СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Многозначные слова.Омонимы" (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с омонимами; учить, чем отличаются омонимы от многозначных слов, учить определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово, находить в толковом словаре многозначные слова, омонимы. Показать роль многозначных слов и омонимов в художественных текстах

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Многозначные слова.Омонимы" (4 класс)»

Урок русского языка

Дата

Класс 4

Тема занятия:

Многозначные слова. Омонимы.

Ссылка:

Учебник Русский язык для 4 класса– Алматы, «Алматыкітап», 2011 (В.К. Павленко, Г.В. Клыпа).

Общие цели:

Развитие навыков мышления на предметном материале на основе использования приёмов ТРКМ.

Развивать коммуникативную компетенцию через ведение диалога, обогащать словарный запас учащихся.

Познакомить с омонимами; учить, чем отличаются омонимы от многозначных слов, учить определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово, находить в толковом словаре многозначные слова, омонимы. Показать роль многозначных слов и омонимов в художественных текстах

Результаты обучения:

Ученики повторяют, обобщают знания о многозначных словах, омонимах; умеют находить и отличать их в текстах (предложениях).

Ключевые идеи:

Многозначные слова. Омонимы.

Материалы и оборудование

Интерактивная доска, маркеры, плакаты, оценочные листы.

Ход занятия

Этапы проведения урока

Время 45 минут

Действия преподавателя и действия участников


Организация

класса

2 мин.











3 мин.

Занятие начинается с приветствия учащихся. Психологический настрой на урок (под тихую музыку).

- Я рада приветствовать

Вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло

Пусть будет уютно и очень легко.

– Наши чувства могут приносить вред нашему здоровью и здоровью наших близких. Надо чаще улыбаться, говорить друг другу комплименты.

Какое настроение понадобиться нам для успешной работы на уроке?

Давайте улыбнемся друг другу, ведь улыбка тоже творит чудеса.

Деление на группы

3 мин

Возьмите любую фигуру и определите номер вашей группы.

Сформировано 5 групп, дети рассаживаются по местам

-Вспомните правила работы в группе

Распределили роли, вспомнили функции

Критерии успеха, учитель:

Поработав сегодня в группах, в парах, самостоятельно

вы сможете выполнить все указанное по теме.

Работа в тетрадях

Запись даты

1мин

Откройте тетради. Запишите дату, в классе.

Обратите внимание, у каждого на парте оценочный лист, где мы будем само оцениваться и взаимо оцениваться. За урок постараемся набрать необходимое кол-во баллов для хорошей оценки.

I этап - Вызов

Целеполагание


Кумулятивная беседа:




























































Работа в группах

5 мин.

Актуализация знаний «Пазлы»

Лингвистическая сказка.

Сегодня, ребята, мы совершим с вами увлекательное путешествие в страну, которую не найдёте ни на одной географической карте, и узнаем тайны жителей этого государства…

В одном царстве – в языковом государстве жил-был царь, и много было подданных в его подчинении: и богатые Синонимы, и вечно спорящие Антонимы, и древний род Историзмов, и многоуважаемая семья Фразеологизмов, даже иностранцы прижились в царстве Лексикона, и фамилию им дали русскую – Заимствованные.

И вот однажды у царских ворот появились два мальчика одинаковых с лица, и имена у них были одинаковые – Вал и Вал, но неизвестно, какого они роду-племени. Стали их звать-величать Вал-1 и Вал-2. Хотели их усыновить Историзмы, но очень уж молоды были братья, не прижились они и у Многозначных, слишком разные были характеры у юношей.

Взрослели мальчики не по дням, а по часам, и становилось очевидно, что дети только внешне одинаковые, а по нраву абсолютно разные: Вал-1 – яростный, непослушный, как морская волна; Вал-2 – работящий, деловой, изобретатель.

И повелел Лексикон своей волей царскою, что Вал-1 и Вал-2 станут родоначальниками нового рода по фамилии Омонимы, что в переводе с греческого означает «одинаковые имена».

Стали Омонимы жить-поживать в лексическом царстве и песенку о себе напевать:

Мы слова из русской речи,

Из родного языка!

Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность,

Потому не торопись,

Не всегда нужна поспешность,

Ты до смысла доберись.

Наподобие начинки,

Смысл запрятан в серединке,

Сходным лицам вопреки

Мы по смыслу – далеки.

- Какие термины встретились нам в сказке? ( Учащиеся называют многозначные слова, антонимы, синонимы, лексикон, фразеологизмы)

- О каком таком царстве, языковом государстве шла речь в сказке? ЛЕКСИКА

1. Сбор «пазлов»

- Ребята! У вас на столах лежит лист с пустыми пазлами. Запишите в них лексические термины, которые встретились вам в сказке. Но обратите внимание, что в сказке не о всех жителях языкового государства говорилось. Вам нужно вспомнить и о них и так же записать к остальным пазлам.

( Учащиеся записывают многозначные слова, антонимы, синонимы, лексикон, фразеологизмы, дают определения и приводят примеры)

Проверка – дети называют, а учитель выставляет на доске.

