СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:Мягкий знак на конце и в середине слова

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку 1 класс»

Тема: Мягкий знак на конце и в середине слова

Ход урока

  1. Организационный момент. Постановка целей урока.


Введение

Сегодня к нам на урок пришли сказочные герои. Отгадайте загадку и вы узнаете, о ком идёт речь.

Семь братьев:
Годами равные,
Именами разные.

Из какой они сказки? Белоснежка и семь гномов»).

Кто автор этой сказки? (Братья Гримм).

Сколько было гномов? (Семь).

В слове «семь» 4 буквы и 3 звука: ~ ׳ эм׳]. Звуков меньше, чем букв, так как буква

мягкий знак (ь) звука не обозначает. Согласные звуки ׳] и ׳] - мягкие.

Как же обозначается мягкость согласных звуков? ~


На письме мягкость согласных звуков обозначается гласными буквами: ~ е, ё, и, ю, я и буквой «мягкий знак» (ь).


Например, ~ мел, лёд, мир, ключ, мяч, конь.


  1. Актуализация знаний


Превратите слово «ел» в хвойное дерево. Получилось слово «ель». В конце слова мы слышим мягкий звук ׳]. Мягкость согласного звука на письме мы обозначили буквой «мягкий знак» (ь).


Превратите слово «уголки» в сгоревшие дрова. Получились «угольки». В слове «угольки» в середине слова появился мягкий звук ׳]. Мягкость этого звука в середине слова мы также обозначили буквой мягкий знак (ь). В слове «угольки» семь букв, а звуков – шесть.

Обратите внимание! Звуков меньше, чем букв. Эти примеры нам показывают, что буква мягкий знак (ь) звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука.



Учитель: Запишите пары этих слов, подчеркните мягкий знак, который обозначает мягкость согласных на конце и в середине слова:

Ел – ель

Уголки – угольки.


Чистописание.

Учитель: На что похожа буква Ь? (На каплю). Её так и называют «буква-капля».

Мы напишем

Мягкий знак

Нежной капелькой,

Вот так:

Букву

Капелька

Смягчит –

Слово

Мягко прозвучит.


Пропишите букву (Ь) мягкий знак и соединения мягкого знака с другими буквами.

Отгадайте загадки и запишите отгадки. Подчеркните букву, обозначающую мягкость согласных звуков.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось).


Спит или купается,

Всё не раздевается;

День и ночь на ножках

Красные сапожки. (Гусь)




Игра «Измените слово» с помощью мягкого знака

Например, ~стал – сталь

шест - шесть

кон - конь

брат - брать

удар - ударь


Запишите по три пары слов из каждого столбика, подчеркните букву «мягкий знак».

Банка - банька

галка - галька

пенки - пеньки

горка - горько

булка - Булька





Объяснение материала


Буква «мягкий знак» (ь) в словах – это орфограмма.

Сравните пары слов: огонь– огоньки, стебель– стебельки.

Буква мягкий знак (ь) пишется после буквы согласного звука на конце и в середине слова перед другими согласными.



Подберите к данным словам однокоренные слова с мягким знаком в середине слова:

Окунь - окуньки

День - (деньки)

пень - (пеньки)

Подчеркните мягкий знак вместе с буквой согласного, мягкость которого он обозначает.




«Цепочка слов»:

Угол, ел, мел, брат, стол, шест, хор, дал.

Какие слова получатся, если последний согласный звук произнести мягко?

Уголь, ель, мель, брать, столь, шесть, хорь, даль.

Обратите внимание! Меняется не только написание слова, но и его лексическое значение.


Физкультминутка-игра.

Гномик по лесу гулял. (ходьба на месте)

Колпачок свой потерял. (наклоны туловища вперёд)

Колпачок был непростым (хлопки в ладони)

Со звоночком, золотым.

Гному кто точней подскажет (прыжки на месте)

Где искать ему пропажу? (ходьба на месте)




Словарная работа


Назовите-ка ребятки,
Месяц в этой-вот загадке,
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый Год.


В слове «декабрь» есть непроверяемая орфограмма - буква е, обозначающая безударный гласный звук. Это словарное слово.

Слово декабрь ~ произошло от латинского слова «децем» ~ значит, десятый. В древней Руси он был десятым месяцем, а с 1 700 года его стали считать двенадцатым месяцем. На Руси месяц декабрь народ называл студень, стужайло, студёный, лютовей, лютень, ледостав и ледостой.

- Как вы думаете, почему? ~




Запишите предложение. Подчеркните букву, написание которой надо запомнить.

Декабрь год кончает, зиму начинает.




ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО


  1. ДИКТАНТ по картинкам

Запишите слова:

Медведь, ~ рысь, ~ снегирь, ~ глухарь, ~ олень.

Подчеркните орфограмму с мягким знаком. ~ ~


Подберите к каждому слову однокоренное:

Школа – школьный

Сила- (сильный)

декабрь - (декабрьский)

мебель – (мебельный)

Запишите пары слов. Выделите в словах корень.




Восстановите и запишите слова:

мебе.., со.., мо.., но.., ро.., пы.. .

(Мебель, соль, моль, ноль, роль, пыль)

Сравните количество звуков и букв. (Количество звуков и букв в словах не совпадает).


Во всех словах букв больше, чем звуков.

Количество звуков и букв в словах не совпадает, потому что буква мягкий знак (ь) звука не обозначает.


Найдите слова, которые подходят к схемам: ~~

  1. _ _ _ ь

  2. _ _ _ _ ь

  3. _ _ ь _ _ _

  4. _ _ _ ь _ _

(Рысь, лошадь, конь, медведь, тьма, тень, день, пить, дать, жать, взять, уголь, кольцо, крыльцо, пальто, письмо, львица, коньки, альбом, зорька, пеньки).

К первой схеме подходят слова: рысь, конь, тень, день, пить, дать, жать.

Ко второй схеме мы выбрали два слова: взять и уголь.

Слово «альбом» относится к третьей схеме.

А к четвёртой подходят слова: кольцо, пальто, письмо, коньки, зорька, пеньки.

Вы заметили, слова лошадь, медведь, тьма, крыльцо и львица - лишние, потому что не подходят ни к одной схеме.

Запишите слова, которые относятся к четвёртой схеме, разделяя их чёрточками для переноса.




Вспомните! Мягкий знак при переносе слов с одной строки на другую не отделяется от согласной. Например, коль-цо, паль-то, конь-ки.


Запишите пословицу: Говори меньше, делай больше.

Вставьте, где надо, букву мягкий знак (ь). Разделите слова чёрточками для переноса.



Учитель: В чём смысл этой пословицы?

- Какую работу выполняет мягкий знак в слове?


ИТОГ УРОКА


Мягкий знак – хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится.

Но в слово часто просится.

Мы не будем забывать

Мягкий знак в словах писать.


Учитель: – Гномы остались довольны вашей работой на уроке и говорят вам: «Молодцы!»















5