СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку (УМК "Перспективная начальная школа".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка "Разные слова, которые случайно одиноково звучат и пишутся". 2 класс. 

Просмотр содержимого документа
«карточки»




Найдите лишнее слово и докажите почему оно лишнее.


Язычок, кисти, глазок, шишка, игла, боксёр.


1.Какое слово лишнее? ___________________________

2.Почему? (доказательство) _______________________________________________

______________________________________________________________________



Найдите лишнее слово и докажите почему оно лишнее.


Язычок, кисти, глазок, шишка, игла, боксёр.


1.Какое слово лишнее? ___________________________

2.Почему? (доказательство) _______________________________________________

______________________________________________________________________



Найдите лишнее слово и докажите почему оно лишнее.


Язычок, кисти, глазок, шишка, игла, боксёр.


1.Какое слово лишнее? ___________________________

2.Почему? (доказательство) _______________________________________________

______________________________________________________________________






1.Работа с рисунками.

2.Работа по «Толковому словарю».

3.Вывод.








Группа №1


Слова: сельский клуб, клуб дыма.


Вопросы и задания для групп:

1.Рассмотрите картинки.







2.Как вы думаете, словами названы похожие предметы? ДА, НЕТ

3.Как вы думаете, словами названы непохожие предметы, которые случайно называются одинаково? ДА, НЕТ

4.Сколько раз эти слова будут записаны в «Толковом словаре»? 1, 2, 3

5. Проверьте свои предположения по «Толковому словарю».

(не забудьте прочитать словарную статью)

ВЫВОД:

Выберите верные суждения:

1.Есть два разных слова клуб, которые случайно одинаково звучат и пишутся.

2.То, что клубом называют и помещение, и дым, - это совпадение, случайность. Есть два разных слова клуб.

3.Слова (сельский) клуб и клуб (дыма) имеют несколько значений (многозначные).







Группа №2


Слова: дверной ключ, чистый ключ.


Вопросы и задания для групп:

1.Рассмотрите картинки.

2.Как вы думаете, словами названы похожие предметы? ДА, НЕТ

3.Как вы думаете, словами названы непохожие предметы, которые случайно называются одинаково? ДА, НЕТ

4.Сколько раз эти слова будут записаны в «Толковом словаре»? 1, 2, 3

5. Проверьте свои предположения по «Толковому словарю».

(не забудьте прочитать словарную статью)

ВЫВОД:

Выберите верные суждения:

1.Есть два разных слова ключ, которые случайно одинаково звучат и пишутся.

2.То, что ключом называют и изделие из металла, и источник воды, - это совпадение, случайность. Есть два разных слова ключ.

3.Слова (дверной) ключ и ключ (чистый) имеют несколько значений (многозначные).







Группа №3


Слова: бычок (животное), бычок (рыба).


Вопросы и задания для групп:

1.Рассмотрите картинки.







2.Как вы думаете, словами названы похожие предметы? ДА, НЕТ

3.Как вы думаете, словами названы непохожие предметы, которые случайно называются одинаково? ДА, НЕТ

4.Сколько раз эти слова будут записаны в «Толковом словаре»? 1, 2, 3

5. Проверьте свои предположения по «Толковому словарю».

(не забудьте прочитать словарную статью)

ВЫВОД:

Выберите верные суждения:

1.Есть два разных слова бычок, которые случайно одинаково звучат и пишутся.

2.То, что бычком называют и рыбу, и животное, - это совпадение, случайность. Есть два разных слова бычок.

3.Слова (рыба) бычок и бычок (животное) имеют несколько значений (многозначные).







Группа №4


Слова: боксёр (спортсмен), боксёр (порода собаки).


Вопросы и задания для групп:


1.Рассмотрите картинки.







2.Как вы думаете, словами названы похожие предметы? ДА, НЕТ

3.Как вы думаете, словами названы непохожие предметы, которые случайно называются одинаково? ДА, НЕТ

4.Сколько раз эти слова будут записаны в «Толковом словаре»? 1, 2, 3

5. Проверьте свои предположения по «Толковому словарю».

(не забудьте прочитать словарную статью)

ВЫВОД:

Выберите верные суждения:

1.Есть два разных слова боксёр, которые случайно одинаково звучат и пишутся.

2.То, что боксёром называют и спортсмена, и породу собак, - это совпадение, случайность. Есть два разных слова боксёр.

