Разработка урока по русскому языку
для 2 класса по программе Рамзаева
Тема: "Главные члены
предложения: Подлежащее и
сказуемое."
Выполнила: учительница начальных классов I квалификационной
категории
Свинарёва Валентина Васильевна
2014 год
Тема: Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.
Тип урока: Закрепление полученных знаний.
Основные понятия: " подлежащие ", " сказуемое ”.
Форма урока: урок - путешествие.
Система обучения: традиционна - обновлённая.
Цели урока:
формирование понятий " подлежащее", "сказуемое" на основе ознакомления с их существенными признаками;
развитие умения анализировать предложения, выявлять его существенные признаки, распознавать в предложении главные члены; развитие орфографической зоркости, логического мышления, памяти, внимания, речи учащихся;
воспитания нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения, воспитание интереса к миру детской художественной литературы, взаимоуважения, взаимовыручки, умения работать согласованно с одноклассниками.
Оборудование: компьютерная презентация урока, карточки с заданиями, обратная связь, разно уровневые
задания, книга сказок, интерактивная доска.
Ход урока.
I. Организационно - мотивационный этап.
На вас надеюсь я друзья.
Мы хороший дружный класс
Все получится у нас!
Я думаю, что урок получится интересным и познавательным. А для этого нужно быть очень внимательным и старательным.
Ребята, освоить русский язык трудное дело. Надеюсь, вы не боитесь трудностей на пути к знаниям.
И. Чистописание.
Для начало, откройте тетради, запишите число, классная работа. Начнем урок с минутки чистописания. Отгадайте, какую букву мы будем сегодня писать.
БУКВА эта с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком.( Б )
Пишем строчку Ббб, Бббб. (работа на интерактивной доске)
Итак, мы выполнили чистописания. Молодцы.
III. Словарная работа.
слайд.
Собака, роща, камыш.
Вода, роман, народ.
Добела, родина, газета.
Колос, рота, ваза.
Задание: Из каждого слова взять только первый слог и составить новое слово и эти слова записать в тетрадь. Какие слова получились? Проверим себя.
слайд.
СОРОКА, ВОРОНА, ДОРОГА. КОРОВА.
Что общего у всех слов? ( безударная буква "о", сочетание -оро-. три слога4).
На какие группы можно разделить эти слова?
Какое слово лишнее? Почему?
Составьте устно предложение с любым из этих слов. Но сначала скажите, что мы называем предложением?
слайд.
Предложение-это слово или несколько слов, выражающие законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу.
IV. Работа над темой.
-Сегодня ребята мы с вами повторим и закрепим тему: Главные члены предложения. А для этого мы с вами отправимся в волшебный мир русской народной сказки "Гуси-лебеди".(показ книг со сказкой)
слайд.
-Помните, гуси - лебеди унесли братца у девочки. Побежала девочка искать его. Она просила помощи у печки ( продолжают вместе), яблони и речки. Но прежде чем помощь девочке, они просили ее исполнить их желания.
слайд.
-Девочка, конечно, спешит, волнуется. А нас много, мы поможем ей. Если в сказке у девочке были одни испытания, то у нас с вами - другие и намного сложнее. Испытания будут связаны, с темой сегодняшнего урока.
А тему прочитайте сами. В путь! Добро пожаловать в сказку!
слайд.
Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.
- Это тема нам знакома? Конечно да.
7слайд.
-Итак, девочка догадалась, что гуси-лебеди унесли братца, и бросилась догонять их. Бежала, бежала, уведила-печь стоит.
Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? Печка ей в ответ: "исполни мое желание, скажу!"
В сказке девочка исполнила желание печки? Печка сказала куда гуси-лебеди полетели? Мы поможем девочке. А чтобы ошибок избежать, будем память развивать.
слайд.
"Не дорога начало, а похвален конец".
Почитать пословицы вслух, запомнить, записать, поверить.( 1 ученик громко читает). Анализ пословиц.
слайд.
'Худо тому, кто добра не делает никому".
Запишем в тетради.
слайд.
слайд.
Давайте, придумаем предложение со словами: БЫСТРО, БЕЛКА, ПРЫГАЕТ, ВЕТКУ, НА ВЕТКИ, С. Проверим себя.
