СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Прямое и переносное значение слов" (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторить изученное по теме “Лексика. Научить различать прямое и переносное значение слова, употреблять в речи слова в переносном значении. Развивать творческую активность учащихся. Обогащать словарный запас языка, совершенствовать грамматический строй речи учащихся. Воспитывать осознанную потребность в знаниях, любовь к русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Прямое и переносное значение слов" (4 класс)»

Урок русского языка

Дата

Класс 4

Тема занятия:

Прямое и переносное значение слов.

Ссылка:

Учебник Русский язык для 4 класса– Алматы, «Алматыкітап», 2011 (В.К. Павленко, Г.В. Клыпа).

Общие цели:

Развитие навыков мышления на предметном материале на основе использования приёмов ТРКМ.

Развивать коммуникативную компетенцию через ведение диалога, обогащать словарный запас учащихся.

Образовательные задачи:

Повторить изученное по теме “Лексика.

Научить различать прямое и переносное значение слова, употреблять в речи слова в переносном значении.

Развивающие задачи:

Развивать творческую активность учащихся.

Обогащать словарный запас языка, совершенствовать грамматический строй речи учащихся.

Воспитательные задачи:

Воспитывать осознанную потребность в знаниях, любовь к русскому языку.

Совершенствовать учебные умения и навыки.

Результаты обучения:

Ученики повторяют, обобщают знания о прямом и переносном значении слов; умеют находить и отличать их в текстах (предложениях).

Ключевые идеи:

Прямое и переносное значение слов.

Материалы и оборудование

Интерактивная доска, маркеры, плакаты, оценочные листы.

Ход занятия

Этапы проведения урока

Время 45 минут

Действия преподавателя и действия участников


Организация

класса

2 мин.







3 мин.

Занятие начинается с приветствия учащихся. Психологический настрой на урок. Учащиеся становятся в круг.

У: Возьмитесь за руки.

Давай с тобой обнимемся

И над землей поднимемся

Тепло сердец соединим

И станем солнышком одним.

мысленно подарите добрые слова друг другу, улыбнитесь и пожелайте доброго дня.

***Для проверки внимательности и настроя на урок выполняем следующее упражнение. На доске чертится таблица:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

П

Л

В

П

Л

В

П

Л

В

Учитель называет различные буквы, а дети поднимают соответственно то правую руку, то левую, то обе вверх. С каждым разом темп увеличивается – дети путаются. Побеждает самый внимательный.

Деление на группы

3 мин

Возьмите любую фигуру и определите номер вашей группы.

Сформировано 5 групп, дети рассаживаются по местам

-Вспомните правила работы в группе

Распределили роли, вспомнили функции

Критерии успеха, учитель:

Поработав сегодня в группах, в парах, самостоятельно

вы сможете выполнить все указанное по теме.

Работа в тетрадях

Запись даты

1мин

Откройте тетради. Запишите дату, в классе.

Обратите внимание, у каждого на парте оценочный лист, где мы будем самоооцениваться и взаимооцениваться. За урок постараемся набрать необходимое кол-во баллов для хорошей оценки.

I этап - Вызов

Целеполагание































15 мин.

Актуализация знаний проводится в игре «Верю – не верю»

- А начнём мы сегодня с игры «Верю – не верю». Если вы согласны с моим утверждением - +, если не согласны --.Будьте внимательны!

Верите ли вы, что… 1. Словарный состав языка называется лексикой. +

2. То, что обозначает слово, называется лексическим значением. +

3. Слово, имеющее одно лексическое значение, называется многозначным. --

4. Слово, имеющее два и более значений, называется однозначным. --

5. Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется толковый словарь +

Ключ к проверке: + + - - +

Для проверки знаний о ЛЕКСИКЕ мы выполним следующее практические задания.

Задание №2

– Подберите антонимы к словам

ШИРОКИЙ АККУРАТНЫЙ

ТВЕРДЫЙ НОВЫЙ

СТАРЫЙ УЗКИЙ

СКУЧНЫЙ МЯГКИЙ

БЕСПОМОЩНЫЙ ИНТРЕЕСНЫЙ

НЕРЯШЛИВЫЙ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННЫЙ

Задание №3 Найди и подчеркни лишнее слово. Надпиши сверху слова почему оно лишнее.

Шалун, тихоня, озорник

Ураган, дождь, буря

Алфавит, азбука, чистописание

Задание №4

Соотнеси слово с понятием и с схемой.

(см. приложение 1)

- Суммируйте свои баллы. Переведите набранные баллы в о оценку и занесите свою оценку в таблицу.

- Встаньте те, кто получил «5», …………..

-Вернёмся к 4 заданию. К каким понятиям не оказалось ни понятия, ни модели.

- Тогда чем сегодня мы будем заниматься?

Цель?



II стадия –

Осмысление


Работа в парах

Работа в группах

10 мин.

*** Знакомство с новым материалом

  1. Дети изучают теоретический материал по вариантам, а затем рассказывают друг другу – 1 вариант про прямое значение слов, 2 вариант – про переносное значение слов.

  2. Совместное составление моделей (в группах), представление моделей.

ФО

3 мин.

Взаимооценка по заданным критериям.: группы оценивают результаты работы других групп..

После вступления каждой группы дается 30 сек для формативного оценивания.

Рефлексия

2мин

На что было направлено данное задание?

У всех групп результат совпал с максимальным баллом? Сделайте вывод, над чем нам надо работать?

Физминутка

3 мин

«Дрожащее желе»

Отработка практических навыков.

ФО (взаимооценка)

10 мин.






Практическая работа

Распределить словосочетания в два столбика соответственно схеме :

Прям. знач. Перен.знач.

Тяжелый чемодан, легкая рука, железная дисциплина, железный гвоздь, олимпийские игры, тяжелый характер, холодный ветер.

Проверка по модельному ответу: взаимопроверка- обсудить ошибки если были

- На что было направлено данное задание? (Учились определять в каком значении употреблено слово)

- Сделайте вывод,


III этап- Рефлексия

Итог урока СО

3 мин


У. – По какой теме мы работали сегодня на уроке? Какую цель ставили перед собой? Достигли мы этой цели?


Вы заполняли в течение урока листы самооценки.

Какую итоговую оценку вы поставили сами себе? Почему?

Как вы оцениваете работу группы?

Кто, по вашему мнению, помогал вам в группе лучше всех?

Кому вы хотите сказать спасибо?

Учитель проводит свою оценку вклада каждого ученика в групповую работу, благодарит за интерес к теме, активность, взаимопомощь.

- Рефлексия по «Вопроснику»

***В группу даются вопросы по количеству участников. каждый берёт только 1 вопрос и на него отвечает. После обсуждают в группе, обобщают. Представитель от группы зачитывает интересные ответы.


- Что нового узнал?

- Какая информация была наиболее интересней?

- Что было трудным?

- Что мешало работе и почему?


Домашнее

задание

2 мин.

Составить синквейн, посвященный переносному значению. Из словарика учебника выписать 5-6 слов с переносным значением. Составить с этими словами текст (для слабых учащихся – предложения).

























Упражнение «Улыбнись, как…»  Цель – раскрепощение, снятие эмоционального напряжения, самораскрытие.

Инструкция: Улыбнитесь, как улыбаетесь:

Вы – своей маме.

Собака своему хозяину.

Само солнышко.

Очень вежливый японец.

Кот на солнышке.

Разминка «Проснулись»

Потянулись.

Зажмурились (разбудили глазки).

Улыбнулись.

Разбудили щечки (надули и пальчиками нажали «хлоп»).

Потерли глазки (кулачками).

Потерли ушки.

Разбудили бочок, другой (наклонились).

Разбудили животик

Разбудили голову (наклоны вправо, влево).

– А теперь давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках.

Какие пословицы о слове вы знаете? Прочитайте. (Проверка домашнего задания).

Объясните пословицу: «Ласковое слово что весенний день». ( Хорошее слово может согреть, растопить душу, помочь человеку).

Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Твердые и мягкие… (С.Баруздин.)

Словом можно убить, словом можно спасти… (В.Шефнер.) Словом можно и обидеть человека, оскорбить кого-то, например, как это сделал Мальчик-звезда из сказки О.Уайльда. Какие обидные слова произнес он своей матери? (проверка домашнего задания)

- Он сказал ТАКИЕ слова своей родной матери, что впоследствии ему пришлось испытать много невзгод и лишений, чтобы найти свою мать и попросить у нее прощения.

Как вы думаете, какие качества пришлось развивать мальчику, обидевшему свою мать? (сердечность, человечность, гуманность, доброта, заботливость, добродушие, отзывчивость, чуткость)





Ф.И. ученика _________________________________________________________________________

Предмет __________________________________ Дата _____________________________________

КРИТЕРИАЛЬНАЯ ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ

Задание

Кол-во баллов

Дескрипторы

Игра «Верю – не верю»

5

Ученик (ца) правильно отметил(а) 5 утверждений.

4

Ученик (ца) правильно отметил(а) 4 утверждения.

3

Ученик (ца) правильно отметил(а) 3 утверждения.

2

Ученик (ца) правильно отметил(а) 2 утверждения.

1

Ученик (ца) правильно отметил(а) 1 утверждение.

0

Нет правильных ответов.

Задание №2

6

Ученик (ца) правильно отметил(а) 6 пар антонимов

5

Ученик (ца) правильно отметил(а) 5 пар антонимов

4

Ученик (ца) правильно отметил(а) 4 пары антонимов

3

Ученик (ца) правильно отметил(а) 3 пары антонимов

2

Ученик (ца) правильно отметил(а) 2 пары антонимов

1

Ученик (ца) правильно отметил(а) 1 пару антонимов

0

Нет правильных ответов.

Задание №3

3

Ученик(ца) правильно определил(а) лишнее слово в 3 строчках

2

Ученик(ца) правильно определил(а) лишнее слово в 2 строчках

1

Ученик(ца) правильно определил(а) лишнее слово в 1 строчке

0

Нет правильных ответов.

Задание №4

4

Правильно соединили 2 термина с 2 моделями и с 2 понятиями

3

Правильно соединили 1 термин с 1 моделью и с 1 понятием

2

Правильно соединили 2 термина с 2 моделями без понятий

1

Правильно соединили 1 термин с 1 моделью без понятий

0

Нет правильных ответов

ПРОВЕРОЧНЫЙ ЛИСТ ПЕРЕВОД БАЛЛОВ В ОЦЕНКУ

БАЛЛЫ ПО КРИТЕРИЯМ

СУММА БАЛЛОВ

ОЦЕНКА

ИГРА

№2

№3

№4







Сумма набранных баллов

оценка

17-18

«5»

15-16

«4»

13-14

«3»









Задание №2

– Подберите антонимы к словам

ШИРОКИЙ АККУРАТНЫЙ

ТВЕРДЫЙ НОВЫЙ

СТАРЫЙ УЗКИЙ

СКУЧНЫЙ МЯГКИЙ

БЕСПОМОЩНЫЙ ИНТРЕЕСНЫЙ

НЕРЯШЛИВЫЙ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННЫЙ

ПРОВЕРКА Задание 2.

ШИРОКИЙ - УЗКИЙ

ТВЁРДЫЙ – МЯГКИЙ

СТАРЫЙ – НОВЫЙ

СКУЧНЫЙ – ИНТЕРЕСНЫЙ

БЕСПОМОЩНЫЙ - ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННЫЙ

НЕРЯШЛИВЫЙ - АККУРАТНЫЙ

Задание №2

– Подберите антонимы к словам

ШИРОКИЙ АККУРАТНЫЙ

ТВЕРДЫЙ НОВЫЙ

СТАРЫЙ УЗКИЙ

СКУЧНЫЙ МЯГКИЙ

БЕСПОМОЩНЫЙ ИНТРЕЕСНЫЙ

НЕРЯШЛИВЫЙ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННЫЙ

ПРОВЕРКА Задание 2.

