Ι. Актуализация знаний. II. Формулирова-ние проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирова- ние правила (определения). | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». Создание мотивации к изучению языка. 4 3 1 3 Игра-разминка «Угадай слово». Учитель читает стихотворение А. Шибаева, а дети должны угадать слово и записать его в тетрадях. Вёз водитель в магазин Много мётел и корзин. Как приятно было Зине Вместе с ним сидеть в … (кабине)! По дороге наша Машенька идёт, За верёвочку козу она ведёт. А прохожие глядят во все глаза: Очень длинная у девочки … (коса). Филиппок за окуньком В речку лезет босиком. Очень хочет Филиппок Окунька поймать в … (сачок)! Если дети затрудняются с отгадками, учитель может дать подсказку: назвать первые слоги слов-отгадок: ка-… (кабине), ко… (коса), са… (сачок). Задания к разминке. – Разделите записанные слова на слоги. – Сколько слогов в каждом слове? Как это определить? – Какое значение имеет слово коса? Подберите однокоренные слова к слову коса (косичка). – А есть ли ещё какие-то значения у слова коса? Приведите пример. (Отец наточил косу.) Подберите к нему однокоренные слова. (Косить, косарь.) Совпадают ли они с однокоренными словами к слову коса «волосы, причёска»? Учитель отмечает, что это слова особые, с которыми дети будут знакомиться в дальнейшем. – Есть ли в записанных словах опасные места? Как вы это определили? (Гласные звуки находятся без ударения.) Обозначьте карандашом эти опасные места. Подчёркивают. – Вспомните, какие ещё опасные места могут быть в словах. Дети называют остальные пункты правила на с. 15. – Приведите примеры слов, в которых есть опасные места, из задания №6 в «Рабочей тетради» (друг, лью, шип). Объясните, какие здесь опасные места. Почему в слове дом нет опасных мест? – Какие опасные места есть в слове Чук (задание №7 в «Рабочей тетради»)? (Большая буква в имени Ч, гласный у после шипящего ч, парный глухой [к] на конце слова.) – Какой вариант ответа вы выбрали? (3, так как здесь три опасных места.) – У кого всё выполнено правильно, может оценить себя: он молодец! Хорошо понял тему. – Кто работал на повышенном уровне (Тема 1, №10), может прочитать текст из трёх предложений со словом соль и назвать опасное место, которое есть в этом слове (либо прочитать первую часть задания – текст со вставленными словами). Учитель может попросить других учеников оценить услышанный ответ (тем самым учитель поможет детям разобраться, как в дальнейшем они самостоятельно будут выполнять тестовые задания и оценивать уровень своих умений). – Сформулируйте тему и цель урока (зачем нам нужно это знать). 1 3 («Опасные места в словах русского языка».) Цель: научиться находить опасные места и не ошибаться в написании букв в таких местах. – Составим план урока. План (примерный). Учиться находить опасные места в словах. Повторить перенос слов. Учиться правильно списывать слова, предложения, текст. (Добавляет учитель.) – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) – Какой кружок обозначает эти действия? – Запишите предложение, пропуская букву там, где есть опасное место. 4 Обезьяна ела банан. ( _б_з_яна ела б_нан.) – Объясните, какой признак опасного места здесь есть. Сравните с записью на доске (учитель показывает правильно написанное предложение) и вставьте пропущенные буквы. – Разделите на слоги слово обезьяна. (О|бе|зья|на.) – А теперь выберите правильные варианты переноса этого слова на другую строку. Мини-тест: 1) о-безьяна; 2) обе-зьяна; 3) обез-ьяна; 4) обезь-яна; 5) обезья-на. – Сравните свой вариант с правилом в учебнике на с. 16. – Почему нельзя перенести слово, как в варианте 1 и 3? – В каком случае мы перенесли слово по слогам? Сравните с делением этого слова на слоги (варианты 2 и 5). – Всегда ли слово можно переносить по слогам? (Только если нет приставок или суффиксов.) – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) | Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) представлять информацию в виде схемы; 3) выявлять сущность, особенности объектов; 4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) обобщать и классифицировать по признакам; 6) ориентироваться на развороте учебника; 7) находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в паре. Личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |