- Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нижегородская областная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида»
Урок на тему: «Свойства снега и льда».
Автор: ЗЕЛЕНЦОВА Е. А., зам. директора по УВР, учитель-дефектолог Государственного казенного
специального (коррекционного) образовательного
учреждения для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
«Нижегородская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат III-IV вида»
Цели урока:
изучить свойства снега и льда;
развитие умения выделять признаки предмета с помощью сохранных анализаторов;
развитие мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение);
развитие словарного запаса детей;
развитие зрительного восприятия, цветовосприятия.
Оборудование: снег и лед на блюдцах; камин для нагревания снега и льда; кусочки сахара, вата, снежинки, вырезанные из картона; чашка с водой, вынесенная учениками заранее на улицу; чашка со снегом и льдом, принесенная заранее в класс; полотенце для вытирания рук, таз для сливания воды.
Ход урока.
1. Урок начинается вступительной беседой, подводящей учащихся непосредственно к теме. Предлагается отгадать загадки:
Скатерть бела все поле одела. (Снег.)
В огне не горит, в воде не тонет. (Лед.)
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз.)
Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой.)
- Найдите на блюдцах отгадку к первой загадке. (Дети показывают снег.)
- Найдите отгадку ко второй загадке. (Ученики находят лед.)
- Когда земля покрывается снегом? (Зимой.)
- Кто назовет признаки зимы? (Холодно, дни короче, солнце светит мало, снег, реки замерзают, метели, вьюги, деревья без листьев и т.д.)
- Кто из вас любит зиму? Что вам нравится зимой?
2. Выявление свойств снега.
- Вспомните стихотворение, которое мы учили о зиме. (Учащиеся читают наизусть стихотворение «Первый снег».)
- Почему в стихотворение сказано: «…И под утро снегом поле забелело…» (Потому, что снег белый.)
- Что напоминает нам снег? (Сахар, вату.)
- Почему он напоминает сахар? (Сахар белый и блестит. Снег тоже белый и блестит. На солнышке даже глазам больно.)
- Сравните снег с сахаром.
Учащиеся с остаточным зрением сравнивают сахар со снегом. Чтобы лучше был заметен блеск, учитель на посуду с сахаром и со снегом направляет свет фонаря.
- Почему снег напоминает вату? Вспомните первую строчку из стихотворения (снег легкий, пушистый, мягкий, как вата; учащиеся сравнивают снег с ватой.)
- Кто из вас наблюдал, как падает снег? (Падают снежинки.)
- Снежинка маленькая, форму ее невозможно рассмотреть в руках, поэтому я вам покажу во много раз увеличенную снежинку, вырезанную из картона. (Дети обследуют снежинку.)
- Почему снежинку невозможно рассмотреть в руках? (Рука теплая, она растает.)
- Что произойдет со снегом, если мы его нагреем? (Он растает.)
- Проследим таяние снега при нагревании. Произведем опыт. (Дети кладут комочки снега в пробирку и нагревают над камином.)
- Сделаем вывод из произведенного опыта.
- Что мы положили в пробирку? (Снег.)
- Что у вас сейчас в пробирке? (Вода.)
- Что произошло со снегом при нагревании? (Он растаял.)
- Сейчас посмотрите снег, который мы вчера принесли в класс. Нащупайте в тарелке снег. (Снега в тарелке нет, он растаял.)
- Почему снег растаял? (В комнате тепло.)
- Возьмите кусочек снега и крепко сожмите в кулаке. Что получится? (Снег слепился в комочек.)
- Почему снег слепился? (Он липучий.)
- Что дети лепят из снега? (Снежки, снежную бабу, крепость и т.п.)
3. Итоги проведенной работы со снегом.
- Какие свойства снега вы знаете? (Дети отвечают.)
4. Зрительная гимнастика (для слабовидящих). Пальчиковая гимнастика (для слепых).
5. Выявление свойств льда.
- Вчера мы с вами с улицы принесли снег и лед, а на улицу вынесли чашку с водой. Посмотрим эту воду. Что с ней случилось? (Вода замерзла.)
- Почему вода замерзла? (Потому что на улице холодно.)
-Найдите у себя в блюдцах кусочки льда. Какого он цвета? (Лед белый.)
- Сравните цвет снега и льда. Разве снег и лед одного цвета? (Нет, они разного цвета. Снег белый, а лед – как стекло.)
Дети затрудняются сказать «бесцветный». Учитель, сравнивая лед со стеклом, дает учащимся новое понятие и, следовательно, новое слово. Слово «бесцветный» повторяют хором.
- Из снега мы можем лепить, а изо льда? (Нет, потому что он твердый.)
- Попробуйте согнуть лед. Что с ним случилось? (Он разломился.)
- Почему лед разломился? (Он хрупкий.)
Учитель объясняет слово «хрупкий» и просит запомнить его. Так учащиеся получают еще одно новое понятие и новое слово.
- Почему у вас мокрые руки? (Потому что лед тает.)
- Когда тает лед? (Когда тепло.)
Проводим опыт с таянием при нагревании льда, положенного в пробирку.
- Если мы долго будем держать в руках лед или снег, что будет с нашими руками? (Они замерзнут.)
- Почему они замерзнут? (Потому что снег и лед холодные.)
6. Итоги работы со льдом.
- Какие свойства льда вы сегодня узнали?
7. Физкультминутка.
8. Заключительная беседа.
- Зима – холодное время года. Вот почему мы и одеваемся потеплее. И снег, и лед холодные. Чтобы слепить бабу, поиграть в снежки, мы с вами надеваем варежки, а то руки мерзнут. Иногда дети балуются со снегом: сыплют снег в лицо и бросаются льдом. Этого делать нельзя. Почему? (Снег холодный, можно простудиться, а лед твердый, им можно разбить голову.) А еще хуже, когда дети берут снег или лед в рот. Почему этого делать нельзя? (Можно заболеть. И снег, и лед загрязненные; когда холодный снег или лед попадают в рот, у человека начинает болеть горло, повышается температура).