*Оценивают свою работу, фиксируют результат по критериям, указывают балл.

- Как назвали в царстве Лексике новых «жителей» и почему? (Омонимы - одинаковые имена)

- Сформулируйте понятие что такое ОМОНИМЫ (слова одинаковые по написанию, но абсолютно разные по лексическому значению).

- Назовите пару омонимов из сказки. (Вал-1 и Вал-2)

2. Работа в группах с толковыми словарями

Обсудите в группе

(Ожегова, Даля, школьный толковый словарь в учебнике). Учащимся предлагается проанализировать словарные статьи «ВАЛ»: Как они оформлены? Есть ли что-то общее в лексическом значении омонимов? (Ученики сделают «открытие», что есть «Вал-3»)

ВЫВОД: У каждого омонима отдельная словарная статья, каждый омоним обозначается цифрой, в лексическом значении омонимов нет ничего общего.

Задание №1. Найди омонимы

горький лук – лук охотника;

подземный ключ – ключ от входной двери;

кисть рябины – кисть для рисования:

шуба из норки – мышиные норки

- Все ли пары здесь омонимы?

- Какая пара лишняя? Почему? (Слово «КИСТЬ» многозначное): есть общее в лексическом значении – проверь по словарю.

*оцените свою работу

- Почему так тяжело было некоторым ребятам найти лишнюю пару? (очень легко спутать).

- Тогда сформулируйте тему урока. (Многозначные слова и омонимы)

- Какова цель нашего урока? (научиться отличать многозначные слова от омонимов)

II стадия –

Осмысление


10 мин.

Задание 2.

- А начнём мы сегодня с игры «Будь внимателен». Различай омонимы и многозначные слова. Чтение текстов по ролям подготовленными учащимися. (Приложение №1)

В тетрадях:

а) – Почему в результате вычитания получились вой и плач? Сколько значений у слова «отнять»?

Омонимы

Многозначные слова


Отнять – 1. Отобрать

  1. Вычесть

б) – Какая кашка видна на лугу? Какую кашку варят? Сколько слов? Как они называются?

Омонимы

Многозначные слова

кашка¹ - кушанье (уменьшительно от каша)

кашка² - клевер (цветок)


- На что было направлено данное задание? (Учились находить в текстах омонимы и многозначные слова)

- Сделайте вывод, как отличить многозначные слова от омонимов?





Внести оценки в оценочный лист

ФО

3 мин.

Взаимооценка по заданным критериям.: группы оценивают результаты работы других групп..

Раздаются оценочные бланки группам. (см. приложение №1). После вступления каждой группы дается 30 сек для формативного оценивания.

Рефлексия

2мин

На что было направлено данное задание?

У всех групп результат совпал с максимальным баллом? Сделайте вывод, над чем нам надо работать?

Физминутка

3 мин

«Дрожащее желе»

Отработка практических навыков.

ФО (взаимооценка)

10 мин.






Задание 3

Для проверки знаний о многозначности слов и омонимах мы выполним следующее практическое задание.

Игра «Путаница» - разложить многозначные слова и омонимы в свои ячейки.

Проверка по модельному ответу: взаимопроверка- обсудить ошибки если были

Внести оценки в оценочный лист


III этап- Рефлексия

Итог урока СО

3 мин


У. – По какой теме мы работали сегодня на уроке? Какую цель ставили перед собой? Достигли мы этой цели?


Вы заполняли в течение урока листы самооценки.

Какую итоговую оценку вы поставили сами себе? Почему?

Как вы оцениваете работу группы?

Кто, по вашему мнению, помогал вам в группе лучше всех?

Кому вы хотите сказать спасибо?

Учитель проводит свою оценку вклада каждого ученика в групповую работу, благодарит за интерес к теме, активность, взаимопомощь.

- Рефлексия по «мишени»


Домашнее

задание

2 мин.

Задание для слабых учащихся

Ответьте на шуточные вопросы.


  1. Каким ключом нельзя открывать двери?

  2. Какую ноту кладут в суп?

  3. Из какого крана нельзя брать воду?

  4. Из каких ноготков не соберешь букета?


Образец выполнения задания.

  1. Вопрос: Какой лук не кладут в суп?

  2. Толкование значений омонимов, например:

лук¹ - оружие

лук² - растение

  1. Сделать рисунок.

Задание для сильных учащихся

Выберите любое многозначное слово и омоним, расскажите о его значениях, проиллюстрируйте свой ответ примерами. Используйте в работе словарь.



  1. Проходила наша Таня

С малышами вычитанье.

- Вычитанье как понять?

- Надо что-нибудь отнять.

- У Аришки – орешки,

У Маришки – матрешку,

У Андрюшки – новый мяч.

Во дворе и вой и плач.

Получился ответ:

Игрушки есть – подружек нет.


  1. – Смотри, какая кашка на лугу,

И здесь, и там, и всюду…

- Ой, рассмешил, ой, не могу,

Да кто ж её варит без посуды?







        1. Проходила наша Таня

С малышами вычитанье.

