Русский язык.
«В гостях у дедушки Этикета и бабушки Доброты»
Тема: Правописание окончаний имен прилагательных дательного и творительного падежей во множественном числе.
Задачи: 1. Формировать умение склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе.
2. Развивать и закреплять умение распознавать дательный и творительный падежи множественного числа имён прилагательных. Развивать и корригировать орфографическую зоркость, речь, память и мышление. Активизировать словарь учащихся.
3. Воспитывать основы этикета, чувство коллективизма и взаимопомощи, формировать качества, от которых зависит культура поведения.
Оборудование: картинки самолёта, дедушки Этикет, бабушки Доброты, презентация к уроку.
Ход.
I. Организационный момент.
- Добрый день, ребята! Давайте поздороваемся с гостями. Подарите им свои улыбки, а они подарят вам свои.
Слайд 1 - Есть такая сказочная, удивительная и прекрасная страна, где живут дедушка Этикет и бабушка Доброта. - Ребята, хотите побывать у них в гостях? Слайд 2
- А туда мы полетим на этом самолёте. Итак, займите места в специальном самолёте, пристегнитесь ремнями. Даю команду для отправления. Внимание, взлёт! Наш быстрокрылый лайнер движется к намеченной цели. Экипаж опытный, можете быть спокойны - через три минуты будем на месте. А пока давайте проверим домашнее задание.
II. Проверка домашнего задания. Упражнение 355. – Откройте рабочие тетради. Прочитайте предложение с прилагательным мн.ч. дательного падежа. Назовите прилагательное. На какой вопрос отвечают прилагательные мн.ч. в дательном падеже? Какое окончание выделили? Прочитайте предложение с прилагательным мн.ч. в творительном падеже. Назовите прилагательное. На какой вопрос отвечают прилагательные в творительном падеже? Какое окончание выделили? Какое правило на эту тему изучали?
- закройте тетради и получите тетрадь №2.
III. Дата. Классная работа. Слайд 3 – Запишем дату и классную работу.
- Кажется, мы приближаемся. Долетели хорошо.
IV. Работа по теме урока.
-Нас встречают дедушка Этикет и бабушка Доброта. В этой стране живут добрые и вежливые слова. И они для вас приготовили упражнения и разные задания. И они хотят, чтобы мы работали по теме дательный и творительный падежи множественного числа имён прилагательных. Вы согласны?
1.Слово «Спасибо» хочет, чтобы вы просклоняли словосочетание
Верные хорошие друзья. Слайд 4
И.п. (какие?) верные хорошие друзья
В.п. (каких?) верных хороших друзей
Д.п. (каким?) верным хорошим друзьям
В.п. (каких?) верных хороших друзей
Т.п. (какими?) верными хорошими друзьями
П.п. (о каких?) о верных хороших друзьях. ( по одному называют падеж)
- На какой вопрос отвечают прилагательные множественного числа в дательном падеже? (Каким?) - Какие окончания в дательном падеже? (- ым, -им.)
- В творительном падеже? (Какими?)
- В творительном (-ыми, -ими.)
Давайте проверим Слайд 5 – Чем отличаются вопросы этих падежей? ( в творит пад. Ещё есть буква –и).
Слово «Спасибо» хочет узнать, знаете ли вы какими словами можно заменить слово «спасибо». Выберите из этих слов. Благодарю, простите, я вам очень признателен, пожалуйста. Слайд 6
2. Слово «Пожалуйста» для вас приготовила упражнение, которое называется «Дательный и творительный» Слайд 7
- Здесь записаны сочетания прилагательных с существительными в именительном падеже. А вам нужно поставить каждое сочетание в дательном падеже и творительном. Могучие скалы, тревожные крики, проворные вороны, чудесные ромашки, сосновые шишки, шустрые белки, солнечные дни. Слайд 8
- Запишем эти словосочетания в тетрадь. К доске идет один ученик, другие работают в тетради. Сначала записываем словосочетание в дательном падеже, потом – в творительном падеже.
Ученик у доски комментирует: в дательном падеже имена прилагательные отвечают на вопрос каким? Изменяем могучие – каким? могучим. Записываем – могучим скалам. В творительном падеже имена прилагательные отвечают на вопрос какими? Изменяем могучие – какими? могучими. Записываем – могучими скалами. Поднимите руку, кто понял, как выполнять задание? Выполняйте самостоятельно, выделяя окончания в прилагательных. ( Все записывают 3 словосочетания, ученики группы А – до конца). Проверим. Прочитайте словосочетания.
- И еще слово Пожалуйста хочет, чтобы вы выбрали волшебные слова из этих слов. «Будьте любезны», «Будьте так добры», «Умный дурак», «Доброе утро». Слайд 9
3. Дедушка Этикет и бабушка Вежливость хотят, чтобы вы сделали физкультминутку. (под музыку) Слайд 10
Слово «Извините» хочет, чтобы вы работали по учебнику. Слайд Упражнение 357. Слайд 11
- Измените падеж слов в скобках. Обозначьте падеж.
- К какому слову сначала будем ставить вопрос? ( к главному – существительному). Затем ставим вопрос к прилагательному. Это вопрос какого падежа? Какое окончание у прилагательного? Прочитайте правильно словосочетание. Поднимите руку, кто понял, как выполнять упражнение? Выполняйте самостоятельно. С учениками группы Б выполняем с комментированием.
5. - Слово «Извините» хочет, чтобы вы выполнили пальчиковую гимнастику с карандашом. « Цветок» Слайд 12
Вырос высокий цветок на поляне, (Руки поставить вертикально, ладони - друг к другу, округлить. Утром весенним раскрыл лепестки. Развести пальцы. Всем лепесткам красоту и питанье Пошевелить пальцами. Дружно дают под землей корешки. Ладони — вниз, тыльной стороной друг к другу, пальцы развести.)
6. - Слайд 13 - Слово «Отзывчивость» приготовила задание «Народная мудрость». Это предложение. Прочитайте его.
Родной свой край хорошими делами прославляй!
- Что означает это предложение? Как оно по-другому называется? (пословица).
Давайте запишем пословицу.
Найдите слова на изучаемую тему. (хорошими делами).
- Укажите падеж словосочетания. Докажите свой ответ.( прославляй чем? Делами – творит. Падеж. Делами какими? – хорошими, окончание –ими, творительный падеж
Слайд 14- Слуховой диктант. Послушайте загадки и на слух определите прилагательные мн.ч. в дательном или творительном падеже.
1.С добрыми людьми дружит, дом сторожит.
2.Под высокими соснами, под зелёными ёлками лежит клубок с иголками.
3.Я прихожу с подарками, Нарядная, забавная,
Блещу огнями яркими. На Новый год я главная.
- Вот мы с вами и побывали в гостях у дедушки Этикет и бабушки Доброта.
- Какие слова живут в этой стране? Чему учат нас эти слова?
(Чтобы мы были добрыми и вежливыми) .
- Ребята, давайте скажем «Спасибо» этим добрым словам Слайд 15 и вернёмся на этом же самолёте в наш класс. Слайд 16
VII. Инструктаж по домашнему заданию. Слайд 17 Упражнение 360, стр. 213. Какое слово нужно изменить сначала? (главное –сущ.), а потом? (прилагательное)
VIII. Итог урока. – Какой вопрос ставим к прилагательному мн.ч. в дательном падеже? Какое окончание у прилагательных мн. числа в дательном падеже? (-ым, -им). - В творительном? (какими? -ыми, -ими).
- Можно по вопросу и окончанию отличить прилагательное в дательном падеже множественного числа от творительного падежа? (Да).
Оценки. Слайд 18