ШИРОКИЙ - УЗКИЙ

ТВЁРДЫЙ – МЯГКИЙ

СТАРЫЙ – НОВЫЙ

СКУЧНЫЙ – ИНТЕРЕСНЫЙ

БЕСПОМОЩНЫЙ - ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННЫЙ

НЕРЯШЛИВЫЙ – АККУРАТНЫЙ

Задание №2

– Подберите антонимы к словам

ШИРОКИЙ АККУРАТНЫЙ

ТВЕРДЫЙ НОВЫЙ

СТАРЫЙ УЗКИЙ

СКУЧНЫЙ МЯГКИЙ

БЕСПОМОЩНЫЙ ИНТРЕЕСНЫЙ

НЕРЯШЛИВЫЙ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННЫЙ

ПРОВЕРКА Задание 2.

ШИРОКИЙ - УЗКИЙ

ТВЁРДЫЙ – МЯГКИЙ

СТАРЫЙ – НОВЫЙ

СКУЧНЫЙ – ИНТЕРЕСНЫЙ

БЕСПОМОЩНЫЙ - ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННЫЙ

НЕРЯШЛИВЫЙ – АККУРАТНЫЙ

Задание №2

– Подберите антонимы к словам

ШИРОКИЙ АККУРАТНЫЙ

ТВЕРДЫЙ НОВЫЙ

СТАРЫЙ УЗКИЙ

СКУЧНЫЙ МЯГКИЙ

БЕСПОМОЩНЫЙ ИНТРЕЕСНЫЙ

НЕРЯШЛИВЫЙ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННЫЙ

ПРОВЕРКА Задание 2.

ШИРОКИЙ - УЗКИЙ

ТВЁРДЫЙ – МЯГКИЙ

СТАРЫЙ – НОВЫЙ

СКУЧНЫЙ – ИНТЕРЕСНЫЙ

БЕСПОМОЩНЫЙ - ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННЫЙ

НЕРЯШЛИВЫЙ – АККУРАТНЫЙ


Задание №3 Найди и подчеркни лишнее слово. Надпиши сверху слов почему оно лишнее.

Шалун, тихоня, озорник

Ураган, дождь, буря

Алфавит, азбука, чистописание

ПРОВЕРКА Задание №3



Шалун, тихоня, озорник

Ураган, дождь, буря

Алфавит, азбука, чистописание

Задание №3 Найди и подчеркни лишнее слово. Надпиши сверху слов почему оно лишнее.

Шалун, тихоня, озорник

Ураган, дождь, буря

Алфавит, азбука, чистописание

ПРОВЕРКА Задание №3



Шалун, тихоня, озорник

Ураган, дождь, буря

Алфавит, азбука, чистописание

Задание №3 Найди и подчеркни лишнее слово. Надпиши сверху слов почему оно лишнее.

Шалун, тихоня, озорник

Ураган, дождь, буря

Алфавит, азбука, чистописание

ПРОВЕРКА Задание №3



Шалун, тихоня, озорник

Ураган, дождь, буря

Алфавит, азбука, чистописание

Задание №3 Найди и подчеркни лишнее слово. Надпиши сверху слов почему оно лишнее.

Шалун, тихоня, озорник

Ураган, дождь, буря

Алфавит, азбука, чистописание

ПРОВЕРКА Задание №3



Шалун, тихоня, озорник

Ураган, дождь, буря

Алфавит, азбука, чистописание

Задание №3 Найди и подчеркни лишнее слово. Надпиши сверху слов почему оно лишнее.

Шалун, тихоня, озорник

Ураган, дождь, буря

Алфавит, азбука, чистописание

ПРОВЕРКА Задание №3



Шалун, тихоня, озорник

Ураган, дождь, буря

Алфавит, азбука, чистописание









Распределить словосочетания в два столбика соответственно схеме:

Прям. знач. Перен.знач.

Тяжелый чемодан, легкая рука, железная дисциплина, железный гвоздь, олимпийские игры, тяжелый характер, холодный ветер.

