СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В гостях у дедушки Этикета и бабушки Доброты.

Тема:   Правописание окончаний  имен прилагательных дательного и творительного падежей  во множественном числе.

 

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

Русский язык.

«В гостях у дедушки Этикета и бабушки Доброты»

Тема: Правописание окончаний имен прилагательных дательного и творительного падежей во множественном числе.

Задачи: 1. Формировать умение склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе.

2. Развивать и закреплять умение распознавать дательный и творительный падежи множественного числа имён прилагательных. Развивать и корригировать орфографическую зоркость, речь, память и мышление. Активизировать словарь учащихся.

3. Воспитывать основы этикета, чувство коллективизма и взаимопомощи, формировать качества, от которых зависит культура поведения.

Оборудование: картинки самолёта, дедушки Этикет, бабушки Доброты, презентация к уроку.

Ход.


I. Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Давайте поздороваемся с гостями. Подарите им свои улыбки, а они подарят вам свои.

Слайд 1 - Есть такая сказочная, удивительная и прекрасная страна, где живут дедушка Этикет и бабушка Доброта. - Ребята, хотите побывать у них в гостях? Слайд 2

- А туда мы полетим на этом самолёте. Итак, займите места в специальном самолёте, пристегнитесь ремнями. Даю команду для отправления. Внимание, взлёт! Наш быстрокрылый лайнер движется к намеченной цели. Экипаж опытный, можете быть спокойны - через три минуты будем на месте. А пока давайте проверим домашнее задание.


II. Проверка домашнего задания. Упражнение 355. – Откройте рабочие тетради. Прочитайте предложение с прилагательным мн.ч. дательного падежа. Назовите прилагательное. На какой вопрос отвечают прилагательные мн.ч. в дательном падеже? Какое окончание выделили? Прочитайте предложение с прилагательным мн.ч. в творительном падеже. Назовите прилагательное. На какой вопрос отвечают прилагательные в творительном падеже? Какое окончание выделили? Какое правило на эту тему изучали?

- закройте тетради и получите тетрадь №2.


III. Дата. Классная работа. Слайд 3 – Запишем дату и классную работу.

- Кажется, мы приближаемся. Долетели хорошо.


IV. Работа по теме урока.

-Нас встречают дедушка Этикет и бабушка Доброта. В этой стране живут добрые и вежливые слова. И они для вас приготовили упражнения и разные задания. И они хотят, чтобы мы работали по теме дательный и творительный падежи множественного числа имён прилагательных. Вы согласны?

1.Слово «Спасибо» хочет, чтобы вы просклоняли словосочетание

Верные хорошие друзья. Слайд 4


И.п. (какие?) верные хорошие друзья

В.п. (каких?) верных хороших друзей

Д.п. (каким?) верным хорошим друзьям

В.п. (каких?) верных хороших друзей

Т.п. (какими?) верными хорошими друзьями

П.п. (о каких?) о верных хороших друзьях. ( по одному называют падеж)

- На какой вопрос отвечают прилагательные множественного числа в дательном падеже? (Каким?) - Какие окончания в дательном падеже? (- ым, -им.)


- В творительном падеже? (Какими?)

- В творительном (-ыми, -ими.)

Давайте проверим Слайд 5 – Чем отличаются вопросы этих падежей? ( в творит пад. Ещё есть буква –и).


Слово «Спасибо» хочет узнать, знаете ли вы какими словами можно заменить слово «спасибо». Выберите из этих слов. Благодарю, простите, я вам очень признателен, пожалуйста. Слайд 6


2. Слово «Пожалуйста» для вас приготовила упражнение, которое называется «Дательный и творительный» Слайд 7


- Здесь записаны сочетания прилагательных с существительными в именительном падеже. А вам нужно поставить каждое сочетание в дательном падеже и творительном. Могучие скалы, тревожные крики, проворные вороны, чудесные ромашки, сосновые шишки, шустрые белки, солнечные дни. Слайд 8

- Запишем эти словосочетания в тетрадь. К доске идет один ученик, другие работают в тетради. Сначала записываем словосочетание в дательном падеже, потом – в творительном падеже.

