СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по природоведению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: 1)изучить свойства снега и льда; 2)развитие умения выделять признаки предмета с помощью сохранных анализаторов; 3)развитие мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение); 4)развитие словарного запаса детей; 5)развитие зрительного восприятия, цветовосприятия. Оборудование: снег и лед на блюдцах; камин для нагревания снега и льда; кусочки сахара, вата, снежинки, вырезанные из картона; чашка с водой, вынесенная учениками заранее на улицу; чашка со снегом и льдом, принесенная заранее в класс; полотенце для вытирания рук, таз для сливания воды.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по природоведению»

  1. Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нижегородская областная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида»









Урок на тему: «Свойства снега и льда».








Автор: ЗЕЛЕНЦОВА Е. А., зам. директора по УВР, учитель-дефектолог Государственного казенного

специального (коррекционного) образовательного

учреждения для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

«Нижегородская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат III-IV вида»












Цели урока:

  1. изучить свойства снега и льда;

  2. развитие умения выделять признаки предмета с помощью сохранных анализаторов;

  3. развитие мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение);

  4. развитие словарного запаса детей;

  5. развитие зрительного восприятия, цветовосприятия.

Оборудование: снег и лед на блюдцах; камин для нагревания снега и льда; кусочки сахара, вата, снежинки, вырезанные из картона; чашка с водой, вынесенная учениками заранее на улицу; чашка со снегом и льдом, принесенная заранее в класс; полотенце для вытирания рук, таз для сливания воды.

Ход урока.

1. Урок начинается вступительной беседой, подводящей учащихся непосредственно к теме. Предлагается отгадать загадки:

  1. Скатерть бела все поле одела. (Снег.)

  2. В огне не горит, в воде не тонет. (Лед.)

  3. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз.)

  4. Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой.)



- Найдите на блюдцах отгадку к первой загадке. (Дети показывают снег.)

- Найдите отгадку ко второй загадке. (Ученики находят лед.)

- Когда земля покрывается снегом? (Зимой.)

- Кто назовет признаки зимы? (Холодно, дни короче, солнце светит мало, снег, реки замерзают, метели, вьюги, деревья без листьев и т.д.)

- Кто из вас любит зиму? Что вам нравится зимой?

2. Выявление свойств снега.

- Вспомните стихотворение, которое мы учили о зиме. (Учащиеся читают наизусть стихотворение «Первый снег».)

- Почему в стихотворение сказано: «…И под утро снегом поле забелело…» (Потому, что снег белый.)

- Что напоминает нам снег? (Сахар, вату.)

- Почему он напоминает сахар? (Сахар белый и блестит. Снег тоже белый и блестит. На солнышке даже глазам больно.)

- Сравните снег с сахаром.

Учащиеся с остаточным зрением сравнивают сахар со снегом. Чтобы лучше был заметен блеск, учитель на посуду с сахаром и со снегом направляет свет фонаря.

- Почему снег напоминает вату? Вспомните первую строчку из стихотворения (снег легкий, пушистый, мягкий, как вата; учащиеся сравнивают снег с ватой.)

- Кто из вас наблюдал, как падает снег? (Падают снежинки.)

- Снежинка маленькая, форму ее невозможно рассмотреть в руках, поэтому я вам покажу во много раз увеличенную снежинку, вырезанную из картона. (Дети обследуют снежинку.)

- Почему снежинку невозможно рассмотреть в руках? (Рука теплая, она растает.)

- Что произойдет со снегом, если мы его нагреем? (Он растает.)

- Проследим таяние снега при нагревании. Произведем опыт. (Дети кладут комочки снега в пробирку и нагревают над камином.)

- Сделаем вывод из произведенного опыта.

- Что мы положили в пробирку? (Снег.)

- Что у вас сейчас в пробирке? (Вода.)

- Что произошло со снегом при нагревании? (Он растаял.)

- Сейчас посмотрите снег, который мы вчера принесли в класс. Нащупайте в тарелке снег. (Снега в тарелке нет, он растаял.)

- Почему снег растаял? (В комнате тепло.)

- Возьмите кусочек снега и крепко сожмите в кулаке. Что получится? (Снег слепился в комочек.)

- Почему снег слепился? (Он липучий.)

- Что дети лепят из снега? (Снежки, снежную бабу, крепость и т.п.)

3. Итоги проведенной работы со снегом.

- Какие свойства снега вы знаете? (Дети отвечают.)

4. Зрительная гимнастика (для слабовидящих). Пальчиковая гимнастика (для слепых).

5. Выявление свойств льда.

- Вчера мы с вами с улицы принесли снег и лед, а на улицу вынесли чашку с водой. Посмотрим эту воду. Что с ней случилось? (Вода замерзла.)

- Почему вода замерзла? (Потому что на улице холодно.)

-Найдите у себя в блюдцах кусочки льда. Какого он цвета? (Лед белый.)

- Сравните цвет снега и льда. Разве снег и лед одного цвета? (Нет, они разного цвета. Снег белый, а лед – как стекло.)

Дети затрудняются сказать «бесцветный». Учитель, сравнивая лед со стеклом, дает учащимся новое понятие и, следовательно, новое слово. Слово «бесцветный» повторяют хором.

- Из снега мы можем лепить, а изо льда? (Нет, потому что он твердый.)

- Попробуйте согнуть лед. Что с ним случилось? (Он разломился.)

- Почему лед разломился? (Он хрупкий.)

Учитель объясняет слово «хрупкий» и просит запомнить его. Так учащиеся получают еще одно новое понятие и новое слово.

- Почему у вас мокрые руки? (Потому что лед тает.)

- Когда тает лед? (Когда тепло.)

Проводим опыт с таянием при нагревании льда, положенного в пробирку.

- Если мы долго будем держать в руках лед или снег, что будет с нашими руками? (Они замерзнут.)

- Почему они замерзнут? (Потому что снег и лед холодные.)

6. Итоги работы со льдом.

- Какие свойства льда вы сегодня узнали?

7. Физкультминутка.

8. Заключительная беседа.

- Зима – холодное время года. Вот почему мы и одеваемся потеплее. И снег, и лед холодные. Чтобы слепить бабу, поиграть в снежки, мы с вами надеваем варежки, а то руки мерзнут. Иногда дети балуются со снегом: сыплют снег в лицо и бросаются льдом. Этого делать нельзя. Почему? (Снег холодный, можно простудиться, а лед твердый, им можно разбить голову.) А еще хуже, когда дети берут снег или лед в рот. Почему этого делать нельзя? (Можно заболеть. И снег, и лед загрязненные; когда холодный снег или лед попадают в рот, у человека начинает болеть горло, повышается температура).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!