Тема: «Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое».
Цели: - формировать умение находить в предложении главные члены;
- развивать речь, память, орфографическую зоркость;
- воспитывать любовь к предмету.
План урока.
I. Организация класса.
II. Минутка чистописания.
III. Словарная работа.
IV. Повторение пройденного материала.
V. Актуализация знаний.
VI. Изучение нового материала.
Работа с правилом.
Упражнение 404.
Физминутка.
Упражнение 406.
Упражнение на составление предложений.
VII. Итог урока.
Ход урока
I. Организация класса.
- Здравствуйте ребята! Садитесь. Сегодня урок проведу у вас я, зовут меня Инна Александровна.
Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат;
Но скудно вносим мы в него хороший склад;
Так чтоб незнанием его не бесславить,
Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.
- О чем это стихотворение? ( о русском языке).
- И так сейчас урок русского языка.
- А гостем нашего урока сегодня будет Петя Ошибкин, который вместе м нами будет открывать тайны русского языка.
- Запишите в тетради число, классная работа. Сегодня 11 апреля.
II. Минутка чистописания.
- Пропишите всю строчку заглавную и строчную букву к.
- Прочитайте на доске предложение:
Красиво писать – красоту творить.
- Как вы его понимаете?
- Запишите ниже это предложение.
III. Словарная работа.
- А сейчас Петя Ошибкин предлагает нам помочь разгадать ему кроссворд,
но этот кроссворд, ребята, не простой.
Все ответы этого кроссворда – словарные слова. Запишите слова в «словарь» и будете писать ответы через запятую.
































1. Электронное устройство с клавиатурой и мышкой.
2. Утренний прием пищи.
3. Лиственное дерево с гладким белым стволом.
4. Указание места жительства.
5. Помещение для хранения книг.
6. Главный город страны.
7. Кто приходит первым в класс,
Моет доску он для нас,
Все растения польет,
Мусор с пола уберет
Следит за порядком
Раздает тетрадки.
8. Последний день недели.
9. Лесная ягода с маленькими сладкими плодами.
10. Работа художника.
11. растение имеющее ствол.
- Ребята, вот мы помогли Пете Ошибкину разгадать кроссворд.
- Так какое слово в кроссворде ключевое? (предложение).
- Что такое предложение?
IV. Повторение пройденного материала.
- Петя Ошибкин тоже составил предложения. Посмотрите, что у него получилось. Можно ли эти записи назвать предложениями? Почему? ( не хватает слова обозначающего действие)
«В лес солнечная весна».
- Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (дополнить)
- Дополните предложение.
- Запишите его у себя в тетради (с комментированием).
«В лес пришла солнечная весна».
- «Весной распускаются на деревьях».
- Можно ли эту запись назвать предложением?
- Почему?
- Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?
- Дополните.
«Весной распускаются на деревьях почки»
- Запишите это предложение у себя в тетради. ( с комментированием)
V. Актуализация знаний:
- Ребята, давайте поможем Пете Ошибкину вспомнить, что такое грамматическая основа? (-это главные члены предложения)
- Что называется главными членами предложения? (подлежащие и сказуемое).
VI. Изучение нового материала.
Работа с правилом.
- Откройте свои учебники на странице 146.
- Найдите правило, которое находиться на голубом фоне.
- Прочитайте его в слух..
- Что же называет подлежащее?
- На какие вопросы отвечает?
- Как подчеркивается в предложении?
- Что называет сказуемое?
- На какие вопросы отвечает?
- Как подчеркивается в предложении?
2. Упражнение 404.
- Прочитайте первое предложение.
«Долгожданный вечер наступил».
- О чем говориться в предложении? (о вечере)
- Что говориться? (наступил)
- Выделенные слова называются грамматической основой предложения.
- Что обозначает слово вечер? (подлежащее)
- Что обозначает слово наступил? (сказуемое)
- Как подчеркнуто подлежащие?
- Как подчеркнуто сказуемое?
- Спишите предложение и подчеркните главные члены (с комментарием).
- Надпишите над подлежащим и сказуемым, какими частями речи они выражены.
- Наступили, какая это часть речи? (глагол).
(Аналогично с каждым предложением)
3. Физминутка.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.
Упражнение 406.
- Прочитайте первое предложение.
«Ветер в поле нес песню донес».
- Найдите грамматическую основу.
- О чем говориться в предложении? (о ветре).
- Чем является в предложении? (подлежащим),(одной чертой).
- Что говориться о ветре? Ветер, что сделал? (донес).
- Чем является в предложении? (сказуемым).
- Как подчеркивается? (двумя чертами).
- Запишите это предложение у себя в тетради. Подчеркните главные члены предложения и надпишите над ними части речи. (с комментированием),(аналогично с другими предложениями.
5. Упражнение на составление предложений.
- В воскресенье Петя Ошибкин совершил прогулку в весенний лес и написал нам о том, что увидел. Но внезапно налетел ветер и разметал по земле все слова. Нам нужно из этих слов составить предложения.
1). Белеет, лесном, в затишье, ландыш.
(Белеет ландыш в затишье лесном).
2). Тает, снег, последний, в поле.
(Тает в поле последний снег).
3). Весеннее, ярче, с каждым, солнышко, днем.
(Весеннее солнышко ярче с каждым днем).
Второе предложение запиши на доске, а остальные у себя в тетради.
VII. Итог урока.
- Так что де называется подлежащее?
- На какие вопросы отвечает?
- Как подчеркивается?
- Что называет сказуемое?
- На какие вопросы отвечает?
- Как подчеркивается?
(Выставление оценок)
Учитель : ______________
Методист: _____________