СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: ИЗМЕНЕНИЕ ИМёН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

ПО РОДАМ

Цели: познакомить учащихся с изменением имен прилагательных по родам; развивать умение определять род имен прилагательных.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какой текст вы записали – повествование или описание? Докажите.

– Какие знакомые части речи вы указали?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: калач, посвистел, растение, беседа, весёлый.

– Составьте цепочку букв для минутки чистописания. В нее должны войти первые буквы написанных на доске имен существительных мужского, женского и среднего рода по следующим формулам:

– Какие цепочки букв у вас получились?

крб брк рбк ркб бкр кбр …

– Закончите строчку до конца, снова начиная с первой формулы.

IV. Изучение нового материала.

1. На доске запись:

солнце яркий весенний

трава яркое весеннее

цветок яркая весенняя

– Прочитайте слова в левом и правом столбиках. Охарактеризуйте их как части речи. (В левом столбике написаны имена существительные, они отвечают на вопрос что? и обозначают предмет. В правом столбике написаны имена прилагательные, они отвечают на вопросы какой? какое? какая? и обозначают признак предмета.)

– Какого рода данные имена существительные? (Солнце – ср. р., трава – ж. р., цветок – м. р.)

– Подберите к существительному солнце соответствующие ему имена прилагательные из правого столбика. Задайте к ним вопрос. (Солнце какое? яркое весеннее.)

– Подберите к существительному трава соответствующие ему имена прилагательные из правого столбика. Задайте к ним вопрос. (Трава какая? яркая весенняя.)

– Сделайте такую же работу и в отношении существительного цветок. (Цветок какой? яркий весенний.)

– Какие действия мы осуществляли с именами существительными? (Мы заменяли существительные одного рода существительными другого.)

– Когда существительное одного рода заменяется существительным другого рода, то меняется род относящегося к нему имени прилагательного. Род прилагательного определяется по роду существительного, с которым оно связано. Какого рода имя существительное, такого же рода и имя прилагательное.

– Определите род прилагательных, которые относятся к существительному солнце. Обоснуйте свой ответ. (Прилагательные яркое весеннее среднего рода, так как они относятся к существительному среднего рода – солнце.)

– Определите род прилагательных, связанных с существительным трава. (Прилагательные яркая весенняя женского рода, так как они относятся к существительному женского рода – трава.)

– Определите род прилагательных яркий весенний. (Прилагательные яркий весенний мужского рода, так как относятся к существительному мужского рода – цветок.)

2. Знакомство с правилом и работа по таблице. (упр55.)

Физкультминутка

V. Закрепление нового материала.

1. На доске записаны прилагательные:

1) зелёный, продолговатый, сочный…

2) маленькая, серенькая, пугливая…

3) дальняя, трудная, незнакомая…

4) красное, спелое, душистое…

5) белый, душистый, лесной…

6) мягкий, тёплый, пушистый…

7) высокая, стройная, белоствольная…

8) смешной, забавный, короткий…

– К прилагательным каждого ряда подберите подходящее по смыслу существительное, определите род прилагательных и существительного, к которому они относятся. Подчеркните орфограммы.

Образец записи: зелёный продолговатый сочный огурец (м.р.).

2. На доске запись:

трусливый, а лев … .

полезный, а табак … .

квадратный, а кольцо … .

хитрая, а осёл … .

большой, а мышка … .

тёмная, а день … .

– Вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова. Определите род существительных и прилагательных в каждом словосочетании. Подчеркните орфограммы.

Образец записи: заяц трусливый (м. р.), а лев смелый (м. р.).

VI. Итог урока.

– Как узнать род имени прилагательного?

– На какой вопрос отвечают прилагательные мужского, женского и среднего рода и какие имеют окончания? Приведите свои примеры.

Прилагательные изменяются по родам, а существительные относятся либо к мужскому, либо к женскому, либо к среднему роду.