- Вычитанье как понять?

- Надо что-нибудь отнять.

- У Аришки – орешки,

У Маришки – матрешку,

У Андрюшки – новый мяч.

Во дворе и вой и плач.

Получился ответ:

Игрушки есть – подружек нет.



        1. – Смотри, какая кашка на лугу,

И здесь, и там, и всюду…

- Ой, рассмешил, ой, не могу,

Да кто ж её варит без посуды?







  1. Проходила наша Таня

С малышами вычитанье.

- Вычитанье как понять?

- Надо что-нибудь отнять.

- У Аришки – орешки,

У Маришки – матрешку,

У Андрюшки – новый мяч.

Во дворе и вой и плач.

Получился ответ:

Игрушки есть – подружек нет.



  1. - Смотри, какая кашка на лугу,

И здесь, и там, и всюду…

- Ой, рассмешил, ой, не могу,

Да кто ж её варит без посуды?









































































































































































































































































































































































































МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА И ОМОНИМЫ

СХОДСТВО ОТЛИЧИЕ

________________________ МНОГОЗНАЧНЫЕ ОМОНИМЫ

____________________________ СЛОВА

______________________ ___________________

______________________ ___________________



-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА И ОМОНИМЫ

СХОДСТВО ОТЛИЧИЕ

________________________ МНОГОЗНАЧНЫЕ ОМОНИМЫ

____________________________ СЛОВА

______________________ ___________________

______________________ ___________________



-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------





МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА И ОМОНИМЫ

СХОДСТВО ОТЛИЧИЕ

________________________ МНОГОЗНАЧНЫЕ ОМОНИМЫ

____________________________ СЛОВА

______________________ ___________________

______________________ ___________________














































































































Задание №1. Найди омонимы



горький лук – лук охотника;

подземный ключ – ключ от входной двери;

кисть рябины – кисть для рисования:

шуба из норки – мышиные норки























































Ответьте на шуточные вопросы.

Каким ключом нельзя открывать двери?

Какую ноту кладут в суп?

Из какого крана нельзя брать воду?

Из каких ноготков не соберешь букета?

Образец выполнения задания.

Вопрос: Какой лук не кладут в суп?

Толкование значений омонимов, например:

лук¹ - оружие

лук² - растение

Сделать рисунок.

Ответьте на шуточные вопросы.

Каким ключом нельзя открывать двери?

Какую ноту кладут в суп?

Из какого крана нельзя брать воду?

Из каких ноготков не соберешь букета?

Образец выполнения задания.

Вопрос: Какой лук не кладут в суп?

Толкование значений омонимов, например:

лук¹ - оружие

лук² - растение

Сделать рисунок.

Ответьте на шуточные вопросы.

Каким ключом нельзя открывать двери?

Какую ноту кладут в суп?

Из какого крана нельзя брать воду?

Из каких ноготков не соберешь букета?

Образец выполнения задания.

Вопрос: Какой лук не кладут в суп?

Толкование значений омонимов, например:

лук¹ - оружие

лук² - растение

Сделать рисунок.

Выберите любое многозначное слово и омоним, расскажите о его значениях, проиллюстрируйте свой ответ примерами. Используйте в работе словарь.

Выберите любое многозначное слово и омоним, расскажите о его значениях, проиллюстрируйте свой ответ примерами. Используйте в работе словарь.

Выберите любое многозначное слово и омоним, расскажите о его значениях, проиллюстрируйте свой ответ примерами. Используйте в работе словарь.

Ответьте на шуточные вопросы.

Каким ключом нельзя открывать двери?

Какую ноту кладут в суп?

Из какого крана нельзя брать воду?

Из каких ноготков не соберешь букета?

Образец выполнения задания.

Вопрос: Какой лук не кладут в суп?

Толкование значений омонимов, например:

лук¹ - оружие

лук² - растение

Сделать рисунок.

Ответьте на шуточные вопросы.

Каким ключом нельзя открывать двери?

Какую ноту кладут в суп?

Из какого крана нельзя брать воду?

Из каких ноготков не соберешь букета?

Образец выполнения задания.

Вопрос: Какой лук не кладут в суп?

Толкование значений омонимов, например:

лук¹ - оружие

лук² - растение

Сделать рисунок.

Ответьте на шуточные вопросы.

Каким ключом нельзя открывать двери?

Какую ноту кладут в суп?

Из какого крана нельзя брать воду?

Из каких ноготков не соберешь букета?

Образец выполнения задания.

Вопрос: Какой лук не кладут в суп?

Толкование значений омонимов, например:

лук¹ - оружие

лук² - растение

Сделать рисунок.

Выберите любое многозначное слово и омоним, расскажите о его значениях, проиллюстрируйте свой ответ примерами. Используйте в работе словарь.

Выберите любое многозначное слово и омоним, расскажите о его значениях, проиллюстрируйте свой ответ примерами. Используйте в работе словарь.

Выберите любое многозначное слово и омоним, расскажите о его значениях, проиллюстрируйте свой ответ примерами. Используйте в работе словарь.