Конспект урока
по русскому языку
Лавринович Анастасии Эдуардовны
1. «Перспектива»
2. 2 "б" класс, МБОУ «СОШ №10»
3. Тема: Шипящие согласные звуки. Буквосочетание ЖИ-ШИ.
Планируемые результаты:
РУУД: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; организовать себя на продуктивную работу на уроке.
ПУУД: проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
КУУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера.
Ход урока
Этапы урока
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
I. Орг. момент
Цель: настроить учащихся на плодотворную работу.
Слова учителя
-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Проверьте готовность к уроку. Подарите улыбку друг другу и пожелайте удачи!
Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. Классная работа.
-Покажите готовность к уроку.
Настраиваются на урок.
РУУД:
Организовать себя на продуктивную работу на уроке.
II.Актуализация знаний
Цель: актуализировать знания учащихся для успешной работы на уроке.
Карточки:
У Машы жыл рыжый кот васька. У него пушыстый хвост, беленький жывот.
-Проверьте диктант Вани. Исправьте, если нужно, ошибки.
-Какие ошибки вы нашли? Что посоветуете Ване?
-Запомнить правила: ЖИ-ШИ пиши с буквой И, клички животных – с заглавной буквы.
ПУУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
III.Самоопределение к деятельности
Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Слово живот
-Запишите транскрипцию слова живот.
-Сравните звуковую и буквенную запись слова. Что интересного заметили?
-Повторите ещё раз это правило.
-Правильно. Молодцы.
-Определите тему урока. Над правописанием какого буквосочетания мы сегодня будем работать.
[жывот]
-звуки ж ш твёрдые, после них слышится гласный ы, но после буквы ж, ш нужно писать и, так договорились между собой люди. Когда-то очень давно эти звуки в нашем языке были мягкими, и с тех пор осталось правило, которым мы пользуемся и сегодня
-ЖИ-ШИ пиши с буквой и.
РУУД: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
ПУУД: анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
IV.Работа по теме урока
Цель: продолжить знакомство учащихся с буквосочетанием ЖИ-ШИ.
Упр. 103 (с. 73)
Упр. 104 (с. 73)
Упр. 106 (с. 74)
-Открываем учебник на 73 с. Выполняем 103 упр. Прочитаем задание.
-Прочитаем стихотворные строки.
-Выделим опасные места.
-Ещё раз прочитаем строки. Теперь попробуем проговорить их с закрытыми учебниками. (спрашиваю 5 учеников)
-Закрываем учебники, пишем по памяти. Не забудьте подчеркнуть орфограммы.
-Закончили. Выполним самопроверку по тексту учебника. Оцените свою работу по шкале: «!», «+», «-».
-Приступаем к следующему упражнению 104. Прочитаем задание.
-Чтобы удобно выполнить это задание начертим таблицу. Запишите в таблицу слова, которые обозначают предметы (отвечают на вопросы кто? Что?) и действия предметов ( отвечают на вопросы что делает? Что делать?)
Подчеркните орфограмму. Устно составьте 1-2 предложения с данными словами (по выбору).
-Проверим. Внимание на слайд.
-Открываем учебник на 74 с. Прочитаем задание 106 упражнения.
-Устно составьте словосочетания. Выберите 3-4 словосочетания, продиктуйте их друг другу. Подчеркните буквы, обозначающие шипящие согласные звуки. Оцените работу друг друга с помощью смайликов.
-Прочитайте стихотворные строки. Запишите их по памяти. Подчеркните слова с буквосочетаниями ЖИ-ШИ.
-записывают
V.Физ. минута
Цель: снять у учащихся физическую напряженность.
-Вот время пришло отдохнуть.
Зайцы.
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
Прыжки вперед – назад
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
КУУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера.
VI.Продолжение работы по теме урока
Цель: закрепить знание учащихся по теме урока.
Упр. 59 (с.34)
Упр. 62 (с. 35)
Упр. 66 (с. 38)
-Открываем рабочие тетради. 34 с. Упр. 59
-Распределите слова по трем группам по вопросам.
-Что объединяет слова трех групп?
-Оцените свою работу с помощью смайликов.
-Выполняем 62 упр. На с. 35
-Отгадайте загадку. Спишите ее, вставляя пропущенные буквы. Ниже запишите слово-отгадку. Подчеркните буквосочетания. Сверьтесь с соседом по парте.
-Упр. 66 на 38 с.
-Прочитайте и озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы.
-Проверим
-А могут ли после букв ж, ш стоять другие гласные звуки, не только и? Аня считает, что не могут, а Ваня – что могут. А вы как думаете.
-Посмотрите на доску. Вставьте пропущенные буквы в слова.
(Ж..леть котенка, ж..вет в лесу; острые ш..пы у розы; ш..ровая молния)
-Какие буквы надо вставить в слова? Как их проверить?
-Сделай вывод.
Что? | Какой? | Что делать? |
Шило, снежинка, шишки | Душистый, пушистый, сшитый | Сторожить, дружить, шить, сушить |
-В них есть сочетания ЖИ-ШИ.
-чашка, решил, слышал, ёжики, чуткий, свечу, бежит,
-Могут.
-жалеть, живёт, шипы, шаровая. Это безударная гласная в корне слова.
-После букв ж, ш могут стоять другие гласные буквы, их написание можно проверить.
РУУД: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
VII.Рефлексия
Цель: организовать рефлексию собственной учебной деятельности.
Игра «Самый внимательный»
Пожалеть, пружина, шептать, пушистый, служить, стрижи, жевать, жалеть, пассажир, шиповник.
-Я буду читать слова. Если вы считаете, что в слове есть буквосочетания ЖИ или ШИ, ставьте +, если нет -.
-Чтобы проверить, посмотрите на слайд. Оцените свою работу по шкале:«!»,«+», «-».
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
- | + | - | + | + | + | - | - | + | + |
РУУД: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
VIII.Подведение итогов урока
Цель: проверить понимание учащимися темы урока.
-Что полезного и интересного узнали на уроке?
Домашнее задание
Упр. 67 (с. 38 ) в рабочей тетради.
-Открываем дневники, записываем домашнее задание.