Тема: Правописание гласных в ударных и безударных слогах.
Цель урока: начать формировать умение детей обосновывать написание слов с безударными гласными.
Задачи урока:
1.Образовательная.
Наблюдать за гласными звуками и буквами в ударных и безударных слогах. Начать формировать умение обосновывать написание слов с безударными гласными.
2.Развивающая.
Развивать умение подбирать проверочные слова. Обогащать словарный запас учащихся. Развивать у учащихся личностные качества самоконтроля и самооценки. Работать над развитием внимания, фонематического слуха.
3.Воспитывающая.
Воспитывать аккуратность, интерес учащихся к урокам русского языка. Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи.
Ход урока
1. Организационный момент СЛАЙД1
Ребята, посмотрите в окно. На улице ярко светит солнышко. Оно согревает своими лучами всех на свете: птиц, зверей, растения. А вас? Сожмите ладошки, представьте, что у каждого из вас спряталось маленькое солнышко. Вы чувствуете тепло? А теперь повернитесь друг к другу лицом и прикоснитесь ладошками. Подарите тепло своему товарищу. Какое у вас стало настроение? И пусть тепло вашей души поможет каждому из вас преодолеть все трудности на уроке. Я уверена, вы обязательно справитесь со всеми заданиями, если будете работать дружно и сообща.
Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке: СЛАЙД 2
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и …внимательным.
2. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
3. Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать. (1-2 минуты)
2. Словарная работа
Запишите число, классная работа.
- Сейчас, мы будем с вами писать словарные слова, с красной строки. Не забудьте поставить ударение и подчеркнуть гласную.
Пальто, весело, хорошо, ученик, ученица, учитель, деревня, петух, заяц.
3. Актуализация знаний.
(На доске записаны предложения.)
СЛАЙД 3 Живёт в лесу лиса. Летит за мёдом пчела. Сестра несёт ведро воды.
- Все вместе делаем по одному предложению и потом списываем в тетрадь и подчеркиваем безударные гласные.
-Как проверить безударный гласный? (Нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным)
В лесу - лес; лиса - лисы; пчела - пчёлы; сестра - сёстры; ведро - вёдра; воды -воды.
-СЛАЙД 4 Сегодня у нас гость. Вы узнали его? (Незнайка).
- Прочитайте предложение.
СЛАЙД 5 На доске: Лиса гуляла в [лису] и заметила там [лису].
- Как вы думаете, о чем задумался Незнайка?
- Что ему надо знать о безударных гласных звуках, чтобы верно обозначать их буквами? (Ответы детей)
СЛАЙД 6 На доске появляется памятка «Как проверить безударную гласную букву в корне слова».
ПАМЯТКА
Найди «опасное место» в слове.
Поставь ударение.
Подбери родственные слова.
Сопоставь звуковую и буквенную запись слова.
СЛАЙД 7 На доске запись звуковой схемы: [лиса], т.е. то как мы слышим слово. Две картинки – с изображением лисы и леса.
- Составьте буквенную запись слов. (Леса, лиса). Объясните.
(вызываю по очереди 2 человека, один пишет леса и объясняет где слово проверяемое, где проверочное и подбирает проверочное, записывает подчёркивая орфограммы ( леса - лес), тоже самое делает второй со словом лиса (лиса - лисы))
- СЛАЙД 8 Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке? ( Продолжаем изучать тему правописание гласных в ударных и безударных слогах)
4. Работа по учебнику.
Упр.13 с.69
- Прочитайте группы слов. Объясните их значение. Что вы заметили? ( У слов каждой группы есть общая часть)
-Найдите в каждой группе проверочные и проверяемые слова.
-Прочитайте последнее задание, выполните его самостоятельно.
Упр.15 с.70 (1 часть)
-Прочитайте слова. Назовите пропущенные буквы, подберите проверочные слова. Что такое проверочное слово?
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударную букву? (Дети рассказывают правило)
СЛАЙД 9 Правило:
Чтобы проверить , какой буквой обозначить безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным :
Сова – с о вы.
Дети выполняют задание самостоятельно по вариантам.
1 вариант – выписывают слова с безударной гласной «о»;
2 вариант – выписывают слова с безударной гласной «а».
После проверки дети делают вывод: безударный гласный звук «а» можно обозначить на письме буквами «о» или «а».
[а]
а о
Учитель вывешивает схему.
5. Физкультминутка (видео)
6. Продолжение работы по теме.
Откройте рабочую тетрадь на с.36. Посмотрите на №12. Нам необходимо помочь зверюшкам собрать свои слова. Сколько зверей у нас? (3) Давайте назовем у кого какая буква?
-Теперь внимательно посмотрите на слова, и по цепочке будем выполнять задание. Одно слово разбираем и записываем в нужный столбик.
РЕЗЕРВ!!!
р.т. с.37 №14
7. Запись предложения под диктовку.
- Какое сейчас время года? Назовите признаки весны.
СЛАЙД 10 Грач на горе – весна на дворе.
Незнайка вместе с детьми написал предложение, но допустил ошибки. Учитель предлагает детям исправить эти ошибки. (Предложение заранее составлено на доске). СЛАЙД 10 Исправление ошибок.
8. Рефлексия.
- Чем мы занимались на уроке?
- Что вам понравилось?
9.Домашнее задание
Р.яз. №15(2), р.т. с.37№13