ПРОВЕРКА

Прям. знач. Перен.знач.

Тяжёлый чемодан лёгкая рука

Железный гвоздь железная дисциплина

Холодный ветер тяжёлый характер

Олимпийские игры

Распределить словосочетания в два столбика соответственно схеме:

Прям. знач. Перен.знач.

Тяжелый чемодан, легкая рука, железная дисциплина, железный гвоздь, олимпийские игры, тяжелый характер, холодный ветер.

ПРОВЕРКА

Прям. знач. Перен.знач.

Тяжёлый чемодан лёгкая рука

Железный гвоздь железная дисциплина

Холодный ветер тяжёлый характер

Олимпийские игры

Распределить словосочетания в два столбика соответственно схеме:

Прям. знач. Перен.знач.

Тяжелый чемодан, легкая рука, железная дисциплина, железный гвоздь, олимпийские игры, тяжелый характер, холодный ветер.

ПРОВЕРКА

Прям. знач. Перен.знач.

Тяжёлый чемодан лёгкая рука

Железный гвоздь железная дисциплина

Холодный ветер тяжёлый характер

Олимпийские игры

Распределить словосочетания в два столбика соответственно схеме:

Прям. знач. Перен.знач.

Тяжелый чемодан, легкая рука, железная дисциплина, железный гвоздь, олимпийские игры, тяжелый характер, холодный ветер.

ПРОВЕРКА

Прям. знач. Перен.знач.

Тяжёлый чемодан лёгкая рука

Железный гвоздь железная дисциплина

Холодный ветер тяжёлый характер

Олимпийские игры

ЗАДАНИЕ №4 СООТНЕСИ ТЕРМИН – МОДЕЛЬ – ПОНЯТИЕ





АНТОНИМЫ - слова, различные по звучанию и написанию, но

одинаковые или близкие по лексическому

значению.

ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ



ОМОНИМЫ - слова, противоположные по лексическому

значению

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ



СИНОНИМЫ - слова, одинаковые по звучанию и написанию, но

совершенно разные по лексическому значению





ПРОВЕРКА ЗАДАНИЕ №4





АНТОНИМЫ - слова, различные по звучанию и написанию, но

одинаковые или близкие по лексическому

значению.

ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ



ОМОНИМЫ - слова, противоположные по лексическому

значению

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ



СИНОНИМЫ - слова, одинаковые по звучанию и написанию, но

совершенно разные по лексическому значению





При многозначности одно из значений слова является прямым, а все остальные — переносными.

Прямое значение слова — это его основное лексическое значение. Оно непосредственно направлено на предмет (сразу вызывает представление о предмете, явлении) и в наименьшей степени зависит от контекста. Слова, обозначая предметы, действия, признаки, количество, чаще всего выступают в прямом значении.


При многозначности одно из значений слова является прямым, а все остальные — переносными.

Переносное значение слова — это его вторичное значение которое возникло на основе прямого. Игрушка, -и, ж. 1. Вещь, служащая для игры. Детские игрушки.

2. перен. Тот, кто слепо действует по чужой воле, послушное орудие чужой воли (неодобр.) Надежно: Tory burch - у нас дешевле. . Быть игрушкой в чьих-нибудь руках.

При многозначности одно из значений слова является прямым, а все остальные — переносными.

Прямое значение слова — это его основное лексическое значение. Оно непосредственно направлено на предмет (сразу вызывает представление о предмете, явлении) и в наименьшей степени зависит от контекста. Слова, обозначая предметы, действия, признаки, количество, чаще всего выступают в прямом значении.


При многозначности одно из значений слова является прямым, а все остальные — переносными.

Переносное значение слова — это его вторичное значение которое возникло на основе прямого. Игрушка, -и, ж. 1. Вещь, служащая для игры. Детские игрушки.

2. перен. Тот, кто слепо действует по чужой воле, послушное орудие чужой воли (неодобр.) Надежно: Tory burch - у нас дешевле. . Быть игрушкой в чьих-нибудь руках.

Какая информация была наиболее интересней?

Что нового узнал?

Что было трудным?

Что мешало работе и почему?