Конспект урока по предмету «русский язык»
2 класс
Образовательная система «Школа России»
Программа В.П.Канакина «Русский язык»
Студенты СГУ им. Питирима Сорокина
ИПиП 6401 «б» группы
Цветкова Е., Вахрушева А., Беляева С.
Тема урока «Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения»
I. Цели урока: способствовать формированию у учащихся понятий «подлежащее» и «сказуемое» и научить их находить в предложении.
Предметные результаты:
Познакомить с признаками главных членов предложения: подлежащего и сказуемого.
Формировать умение различать подлежащее и сказуемое.
Учить правильно подчёркивать подлежащее и сказуемое в предложении.
Совершенствовать навыки каллиграфического письма.
Личностные результаты:
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностях.
Использование эмоциональной разрядки.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Постановка учебной задачи.
Оценивание качества и уровня усвоения материала.
Работать по рисунку (схеме).
Познавательные УУД:
Осознанное и произвольное речевого высказывания в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД:
Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Умение работать в паре.
Методы обучения: наглядно-образный, словесный, практический.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
VII. Литература:
Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч. Ч. 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России).
Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 496 с. – (В помощь школьному учителю).
Организационный момент.
(Учитель предлагает учащимся прочитать на доске пословицу «Грамоте учиться – всегда пригодится»)
- Как вы понимаете эту пословицу?
(ответы детей)
- Как вы думаете, почему именно эту пословицу мы используем в начале урока?
(потому что нужно быть грамотным человеком и мы сегодня будем учиться чему-то новому)
- Совершенно верно. Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа.
1) Минутка чистописания.
Отгадайте загадки.
-Что общего во всех отгадках?
(все слова начинаются с буквы В)
-Сегодня на минутке чистописания мы будем писать заглавную и строчную буквы В в.
2.) Работа над словарными словами.
(на доске ребусы)
- Что вы видите на доске?
(ребусы)
-Давайте их решим.
-Запишите получившиеся слова, поставьте в них ударение и подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить.
II. Актуализация имеющихся знаний и опыта.
(Учитель предлагает учащимся работу на карточках)
- Выполните задание на карточках. Кто испытывает трудности, поднимите руку, сделаем вместе.
-Проверяем выполненное задание на карточках по образцу на слайде.
-Что повторили этим заданием?
III. Постановка цели урока. Определение темы. Планирование.
(учитель раздаёт каждой паре карточки со словами, в которых допущены ошибки)
(малчик, карабль,ресует).
-Прочитайте слова, которые написаны у вас на карточках.
-Все ли слова написаны правильно?
(нет)
-Что нужно сделать?
(исправить ошибки и записать слова правильно)
-Работаем в парах.
- Итак, ребята, давайте проверим, кто правильно выполнил это задание (коллективная проверка по образцу на слайде)
- Можно ли из этих слов составит предложение?
(да)
- Какое можно составить предложение?
(Мальчик рисует корабль)
- Запишем его.
-Какая пара слов составляет основу этого предложения?
(Мальчик рисует)
- Как называются члены предложения, которые составляют основу предложения?
(главные)
- А сколько их в нашем предложении?
(два)
- А знаем ли мы как они называются?
(нет)
-Тогда, что мы хотим узнать на уроке?
1) Как называются главные члены предложения.
2.) Как выделять в предложении главные члены предложения.
IV. Изучение нового материала.
- Откройте учебник на стр. 32 и прочитайте как называется тема нашего сегодняшнего урока?
(подлежащее и сказуемое – главные члены предложения)
- Молодцы, значит, как называются главные члены предложения?
(подлежащее и сказуемое)
- Давайте разберемся с вами, что же такое подлежащее и что такое сказуемое. Вернемся к предложению, которое вы записали.
-О ком говорится в этом предложении?
(о мальчике)
- На какой вопрос отвечает слово «мальчик»?
(Кто?)
- Давайте мы подчеркнём слово мальчик одной чертой.
- Какое действие совершает мальчик?
(рисует)
- На какой вопрос отвечает слово «рисует»?
(Что делает?)
-Подчеркнем слово «рисует» двумя чертами
- Мы нашли основу предложения?
(да)
- Посмотрите на нашу тему урока и скажите, как вы думаете, что мы нашли сначала?
(подлежащее)
- А что нашли потом?
(сказуемое)
-Хорошо.
-Итак, ребята, что нарисовал мальчик?
(корабль)
- Он нарисовал один корабль или несколько?
(несколько)
- А как мы скажем, если бы он нарисовал несколько?
(корабли)
- А что могут делать корабли?
(плыть)
-А по чему они могут плыть?
(по реке)
-Кто составит предложение?
(Корабли плывут по реке.)
-Запишите это предложение.
- Давайте найдём основу этого предложения?
