СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема сегодняшнего урока обусловлена требованиями к лингворечевой подготовке выпускника школы. У вас уже был небольшой опыт написания сочинения в жанре эссе в прошлом учебном году. Например, «Размышляя над некрасовской строкой» или «Читая стихотворения Фета». Жанр эссе помогает нам раскрыть глубокие неоднозначные темы, такие как: отношения человека и общества, человека и природы, народа и власти, помогает высказать собственные представления о нравственных основах счастья, отношении к добру и злу.

Необходимость осмысления данного жанра очевидна. Наш путь к постижению жанра мы начнем с истории возникновения эссе. 

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по русскому языку»

Конспект урока русского языка в 11 классе

Учитель Ненартавичене Н.И.

Сочинение в жанре эссе

Цель: в процессе анализа текста подвести учащихся к осмыслению жанра эссе, научить писать сочинение в жанре эссе. Задачи:

  • научить выявлять отличительные черты текста;

  • закрепить умение обнаруживать взаимосвязь между отдельными средствами выразительности;

  • развивать умение анализировать подчиненность выразительных средств замыслу текста;

  • сформировать потребность выразить собственное мнение о прочитанном.

Оформление доски: тема, эпиграф, три определения эссе.

Ход урока

I. Слово учителя Тема сегодняшнего урока обусловлена требованиями к лингворечевой подготовке выпускника школы. У вас уже был небольшой опыт написания сочинения в жанре эссе в прошлом учебном году. Например, «Размышляя над некрасовской строкой» или «Читая стихотворения Фета». Жанр эссе помогает нам раскрыть глубокие неоднозначные темы, такие как: отношения человека и общества, человека и природы, народа и власти, помогает высказать собственные представления о нравственных основах счастья, отношении к добру и злу.

Необходимость осмысления данного жанра очевидна. Наш путь к постижению жанра мы начнем с истории возникновения эссе.

II. Доклад ученика

III. Дискуссия. Поисковая деятельность учеников. Определение жанра

Действительно, корни эссе уходят в глубокую древность, но четкого определения этого жанра в литературоведении нет. Прочтите определения, написанные на доске, выделите в них ключевые слова. Какие особенности жанра подчеркиваются в каждом из определений?

А теперь создадим собственное определение эссе. В этом определении мы отразим ответы на следующие вопросы:

Каков объем произведения в жанре эссе?
Какой должна быть тема эссе?
Что требуется от автора для создания эссе?
Какие требования предъявляются к композиции эссе?
Какие стилевые особенности должны быть в эссе?

Теперь у нас есть все необходимые черты эссе для того, чтобы создать определение. Обсуждение созданных учениками определений. А теперь соотнесите свое определение со словами А. Эльяшевича «Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира», взятыми в качестве эпиграфа к уроку.

IV. Разминка воображенияРусский писатель В. Катаев говорил: «У каждого процесса творчества неповторимый чертеж, свой план, ни на что не похожий». Перед тем как обратиться к лучшим образцам в жанре эссе, проведем разминку воображения, которое потребуется нам для творческой работы. Составить кеннинги, перифразы к следующим понятиям: поэзия, язык, книги. Работаем по рядам.

Выполняя это упражнение, мы убедились, что представление мира субъективно. «Каждое художественное слово тем-то и отличается от нехудожественного, что выражает бесчисленное множество мыслей, представлений, объяснений», – замечает Л.Н. Толстой. Но перед художником слова стоит задача создать не просто образ, а образ-понятие. Достаточно вспомнить темное царство А.Н. Островского, обломовщину И.А. Гончарова, лишнего человека в произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского.

V. Анализ текста

Сейчас мы познакомимся с текстом М.И. Цветаевой «Два слова о театре». Выразительное чтение текста учащимся.

Что показалось вам неожиданным в этом тексте?
Какова тема текста? Каковы ключевые слова этого текста? Уточните с их помощью тему текста.

Как вы понимаете слова Гейне, вынесенные М. Цветаевой в эпиграф?

Какой прием положен в основу композиции этого текста?

Какие слова, фразы, высказывания создают высокую экспрессивность текста?

Определите жанр текста, докажите.

VI. Домашнее задание

Дома вам нужно будет откликнуться на «Два слова…» Цветаевой и написать собственный текст на текст и, конечно, ваш текст должен содержать выявленные вами на сегодняшнем уроке признаки жанра эссе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!