слайд.
Белка быстро прыгает с ветки на ветку.
V. Физминутка.(л/аг«. запись: шум воды,голоса птиц)
Давайте отдохнём, устали "идти"по дороге.
Белые лебеди, лебеди летели и на воду сели.
Сели, посидели. Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться.
Очень бесшумно на воду садятся.
-Хорошо, молодцы, садитесь на место, продолжим путь вместе с девочкой.
слайд.
слайд.
Вдруг видит Избушка на курьих ножках стоит, поворачивается. В избушке баба-яга прядет, а на лавочке сидит братец. Ежик помог девочке. Взяла она братца и побежала. Сестра с братцем добежали до речки.
Речка-матушка, спрячь меня!
Исполни мое желание.(Девочка съела простого киселька с молоком).
Помогите девочке, выполните свое задание.
-Прочитайте еще раз последнее предложение.
-О ком говориться в предложение? ( о белке) Кто? Белка. Подчеркните это слова одной чертой. Это у нас подлежащее.
-Что говорится о белке?( Она прыгает). Белка что делает? Прыгает. Подчеркните это слово двумя чертами. Это сказуемое.
• Как мы называем эти слова в предложении?
16слайд.
Главные члены предложения.
- А остальные слова в предложение как называются? Кто знает? (второстепенные члены предложения)
-Ребята, у каждого из вас есть свое имя. И у каждого из этих слов тоже есть свое название. А что за названия, как будут называться главные члены предложения, вы закрепите и запомните на этом уроке. Сегодня мы будем находить главные члены предложения, и называть их. Это самое важное на уроке.
-Откройте учебники. Поработаем по учебнику.
-Молодцы! Вы выполнили задания которые были даны в учебнике.
слайд.
-Речка укрыла девочку с братцем под кисельным берегом.
Девочка с братом опять побежали. А гуси - лебеди летят, крыльями машут .Вот-вот схватят.
слайд.
-Стоит яблоня. Обратилась девочка к ней.
Яблоня: "Съешь мое лесное яблоко".
-Как поступила девочка?
-А нам яблоня дает такое задание.
(Работа по карточкам)
1 ученик выполняет задание на интерактивной доске.
слайд
VI. Физминутка на глаза.
-Вы отлично справились с заданием. Яблоня заслонила ветвями детей. Гуси-лебеди не заметили их. Девочка опять побежала. А гуси -лебеди за ними. Того и гляди братца из рук вырвут. Добежали они до печки.
слайд.
-Печка-сударыня, спрячь меня.
-Съешь моего ржаного пирожка.
слайд.
-А нам печка дает такое задание: ” В нашем лесу обитают разные животные и птицы. Познакомитесь с ними. Подберите животным клички и запишите их рядом с названиями".
Кошка Шарик
Собака Мурка
Корова Сокол
Конь Зорька
слайд.
Проверка. (Правильный ответ на экране).
-С какой буквы написали клички животных?
-Дайте животным клички на татарском языке. (Несколько учеников выполняют задание на интерактивной доске.)
слайд.
эт -
мэче - сыер -
ат -
-ЖИВОТНЫХ мы называем нашими младшими братьями. Нашими друзьями. За что же мы их любим? Как нужно относиться к животным. Спасибо, вы отлично справились с заданием.
VI.Закрепление и обобщение полученных знаний.
Вот и подходит к концу наше путешествие. Печка осталась довольна и спрятала девочку. Гуси-лебеди улетели. А девочка с братом вернулись домой.
Вывод. Чтобы вернуть утраченное, приходится принимать помощь друзей, слушать их советы, иногда приходится следовать требованиям против воли.
" Худо тому, кто добра не делает никаму!"
Давайте и мы поставим точку на наш урок. Какую тему мы свами сегодня закрепили?(Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.)Вспомним, что такое подлежащее и сказуемое.
слайд
Итог урока. Оценивание.
-Молодцы. По какой сказке мы с вами путешествовали?
Чему научились? (делать добро, помогать друг другу, закрепили о главных членах предложениях)
Домашнее задание.
1.Повторить правила о главных членах предложения по учебнику.
2. Нарисовать иллюстрацию к сказке "Гуси-лебеди".