Класс: 3
Урок: Русский язык
УМК: ПНШ
Тема: Подлежащее и сказуемое.
Цель: совершенствовать умение находить главные члены предложения.
Планируемые результаты:
Личностные - осознают свои возможности в учении, формирование мотивации к обучению; воспитание интереса к русскому языку.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
коммуникативные -умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
Предметные: закрепят умение самостоятельно находить основу предложения, познакомятся с новым названием главных членов предложения.
Ход урока:
Орг.момент.
Проверка рабочего места.
Минутка чистописания.
- Начнем урок с красивого письма. Откройте тетради и красиво запишите число, классная работа.
(Помним правила посадки)
III. Актуализация темы и постановка цели урока
- Кто вспомнит, что такое основа предложения? (главный предмет и действие, которое он выполняет)
- Как найти в предложении главный предмет? (Это слово отвечает на вопрос кто? или что?)
- Как подчеркивается? (Одной чертой)
- Как найти действие, которое выполняет главный предмет? (Это слово отвечает на вопросы: что делает? что сделает?)
- Как подчеркивается? (Двумя чертами)
- Знаете ли вы, как по-другому называется основа предложения?
- Хотите узнать?
- Какую цель поставим пред собой? (узнать, как по-другому называется основа предложения, продолжить тренироваться в нахождении основы предложения)
Словарная работа
Сегодня мы готовились к словарному диктанту, и начнём урок с него:
Погода, четверг, праздник, компьютер, автобус, трамвай, пшеница, сентябрь, октябрь, огород.
Подчеркните в словарных словах букву или буквы, которые надо запомнить.
Со словом «пшеница» составьте и запишите предложение.
(диктант выполняется на отдельных листочках)
Работа по теме урока
Прошу одного ученика записать на доске составленное для диктанта предложение. (напр. В поле созрела пшеница)
- Запишите это предложение в тетрадях.
- Обсудите в парах и подчеркните основу данного предложения.
- Сравните с записью на доске.
На доску вывешиваются слова «ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
- Так тоже можно назвать основу предложения. Почему? (ответы: на основе всё предложение строится, остальные только дополняют главные члены)
и вывешиваю «ПОДЛЕЖАЩЕЕ» «СКАЗУЕМОЕ»
-Это другое название основы предложения. Почему два слова? ( в основе два слова)
- Объединитесь в группы по четыре и с помощью материала учебника с. 61 выясните, что называется подлежащим, а что – сказуемым.
Физкультминутка
Работа по теме урока
- Продолжим работу в группе. (карточки)
Наступили летние каникулы. Школьники собирают лекарственные растения.
Задание: подчеркните главные члены в предложениях. Над ними напишите, где подлежащее, где сказуемое.
Проверка по эталону.
- Сформулируйте алгоритм поиска главных членов предложения. (Сначала ищем подлежащее, т.е. определяем, о ком или о чём говорится в предложении. Подчеркнём ______. Ищем сказуемое: что говорится о подлежащем? Сказуемое подчеркнём двумя чертами)
- Возвращаемся на свои места.
Запись предложения под диктовку.
- Записываем предложение под диктовку. Находим основу предложения.
Ворона пьёт.
Ворона пьёт воду из лужи.
- Как называется основа предложения по-другому? (гл.чл.пред.)
- Какие ещё слова есть во втором предложении? Как назвать эти члены предложения? (неглавные) Для чего они нужны? (уточнить сведения)
- Прочитав правило в рамочке с. 62, вы узнаете, как правильно назвать слова, служащие для уточнения и дополнения сведений о главных членах предложения)
- Запишите ещё одно предложение:
Она пьёт воду из лужи.
- Каким словом это предложение отличается от предыдущего? (она)
- Можно ли сказать, что в предложениях разные подлежащие? (да)
- Какой часть речи выражено подл.в 1 пред.
- А во втором?
- Какой частью речи выражены сказуемые в этих предложения?
- Прочитайте правило в рамке на с. 63.
- Что важно не спутать? (части речи и чл.предл.)
VII. Самостоятельная работа.
Работа по карточкам
Дописать в первое предложение подлежащее, подходящее по смыслу.
Дописать во второе предложение сказуемое, подходящее по смыслу.
Подчеркнуть главные члены предложения. Подпишите, какой часть речи выражены подлеж. и сказ. в каждом из предложений.
Первого сентября …………. идут в школу.
……………… жаркий день.
-Карточки подпишите и сдайте.
VIII. ДЗ
- Дома выполните упражнение 53 из учебника. С.61-63 (правила в рамочках прочитать)
IX. Рефлексия.
-Какую цель ставили в начале урока?
-Кто запомнил новые названия основы предложения?
-Кому было легко находить основу предложения?
- Кому ещё требуется тренировка?