3.Слова (спортсмен) боксёр и боксёр (порода собак) имеют несколько значений (многозначные).






Группа №5


Слова: лук (растение), лук (оружие).


Вопросы и задания для групп:


1.Рассмотрите картинки.







2.Как вы думаете, словами названы похожие предметы? ДА, НЕТ

3.Как вы думаете, словами названы непохожие предметы, которые случайно называются одинаково? ДА, НЕТ

4.Сколько раз эти слова будут записаны в «Толковом словаре»? 1, 2, 3

5. Проверьте свои предположения по «Толковому словарю».

(не забудьте прочитать словарную статью)

ВЫВОД:

Выберите верные суждения:

1.Есть два разных слова лук, которые случайно одинаково звучат и пишутся.

2.То, что луком называют и растение, и оружие, - это совпадение, случайность. Есть два разных слова лук.

3.Слова (растение) лук и лук (оружие) имеют несколько значений (многозначные).






Группа №6


Слова: коса (у девочки), коса (которой косят траву).


Вопросы и задания для групп:


1.Рассмотрите картинки.







2.Как вы думаете, словами названы похожие предметы? ДА, НЕТ

3.Как вы думаете, словами названы непохожие предметы, которые случайно называются одинаково? ДА, НЕТ

4.Сколько раз эти слова будут записаны в «Толковом словаре»? 1, 2, 3

5. Проверьте свои предположения по «Толковому словарю».

(не забудьте прочитать словарную статью)

ВЫВОД:

Выберите верные суждения:

1.Есть два разных слова коса, которые случайно одинаково звучат и пишутся.

2.То, что косой называют и волосы, и ручное приспособление, - это совпадение, случайность. Есть два разных слова коса.__________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

3.Слова (волосы) коса и лук (ручное приспособление) имеют несколько значений (многозначные).




Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Урок русского языка

2 класс, ПНШ

Тема: Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся.

Цели урока:

  1. Образовательная: формировать представление о словах, которые случайно одинаково звучат и пишутся;

  2. Деятельностная: найти способ определения слов, которые случайно одинаково звучат и пишутся, и применять его на практике;

  3. Воспитательная: способствовать учебному сотрудничеству.

Задачи урока:

- формировать умение работать с Толковым словарём;

- обогащать словарный запас учащихся.


Перечень УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке:

регулятивные- принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

познавательные- используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения , допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера ( оппонента);

личностные - осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Тип урока: открытие новых знаний

Форма урока: урок - проект

Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.










Ход урока:


Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

I этап «Мотивация к учебной деятельности».

Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне (надо, могу, хочу).


- Прозвенел звонок. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поприветствуйте их.

- Посмотрите на доску. Как вы понимаете это выражение?

- Бессмертие народа – в его языке.

- А мы с вами много уже узнали о русском языке?

- Как вы думаете, а может, мы уже все изучили?

- А хотите узнать еще больше?

- Я желаю вам успеха на уроке, пожелайте успеха и друг другу.

Личностные: действие самоопределения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

II этап «Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии».

Цель: готовность мышления учащихся и осознание потребности к построению нового способа действий.


  1. Внимательно посмотрите на доску.

Головка, носик, ушко.

- Прочитайте слова. Что их объединяет?

- Какие слова называются многозначными?

(Слова, у которых есть несколько значений, называются многозначными словами.)

- Приведите примеры словосочетаний с данными словами.

- Назовите и запишите в столбик разные формы слова носик.

(работа в тетрадях)

- Выделите окончание, основу слова и корень.

Носика

Носику

Носиком

- Во второй столбик подберите и запишите родственные слова, выделите корень.

Нос

Носовая

Носище

- Как мы докажем с помощью словаря, что перед нами записано многозначное слово? (в словарной статье будет записано одно слово и несколько его значений под цифрами).

2) А сейчас следующее задание. У каждого из вас есть карточка.

- Вы должны найти лишнее слово и доказать почему оно лишнее.

- Время работы одна минута. Кто повторит задание?

Язычок, кисти, глазок, шишка, игла, боксёр.

  1. Какое слово лишнее? ________________________________________

  2. Почему?_____________________________________________________________________

- Время закончилось.

- Кто выполнил задание?

- Кто не справился?

- Почему?

Познавательные:

Логические: анализ объектов с целью выделения

в них существенных признаков.



