Урок №5
Тема урока. Род имен существительных.
Цели: познакомить учащихся с приемами распознавания рода имен сущест-
вительных, учиться оценивать себя и других, побуждать к совместной
деятельности, вырабатывать умение работать в парах, группах.
Ход урока
1. Организация класса.
-Ребята, чего вы ждете от урока?
-Я уверена, что ваши ожидания оправдаются, если вы будете внимательными, организованными, дружными. Желаю успехов и творческих удач.
2. Минутка каллиграфии.
Дд Ду Дл
Делать из мухи слона
-Что это значит?
-Составить диалог, включив данный фразеологизм.
3. Словарная работа. Запись под диктовку изученных слов, взаимопроверка.
4. Мотивация урока. Объяснение нового.
Создание проблемной ситуации.
Работа в парах.
Распределить слова на три группы.
Мама, книга, дом, каша, яблоко, карандаш, село , небо, стол.
Дети предлагают свои варианты.
-Если затрудняются, учитель помогает. Посмотреть на три группы слов и сказать, по какому принципу они поделены.
Мама дом село
Книга карандаш яблоко
Каша стол небо
В русском языке все имена существительные относятся к одному из трех родов. Для определения рода существуют слова-помощники
(прикрепляю их на доску)
М.р. Ж.Р. ср. р.
он, мой она, моя оно, мое
Например,
карандаш –он,мой - м.р., ручка - она, моя ж.р., село -оно, мое - ср.р.
Физкультминутка
5. Первичное закрепление нового материала.
1) У каждого ребенка карточка со словом. Учащийся определяет род существительного и прикрепляет его в таблицу.
2) Работа в парах.
На доске слова:
Пурга, буран, вьюга, метель.
Пень, тень, сень, лень.
Гость , новость ,кость, масть.
Учитель, руководитель, житель, постель.
-Найди и исключи «лишнее» слово в каждой строке. Запиши остальные.
-По какому принципу определяли «лишнее» слово?
-Какие слова вызвали затруднение?
-Посмотреть значение слов в словаре.
6. Закрепление материала.
1) Работа в группах. Списать, подчеркнуть имена существительные, определить род.
Снова птицы летят издалека
К берегам, расторгающим лед.
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.
Проверка.
-Какие слова вызвали затруднение?
-Как узнать род существительного во множественном числе?
Прочитать правило в учебнике стр. 138
2) «Эстафета»
Учитель готовит карточки по количеству групп. Дети по одному определяют род существительного и передают по кругу следующему участнику. Какая группа раньше и правильно выполнит задание, та и выигрывает.
7. Рефлексия.
-Что нового узнали об имени существительном?
Оцените свою роль в работе группы: красный кружок – не доволен, желтый- мог бы лучше, зеленый – сделал все, что в моих силах.
8. Итог урока .Оценивание.
Домашнее задание .Упражнение 282 (Сильнова Э.С.)
Карточка №1
Папа, стол, дочь, поле, белье, Валя, дитя, кофе
Карточка №2
Конь, имя, лошадь, веселье, дуб, дочка, зарево, тетя
Карточка №3
Кружево, белье, зоопарк, шампунь, олень, природа, картина, стол.