Домашнее задание. Правило, с. 56, упражнение 59.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку»

Тема урока: ИЗМЕНЕНИЕ ИМёН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

ПО РОДАМ

Цели: познакомить учащихся с изменением имен прилагательных по родам; развивать умение определять род имен прилагательных.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какой текст вы записали – повествование или описание? Докажите.

– Какие знакомые части речи вы указали?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: калач, посвистел, растение, беседа, весёлый.

– Составьте цепочку букв для минутки чистописания. В нее должны войти первые буквы написанных на доске имен существительных мужского, женского и среднего рода по следующим формулам:

– Какие цепочки букв у вас получились?

крб брк рбк ркб бкр кбр …

– Закончите строчку до конца, снова начиная с первой формулы.

IV. Изучение нового материала.

1. На доске запись:

солнце яркий весенний

трава яркое весеннее

цветок яркая весенняя

– Прочитайте слова в левом и правом столбиках. Охарактеризуйте их как части речи. (В левом столбике написаны имена существительные, они отвечают на вопрос что? и обозначают предмет. В правом столбике написаны имена прилагательные, они отвечают на вопросы какой? какое? какая? и обозначают признак предмета.)

– Какого рода данные имена существительные? (Солнце – ср. р., трава – ж. р., цветок – м. р.)

– Подберите к существительному солнце соответствующие ему имена прилагательные из правого столбика. Задайте к ним вопрос. (Солнце какое? яркое весеннее.)

– Подберите к существительному трава соответствующие ему имена прилагательные из правого столбика. Задайте к ним вопрос. (Трава какая? яркая весенняя.)

– Сделайте такую же работу и в отношении существительного цветок. (Цветок какой? яркий весенний.)

– Какие действия мы осуществляли с именами существительными? (Мы заменяли существительные одного рода существительными другого.)

– Когда существительное одного рода заменяется существительным другого рода, то меняется род относящегося к нему имени прилагательного. Род прилагательного определяется по роду существительного, с которым оно связано. Какого рода имя существительное, такого же рода и имя прилагательное.

– Определите род прилагательных, которые относятся к существительному солнце. Обоснуйте свой ответ. (Прилагательные яркое весеннее среднего рода, так как они относятся к существительному среднего рода – солнце.)

– Определите род прилагательных, связанных с существительным трава. (Прилагательные яркая весенняя женского рода, так как они относятся к существительному женского рода – трава.)

– Определите род прилагательных яркий весенний. (Прилагательные яркий весенний мужского рода, так как относятся к существительному мужского рода – цветок.)

2. Знакомство с правилом и работа по таблице. (упр55.)

Физкультминутка

V. Закрепление нового материала.

1. На доске записаны прилагательные:

1) зелёный, продолговатый, сочный…

2) маленькая, серенькая, пугливая…

3) дальняя, трудная, незнакомая…

4) красное, спелое, душистое…

5) белый, душистый, лесной…

6) мягкий, тёплый, пушистый…

7) высокая, стройная, белоствольная…

8) смешной, забавный, короткий…

– К прилагательным каждого ряда подберите подходящее по смыслу существительное, определите род прилагательных и существительного, к которому они относятся. Подчеркните орфограммы.

Образец записи: зелёный продолговатый сочный огурец (м.р.).

2. На доске запись:

трусливый, а лев … .

полезный, а табак … .

квадратный, а кольцо … .

хитрая, а осёл … .

большой, а мышка … .

тёмная, а день … .

– Вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова. Определите род существительных и прилагательных в каждом словосочетании. Подчеркните орфограммы.

Образец записи: заяц трусливый (м. р.), а лев смелый (м. р.).

VI. Итог урока.

– Как узнать род имени прилагательного?

– На какой вопрос отвечают прилагательные мужского, женского и среднего рода и какие имеют окончания? Приведите свои примеры.

Прилагательные изменяются по родам, а существительные относятся либо к мужскому, либо к женскому, либо к среднему роду.

Домашнее задание. Правило, с. 56, упражнение 59.