III этап «Выявление места и причины затруднения».

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

-Какое задание вы выполняли?

- Кто сможет сказать какое слово лишнее?

- А мы сможем доказать?

- Иногда, мы знаем правильный ответ, но не всегда можем объяснить, почему мы так решили.

Познавательные:

Постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

IV этап «Построение проекта выхода из затруднения».

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.


1)– С какими словами мы вчера познакомились? (многозначные).

А это слово является многозначным?

- У нас эти слова звучат одинаково? А пишутся?

- Кто попробует назвать тему урока?

- А какую цель поставим на урок?

2) Я вам предлагаю следующий план работы:

1.Работа с рисунками.

2.Работа по «Толковому словарю».

3.Вывод.

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.


V этап «Реализация построенного проекта».

Цель: построение и фиксация нового знания.


1.Работать будете в группах. Повторите правила работы в группе. Выберите ответственного.

2.Каждая группа получает план работы и свою карточку с шагами вашего проекта: всего шесть карточек.

Исследовательская работа в группах:

Группы работают со словами.

1 группа: сельский клуб, клуб дыма

2 группа: дверной ключ, чистый ключ

3 группа: бычок (животное), бычок (рыба)

4 группа: боксёр (спортсмен), боксёр (порода собаки)

5 группа: лук (растение), лук (оружие)

6 группа: коса (у девочки), коса (которой косят траву)

Вопросы и задания для групп:

1.Рассмотрите картинки.

2.Как вы думаете, словами названы похожие предметы? ДА, НЕТ

3.Как вы думаете, словами названы непохожие предметы, которые случайно называются одинаково? ДА, НЕТ

4.Сколько раз эти слова будут записаны в «Толковом словаре»? 1, 2, 3

5. Проверьте свои предположения по «Толковому словарю».

ВЫВОД: Выбери верные суждения:

1.Есть два разных слова ____, которые случайно одинаково звучат и пишутся.

2.То, что ____называют и ___ и ___-, - это совпадение, случайность. Есть два разных слова ____.

3.Слова ___ и ____ имеют несколько значений (многозначные).

Познавательные: использование различных

способов поиска, сбора, обработки, анализа,

передачи и интерпретации информации

в соответствии с коммуникативными и

познавательными задачами

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

VI этап «Первичное закрепление во внешней речи».

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.


  1. Выступление групп.

  2. Прочитайте правило на стр.101.

  3. Обязательно надо затрачивать усилия на поиск слов, на то, чтобы прочитать словарные статьи и самому убедиться в том, что слова написаны в словаре два раза.

Коммуникативные: управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

VII этап «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону».

Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

- Вернитесь к своей карточке. Что можете теперь сказать про слова боксер – это разные слова или слово с разными значениями?


VIII этап «Включение в систему знаний и повторение».

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.


- Составить со своими словами предложения и записать.



Познавательные:

Общеучебные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.


IX этап «Рефлексия учебной деятельности».

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.


- Поведем итог нашего урока.

- В каком задании возникло затруднение?

- Какие цели мы ставили перед собой?

- Достигли мы этой цели?

- Как доказать, что достигли?

- Оцените свою работу на листе самооценки.

- Следует ли еще тренироваться в подобных заданиях?

- Домашнее задание: Придумать и записать слова в два столбика: многозначные слова и слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся.

Личностные: осознание своих возможности

в учении, способность адекватно судить

о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.






Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Бессмертие народа –  в его языке.

Бессмертие народа – в его языке.

Головка, носик, ушко.

Головка, носик, ушко.

Группа №1  Слова:  сельский клуб, клуб дыма .

Группа №1 Слова: сельский клуб, клуб дыма .

Группа №2   Слова:  дверной ключ, чистый ключ.   

Группа №2  Слова: дверной ключ, чистый ключ.  

Группа №3   Слова:  бычок (животное), бычок (рыба).

Группа №3

  Слова: бычок (животное), бычок (рыба).

Группа №4   Слова : боксёр (спортсмен),  боксёр (порода собаки).

Группа №4  Слова : боксёр (спортсмен), боксёр (порода собаки).

Группа №5   Слова : лук (растение), лук (оружие).   

Группа №5  Слова : лук (растение), лук (оружие).  

Группа №6   Слова : коса (у девочки),  коса (которой косят траву).

Группа №6  Слова : коса (у девочки), коса (которой косят траву).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!