самого человека?
Песня Капыловой «В больнице»
Что произошло между этими двумя людьми, лежащими в больнице? Почему больной, лежащий у двери, так поступил (не позвонил в звонок, чтобы позвать санитарку)? Для чего больной, лежащий у окна, рассказывал ему истории о том, что происходит на улице? (Он был слеп! Эти истории он сам выдумывал! Зачем?)
Как удержаться от осуждения по отношению к другому человеку? – Помнить о своих собственных ошибках и недостатках.
5. Работа в тетради
6. Рефлексия
- С какими понятиями работали на уроке?
- Какие цели были поставлены? Удалось их достичь?
- Когда вам было трудно?
- Что особенно заинтересовало? О чём вы хотите рассказать родителям?
Любите
Любите рассветы, любите закаты,
Весною пробившийся первый цветок,
Дождей проливных грозовые раскаты
И душ пробудившихся нежный росток
Любите как дети, любите, как птицы
Идите навстречу протянутых рук!
7. Домашнее задание (на выбор)
*Взять интервью у членов своей семьи: «Ваше мнение о золотом правиле этики».
*Сформулировать свои правила о том, как уберечься от осуждения других людей (задание 2 на стр. 47 учебника).