СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока "Понятие о союзе как части речи"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку»

Тема урока:

Понятие о союзе как служебной части речи. Назначение союзов в речи.


Цель: систематизация знаний и освоение новых понятий о союзе, наблюдение над использованием союзов в речи, формирование умения определять роль союзов.

Задачи: повторить изученное о союзах и систематизировать знания обучающихся, изучить строение и деление союзов на группы по значению, провести наблюдение над использованием союзов в речи, развивать умения по употреблению союзов в речи, прививать любовь к языку через исторические комментарии.

Оборудование: УМК В.В. Бабайцевой, Толковые словари С.И. Ожегова, В.И. Даля, иллюстрация к повести М.М. Пришвина «Кладовая солнца», раздаточный материал.

Ход урока:

1. Вызов. (На доске – эпиграф.)

Вставьте пропущенное слово в высказывание М.В. Ломоносова: «… …. не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются». (союзы)

2. Целеполагание. Определите тему урока, задачи урока с помощью вопросов: Узнаем что? Научимся чему? Применим где? Зачем?

3. Осмысление:

1) Запишите дату, тему и эпиграф урока.

2) Заполните кластер «Союзы»:


Остаются незаполненными две ветви. (простые и составные, сочинительные и подчинительные)

В чем сходство и отличие предлогов и союзов?

(Служебные части речи, ничего не обозначают, членами предложения не являются, не изменяются. Различие – в роли.)


3) Прочитайте самостоятельно параграф 148, заполните оставшиеся части кластера.

Название СОЮЗ появилось в XVII веке. По количеству союзов около 250. Чаще всего употребляются союзы типа И, А, ИЛИ. Ученые исследовали союз «И», его значение, частоту употребления и обнаружили:
Слово И – один из самых древних союзов русского языка
Слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания
Слово И – за тысячелетия! – не изменило своего значения
Слово И – тысячелетия – было и остается исключительно частотным словом ( очень часто употребляется)
(Н. Холодов)

4) Найдите словарные статьи о союзе в Толковых словарях В.И. Даля, С.И. Ожегова. Многозначное или однозначное это слово? Прочитайте толкование для нужного значения. Согласны ли вы с ним?


5) Наблюдение за ролью союзов в тексте. Запишите текст, расставив пропущенные знаки препинания и разделив на абзацы, составьте схемы, указав, что соединяют союзы. Запись проверьте по ключу, а схемы – на доску. (Самопроверка.) Делаем вывод о роли союзов в тексте. Самооценка.


Ядовитые змеи гадюки в это время года стерегут тепло, и одна, громадная, в полметра длиной, вползла на пень и свернулась колечком на клюкве.

А девочка тоже ползла по болоту, не поднимая вверх высоко головы. И так она приползла к горелому пню и дернула за самую плеть, где лежала змея. Гадина подняла голову и зашипела.


6) Закрепление понятия о простых и составных союзах: распределите союзы в два столбика, следите за орфографией.

Что, потому что, и, а, когда, чтобы, так как, если, как будто, хотя, да, оттого что, так что, тоже, вследствие того что, не только / но и, в силу того что, ибо, с тех пор как, покуда, как /так и, либо, пока, зато…

Взаимопроверка по опорной карточке. Взаимооценка.


Найдите среди записанных союзы-синонимы. Какие из них носят книжный характер? (оттого что, вследствие того что, в силу того что)

Найдите устаревший союз, союз с разговорным оттенком. (ибо, покуда)


ОП простые союзы составные союзы

что, и, а, когда, потому что, так как,

чтобы, если, хотя, как будто, оттого что,

да, тоже, ибо, покуда, так что, вследствие того что,

либо, пока, зато не только /но и, в силу того что,

с тех пор как, как /так и


7) Орфографическая пятиминутка: с.126 «Практики».


8) Употребление союзов в сложном предложении: упражнение 334. (устно или письменно – в зависимости от времени)


4. Рефлексия.

1) Монологический ответ по кластеру.

2) Составить синквейн к слову «союз»

Союз

Сочинительный, подчинительный

Соединяет, разделяет, противопоставляет

Средство, идеи которым соединяются

Связка

3) отметьте, что вам ближе:

Мне на уроке было

Интересно скучно

Легко трудно

4) Домашнее задание параграф 148, упражнение 333, сообщение об истории сочинительных и подчинительных союзов.