Ученик у доски комментирует: в дательном падеже имена прилагательные отвечают на вопрос каким? Изменяем могучие – каким? могучим. Записываем – могучим скалам. В творительном падеже имена прилагательные отвечают на вопрос какими? Изменяем могучие – какими? могучими. Записываем – могучими скалами. Поднимите руку, кто понял, как выполнять задание? Выполняйте самостоятельно, выделяя окончания в прилагательных. ( Все записывают 3 словосочетания, ученики группы А – до конца). Проверим. Прочитайте словосочетания.

- И еще слово Пожалуйста хочет, чтобы вы выбрали волшебные слова из этих слов. «Будьте любезны», «Будьте так добры», «Умный дурак», «Доброе утро». Слайд 9


3. Дедушка Этикет и бабушка Вежливость хотят, чтобы вы сделали физкультминутку. (под музыку) Слайд 10


  1. Слово «Извините» хочет, чтобы вы работали по учебнику. Слайд Упражнение 357. Слайд 11

- Измените падеж слов в скобках. Обозначьте падеж.

- К какому слову сначала будем ставить вопрос? ( к главному – существительному). Затем ставим вопрос к прилагательному. Это вопрос какого падежа? Какое окончание у прилагательного? Прочитайте правильно словосочетание. Поднимите руку, кто понял, как выполнять упражнение? Выполняйте самостоятельно. С учениками группы Б выполняем с комментированием.

5. - Слово «Извините» хочет, чтобы вы выполнили пальчиковую гимнастику с карандашом. « Цветок» Слайд 12

Вырос высокий цветок на поляне, (Руки поставить вертикально, ладони -                                                            друг к другу, округлить.                            Утром весенним раскрыл лепестки.   Развести пальцы.                                   Всем лепесткам красоту и питанье     Пошевелить пальцами.                       Дружно дают под землей корешки.  Ладони — вниз, тыльной стороной                                                                     друг к другу, пальцы развести.)


6. - Слайд 13 - Слово «Отзывчивость» приготовила задание «Народная мудрость». Это предложение. Прочитайте его.

Родной свой край хорошими делами прославляй!

- Что означает это предложение? Как оно по-другому называется? (пословица).

Давайте запишем пословицу.

Найдите слова на изучаемую тему. (хорошими делами).

- Укажите падеж словосочетания. Докажите свой ответ.( прославляй чем? Делами – творит. Падеж. Делами какими? – хорошими, окончание –ими, творительный падеж

Слайд 14- Слуховой диктант. Послушайте загадки и на слух определите прилагательные мн.ч. в дательном или творительном падеже.

1.С добрыми людьми дружит, дом сторожит.

2.Под высокими соснами, под зелёными ёлками лежит клубок с иголками.

3.Я прихожу с подарками, Нарядная, забавная,

Блещу огнями яркими. На Новый год я главная.

- Вот мы с вами и побывали в гостях у дедушки Этикет и бабушки Доброта.

- Какие слова живут в этой стране? Чему учат нас эти слова?

(Чтобы мы были добрыми и вежливыми) .

- Ребята, давайте скажем «Спасибо» этим добрым словам Слайд 15 и вернёмся на этом же самолёте в наш класс. Слайд 16

VII. Инструктаж по домашнему заданию. Слайд 17 Упражнение 360, стр. 213. Какое слово нужно изменить сначала? (главное –сущ.), а потом? (прилагательное)


VIII. Итог урока. – Какой вопрос ставим к прилагательному мн.ч. в дательном падеже? Какое окончание у прилагательных мн. числа в дательном падеже? (-ым, -им). - В творительном? (какими? -ыми, -ими).

- Можно по вопросу и окончанию отличить прилагательное в дательном падеже множественного числа от творительного падежа? (Да).

Оценки. Слайд 18