Тип урока: Получение новых знаний
Тема урока :Имя существительное 3 класс
Задачи урока урока:
Формировать умения распознавать одушевленные и неодушевленные, нарицательные и собственные имена существительные;
Развивать умение сравнивать и делать выводы.
формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;
работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;
воспитывать интерес к предмету.
Основной дидактический метод:
Дидактические средства:
Оборудование:
Ход урока
I.Организационный этап.
Приветствие. Психологический настрой. Закройте глаза, подумайте, как вы сегодня будете работать на уроке, улыбнитесь друг другу.
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация знаний
(Работа в парах.)
- Запишите и разделите слова на 3 группы. (Слова записаны на доске.)
Поют, утренний, дом, лететь, встает, белые, заяц, леса, веселая.
- По какому признаку вы разделили слова? (По частям речи.)
- Какие слова отнесли к первой группе? (поют,лететь,встает)
- К какой части речи относятся эти слова? (Глаголы.)
- На какие вопросы отвечают эти слова? (Что делать? Что делает?)
- Какие слова вы записали во второй группе? (утренний,белые,веселая)
- К какой части речи относятся эти слова? (Прилагательные.)
- На какие вопросы отвечают слова со второй группы? (Какой? Какие? Какая?)
- Какие слова вы отнесли к третей группе? (заяц,леса,дом)
- К какой части речи относятся эти слова? (Существительные.)
- На какие вопросы отвечают существительные? (Кто? Что?)
- Какая орфограмма встретилась вам в словах? (Проверяемая безударная гласная в корне слова.)
- Как проверяли безударную гласную в словах? (Безударная гласная проверяется – ударением.)
IV. Подготовка к новой теме
- Прочитайте слова.
Дождь, лошадь, уголь, кошка, зеленый.
- Какое слово лишнее? Почему? ( Зеленый – это имя прилагательное.)
- К какой части речи относятся остальные слова? (Имена существительные.)
- Что вы знаете об имени существительном? Прочитайте на экране.
(Слайд 2, 3)
- Сформулируйте тему урока. (Слайд 4.)
- Приведите примеры имен существительных.
V. Работа по теме урока
Слайд№5. «Найди новые слова»
На улице стояла ясная …….
Веял теплый…….
В овраге бежит веселый….
Зазеленела молодая…..
Звенит золотой….малиновки
Слова для справок:ромашка,голос, человек,погода,капуста,ручеек,звонок,травка,ветерок.
Задание: Определите род имен существительных
Упражнения в написании собственных и нарицательных слов.
(Работа в парах)
- Сейчас вы поработаете в парах. На экране слова. Выпишите в левую колонку имена собственные, а в правую – нарицательные. Будьте внимательны. (Слайд 5.)
Усть-Каменогорск, город, Астана, река, Балхаш, озеро, Абай Кунанбаев, Ауэзов, писатель, кошка, Актос, планета, Юпитер.
(Проверка.) (Слайд 6.)
Работа со словами из словаря
- Отгадайте загадки.
Какой конь землю пашет,
А сена не ест?
(Трактор)
В поле – метелкой,
В мешке – жемчугом.
(Пшеница)
- Найдите слово трактор и пшеница в орфографическом словаре.
- Запишите слова в тетрадь.
- Составьте предложение со словами пшеница и трактор, запишите в тетрадь.
(Трактор пашет поле для посева пшеницы.)
- Запомните написания этих слов.
VI. Физкультминутка.Музыкальная разминка «Если нравиться тебе,то делай так!»
(Слайд 7.)
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 95 (с. 55).
(Дети самостоятельно выполняют упражнение. Проверка.)
- Какие слова написали с большой буквы? Приведите примеры.
(Учащиеся читают по одному сочетанию слов и называют имена собственные.)
Упражнение в написании одушевленных и неодушевленных имен существительных. (Слайд 8.)
- Распределите данные слова на две группы: 1) слова, обозначающие одушевленные предметы; 2) слова, обозначающие неодушевленные предметы.
Шофер, ветеран, плакат, катер, маляр, ровесник, трамвай, трактор, ученик, сахар, салазки, учительница, пшеница, юноша.
- Какие слова написали в первую группу? Почему?
- Какие слова отнесли ко второй группе? Почему?
VIII. Рефлексия
- Выпишите имена существительные. Укажите их род и число.
Образец: стол – м. р., ед. ч. (Слайд 9.)
Нежный, листок, солнечный, дружить, помнить, умелый, яблоко, небо, красивый, звездный, Марина, кошка, молчать, синева, холодный, простор, Москва.
- Какие слова выписали? Почему?
- Какие слова оказались лишними?
- Что обозначают имена существительные в единственном числе? Во множественном числе? Приведите примеры.
- Какие имена существительные называются собственными?
- Какие имена существительные называются одушевленными? неодушевленными? Приведите примеры.
IX. Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- С какими новыми словарными словами вы познакомились?
- Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание. (Слайд 10.)
Упр. 96 (с. 56).