СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку по теме Род существительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок деятельностной направленности

5 класс, русский язык. Урок открытия нового знания

Тема: Род существительных

Цели: создание условий для усвоения темы, развития готовности мышления к

            осознанию и усвоению    новых способов деятельности, обучение

             индивидуальной     рефлексии достижения цели, создание ситуации успеха

Учебник Русский язык 5 класс С.И. Львова, В.В. Львов 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме Род существительных»

Урок деятельностной направленности

5 класс, русский язык. Урок открытия нового знания

Тема: Род существительных

Цели: создание условий для усвоения темы, развития готовности мышления к

осознанию и усвоению новых способов деятельности, обучение

индивидуальной рефлексии достижения цели, создание ситуации успеха

Учебник Русский язык 5 класс С.И. Львова, В.В. Львов 


Ход урока

  1. Самоопределение в деятельности (1-2 мин)

-. Есть такая интеллектуальная игра – шахматы. Кто умеет в неё играть? Кто назовёт шахматные фигуры? (Король, королева, ладья, конь, пешка).

Это имена существительные? А кто может ответить, одушевлённые это существительные или нет? Почему? (Доказать на примере слова ладья).

- К одушевлённым или неодушевлённым относятся слова: тип, пень, колпак?

- А если в предложениях: «Позовите этого типа? Посмотри на этого старого пня? Скажи этому колпаку?» Почему?

- Кто назовёт существительные, которые могут в одном случае быть одушевлённым существительным, а в другом неодушевлённым, например: вера в добро, моя сестра Вера.

В русском языке ещё много тайн, которые вам предстоит открыть. Хочется вам этого? Тогда вперёд, к новым открытиям!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности( 5-6 мин.).

2.1. Словарно-орфографическая работа (по упр. 771). (текст на доске или на слайде). Найти ошибки, списать, объяснить, почему были сделаны ошибки.

2.2. Определите род существительных, подобрав к ним подходящие по смыслу глаголы прошедшего времени:

Рояль ….

Водоросль ….

Окно …

Умница …

Обжора …

Врач Иванова …

Учитель Петров

2.3. Проверка выполненного, озвучивание вариантов ответа.

3. Выявление причин затруднений и постановка цели урока(2-3 мин).

- Какие задания вызвали споры?

- Можем ли мы сейчас сказать, как правильно ответить? Почему? ( Мы не знаем, есть ли какие-то правила, которые регулируют данный вопрос).

- Какую же цель деятельности на уроке вы можете себе поставить? (изучить, как определять род существительных в трудных случаях).

А как определим тему урока? (Род существительных)

4. Построение проекта выхода из затруднений (19-15 мин.).

4.1. Что же надо сделать, чтобы решить эту проблему? (вспомнить изученное в 1-4 классах, найти закономерности в практике, изучить теоретический материал).

- Каким путём пошли учёные? (изучили закономерности, вывели правила).Нам это под силу? (пока нет. Поэтому выберем 1 и 3.)

4.2. Вспомним нач. школу.Вопросы на с.76.

4.3. Работа в группах (по 4 чел) Упр. 772. Прочитать текст, изложить кратко его содержание в письменной форме (5-6 предложений). Попробуйте изложить новые знания в рисунке, схеме, сказке, театральном представлении

4.4. При проверке выполненного рисунки, схемы на доску. Выбор оптимального варианта.

4.5. Самостоятельная работа в группах (упр. 773 (по 3 слова) + просклонять существительное сирота

4.6 Ответы групп, слово сирота сверяется с доской (слайдом)

4.7. Справились ли вы с первым возникшим затруднением? Какой вариант ответа выберете?

4.8 А как решить последнюю задачу? (с.77 рубрика Обратите внимание0.

Прочитать. Как решить последнюю задачу?

5. Первичное закрепление во внешней речи(4 – 5 мин.)..

5.1 Комментирование по цепочке. Определить род существительных.

Записать слова общего рода по их лексическому значению.

Знаток своего дела (дока). Тот, кто постоянно жалуется на всех (ябеда).

Синоним слова скряга (жадина) Очень рассеянный, невнимательный человек (растяпа). Малообразованный человек (умница). Лентяй, бездельник (лежебока). Любящий вкусно и сладко поесть (сладкоежка). Хвастливый человек (хвастунишка). Болтливый человек (пустомеля).

-5.2 Работа в группах. Записать пары слов, словосочетаний, чтобы в одном случае слово обозначало лиц женского пола, в другом – мужского.

А). Серёжа – кругл… сирота. Маша - кругл… сирота. Миша – больш… забияка. Марина – удивительн… забияка. .. «Как… ты зазнайка, Петя,»- удивилась мама. «Как… ты зазнайка, Люба,»- удивилась мама.

Б). Исправить ошибки.

Врач Иванова выписал рецепт. Профессор Преображенский взошёл на кафедру. Археолог Таня любовался закатом. Тренер Валерий Николаевич сделал замечание.

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (4 – 5 мин.).

6.1.Самостоятельная работа (упр.774)(1 чел выполняет упражнение на доске или компьютере –эталон). После cамопроверки учащиеся оценивают свою работу условными значками: доволен – солнышко, не доволен – тучка).

7. Включение в систему знаний и повторение ( 4-5 мин).


8. Рефлексия

- Что нового узнали?

- Как эти знания будете использовать?

- Что нужно узнать, сделать ещё? (Можно использовать шкалу, на которой дети отметят степень достижения поставленной цели)

Дом. задание на выбор:.

А) придумать 5-6 предложений с использованием сущ. общего рода.

Б) придумать сказку о роде сущ.

В) нарисовать сущ. общего рода.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!