-Какое слово будет подлежащим?
(корабли)
-На какой вопрос отвечает слово «корабли»?
(Что?)
- Как подчеркнём подлежащее?
(одной чертой)
- Какое слово будет сказуемым?
(плывут)
- На какой вопрос отвечает слово «плывут»?
(Что делают?)
-Как подчеркнём сказуемое?
(двумя чертами)
-Итак, что мы искали в этих предложениях.
(на доске карточки «подлежащее» и «сказуемое»)
-Подлежащее - это что за главный член предложения?
(это то, о ком или о чём говорится в предложении)
- На какие вопросы отвечает подлежащее?
(Кто? Что?)
(на доске под подлежащим карточки «кто?», «что?»)
-Когда подлежащее будет отвечать на вопрос «Кто?», а когда на вопрос «Что?».
-Как подчёркиваем подлежащее?
(одной чертой)
- Сказуемое - это что за член предложения?
(говорит о том, что делает подлежащее)
-На какие вопросы отвечает сказуемое?
(Что делает? Что делают?)
(на доске под сказуемым карточки «что делает?», «что делают?»)
-Как подчёркиваем сказуемое?
(двумя чертами)
- Давайте попробуем рассказать по схеме, которая у нас получилась на доске, что такое подлежащее?
- Проверим себя по учебнику стр. 32
- Давайте попробуем рассказать по схеме, которая у нас получилась на доске, что такое сказуемое?
- Проверим себя по учебнику стр. 33
-Так что такое подлежащее и сказуемое?
(главные члены предложения)
- Прочитайте правило на стр. 33
ФИЗМИНУТКА
V. Первичное закрепление. Первичная проверка понимания.
Работа по учебнику.
- Прочитайте задание упр. 35 на стр.32, что нам нужно сделать?
(соотнести предложения и схемы)
- Записали в тетради упр. 35.
-Прочитайте первое предложение.
(Ветер дует.)
-Запишите его к себе в тетрадь. Как будем писать первое слово в предложении? Какой знак поставим в конце предложения?
(С большой буквы. Точку.)
-О чём говорится в этом предложении?
(о ветре)
-На какой вопрос отвечает слово ветер?
(Что?)
- Каким главным членом предложения будет являться слово «ветер»?
(подлежащим)
-Как мы его подчеркнём?
(одной чертой)
-Что делает ветер?
(дует)
-На какой вопрос отвечает слово «дует»?
(что делает?)
-Каким главным членом предложения будет являться слово «дует»?
(сказуемым)
-Как подчеркнём сказуемое?
(двумя чертами)
-К какой схеме подходит это предложение?
(ко второй)
(аналогичная работа проводится с остальными предложениями. По одному ученику работают у доски, остальные в тетради)
Работа в рабочей тетради.
- Откройте рабочие тетради. Посмотрите на упр. 22. Что вы видите?
(слова)
-Что можно из них составить?
(предложение)
-Кто попробует составить предложение?
(Дикие гуси улетели на юг.)
- Давайте запишем его.
-О ком говорится в этом предложении?
(о гусях)
-Что они сделали?
(улетели)
- Что мы с вами нашли?
(подлежащее и сказуемое)
-Молодцы. Подчеркните в этом предложении подлежащее и сказуемое.
- Проверьте себя по слайду.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-Посмотрите на упр.23 в рабочей тетради. Что вы там видите?
(неполные предложения)
-Почему неполные?
(не хватает слов)
-Посмотрите слова для справок, какие слова там указаны?
(блестит, дождь, горит)
-Давайте подставим их по смыслу, какие получатся предложения?
(Дождь прошёл. Трава блестит. В небе радуга горит.)
-Запишите получившиеся предложения и подчеркните в них подлежащее и сказуемое.
-Проверьте по слайду правильно ли вы выполнили это упражнение.
(самостоятельная проверка по образцу на слайде)
VII. Итог урока.
-Итак, какая тема урока у нас сегодня была?
-Посмотрите на задачи нашего урока, решили ли мы их?
-Расскажите еще раз по схеме, что такое подлежащее и сказуемое.
VII. Рефлексия.
- У вас на партах лежат карточки разных цветов.
-Если вам на уроке всё было понятно, то поднимите карточку зелёного цвета.
-Если вы еще испытываете трудности в определении подлежащего и сказуемого, то поднимите карточку жёлтого цвета.
- Если вы не поняли как определять подлежащее и сказуемое, то поднимите карточку красного цвета.
IX. Домашнее задание.
-Откройте дневники и запишите домашнее задание. Читать правила стр. 32,33 и упр. 36 письменно.
-Откройте упр. 36, прочитайте задание.
-Прочитайте текст.
-Поднимите руку, кому непонятно как выполнить домашнее задание.
-Урок окончен. Вы большие молодцы!