СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока "Глагол". УМК "Школа 2100"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 4 классе»

Урок русского языка в 4 «а» классе

по теме: «Глагол».

Вид урока: урок-игра.

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Технология: игровая.

Форма проведения: деловая игра «Заседание редакционного совета».

Цели:

1. Образовательные:

- обогащение словарного запаса учащихся глаголами;

- обобщение и углубление знаний об изученном грамматическом материале по теме «Глагол»;

- формирование навыка правописания личных окончаний глаголов;

2. Развивающие:

- развитие орфографической зоркости, внимания, умения действовать по алгоритму, анализировать, делать выводы;

- развитие способности к рациональной организации своего труда и рабочего места;

3. Воспитательные:

- формирование интереса к изучаемому материалу;

- воспитание чувства взаимоуважения, взаимовыручки, самостоятельности, усидчивости.

Формирование компетенций:

- коммуникативные;

- технологические;

- предметно-деятельностные;

- готовность к социальному взаимодействию.




Оборудование:

1. Визитки каждому участнику:

Отдел писем

Отдел новостей

Отдел информации

2. Таблички с названием отделов на столах.

3. Плакат:


4. Плакаты – рубрики для газеты:

Глагол


Школьникам, изучающим части речи


Что обозначает?


Вопросы


Постоянные признаки


Как изменяется?


Каким членом предложения бывает чаще всего?


5. Металлофон.

6. ТСО: интерактивная доска, проектор.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, готовы к уроку? ( Да!)

На вас надеюсь я, друзья.

Мы хороший дружный класс.

Все получится у нас!


Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть новые секреты глагола.

Урок проходит в форме деловой игры «Заседание редакционного совета».

Редколлегиям отдела писем, отдела информации, отдела новостей предстоит подготовить к выпуску очередной номер газеты «Глагол».

Отделы прошу приступить к работе. (Звук металлофона).


2. Практическая работа по закреплению ранее изученного материала.

А). Работа по первым двум рубрикам:

* Что обозначает?

* На какой вопрос отвечает?

Учитель: Работников всех отделов прошу пододвинуть к себе карточку №1. (проецируется на доску через документ камеру)

Карточка №1.

Здравствуйте, уважаемая редакция газеты «Глагол». Хочу рассказать вам о своем друге. Он очень не любит ленивых. Сам он трудится целый день и все волнуется: успеет ли _________, __________, _________ . Пусть все знают, какой у меня друг!


Отдел писем

На имя вашего отдела пришло письмо, но некоторые глаголы написаны неразборчиво. Отредактируйте письмо. ( проецируется текст на доску через документ камеру)

Задание: Вставьте нужные по смыслу глаголы, в которых есть безударная гласная в приставке.

Отдел информации

Вы даете в номер статью с фразеологическими сочетаниями. Объясните читателям, что они обозначают.

Задание: ( проецируется на доску)

Заменить фразеологизмы глаголами неопределенной формы.

Совать нос –

Бежать со всех ног –

Распускать руки –

Повесить голову –

Отдел новостей

Прочитайте глаголы с безударной гласной в корне, проверьте ударением.

Задание: Употребите глаголы правильно.

Мороз (щипать) щеки. Придет зима, (рассыпать) серебро по земле и деревьям. (Дремать) лес: ни звука.

Проверка выполненной отделами работы. Дополнения к ответу.

Вывод: Что такое глагол?

Б). Работа над третьей рубрикой (Звук металлофона).

Учитель: Работаем над следующей рубрикой: Постоянные признаки глагола.

* Какие постоянные признаки глагола вы знаете? (вид, спряжение) Проверяем работу.

Выводы:

* На какой вопрос отвечает глагол совершенного вида, несовершенного?

* Какие глаголы-исключения относятся ко 2-му спряжению? Запишите.

( смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, слышать, дышать, держать, гнать)

Задания группам: Подчеркните правильный ответ.


Тест.

1. Что называется спряжением глагола?

А). Изменение глагола по падежам.

Б). Изменение глагола по родам и числам.

В). Изменение глагола по лицам и числам.

2. Сколько спряжений у глагола?

А). Одно.

Б). Три.

В). Два.

3. Запишите ответ на вопрос: Зачем надо знать спряжение глагола?

Чтобы __________________________________________________

Дополнительное задание

Отдел новостей:

Знакомя читателей с новым для них понятием спряжение, вы работали с тестом. Ответьте сами на вопросы этого теста прежде, чем печатать его.

Отдел писем:

Ответьте на письма читателей, используя пословицы (допишите):

Что в других не люб . шь ____________________ (того и сам не делай).

Слова не сдерж . шь - ________________________ (честь потеряешь).

Задание:

Допишите пословицы. Укажите спряжение глаголов, в которых была пропущена буква.

Отдел информации: Ваш отдел рассказывает о путешествии двух друзей.

Однажды Саша и Наташа решали пойти на прогулку в лес. Пошли они, как вдруг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. И правда, после еды ребята повеселели и быстро находили дорогу домой.

Задание: Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением глагола.

Проверка выполненной работы каждым отделом. Дополнения учащимися других отделов.

Вывод о постоянных признаках глаголов (на доске)

В). Работа над четвертой рубрикой (Звук металлофона).

Учитель: Предлагаю отделам провести между собой эстафету.

- Какие глаголы относятся к схемам?


Прошу занять свои места.

Внимание! Группы получают карточки с глаголами и распределяют их.

1 группа 2 группа 3 группа

мечтать моросит наговорил

белеть рисует посветил

грустить живут помечтал

бежать строит подморозил

звать гладишь выучил

укрыть шумят затихал

носить пустишь поиграл

живешь любишь подбежал

светит дремлет осветил

огорчаться попросишь задрожал

мчаться погладишь изучаешь

охранять наступает

зазеленеть

Проверка.

Г). Работа над пятой рубрикой: Как изменяется глагол? (Звук металлофона).

Учитель: Начинаем обсуждать материал, который поместим в нашу рубрику: Как изменяется глагол?

Вывод: Как изменяются глаголы?

( По временам, в настоящем и будущем времени по лицам и числам; в прошедшем времени - по родам в единственном числе и числам).

Задание группам:

Отдел информации: Готовя статьи, вы добиваетесь, чтобы читатели сами делали выводы, сравнивали, анализировали. А сможете ли вы справиться с таким заданием?

Что общего в этих глаголах?

Работал, р . совал, г . стил, св . рил, см . трел, нах . дил, окружал.

Задание: Распределите глаголы на группы по орфограммам в корне. Подчеркните слова, в которых нет орфограммы.

Отдел новостей: Сообщите новости о глаголе при помощи таблицы. ( таблица проецируется на доску). Заставьте таблицу говорить, вписав необходимое.





петь

поет





заработает



Отдел писем: Ваши читатели с удовольствием вспоминают о летних каникулах. В одном из писем замените глагол 1-го лица единственного числа глаголом множественного числа.

Диктант.

Летом на каникулах я отдыхаю в деревне. Рано утром я иду в лес. Там собираю ягоды.

Закончи побудительным предложением.

Д). Работа над шестой рубрикой. (Звук металлофона).

Наши коллеги фотокорреспонденты подготовили для газеты фотоматериалы. А вашим отделам предстоит подготовить подписи к фотографиям (фотографии из жизни класса).




Проверка. Даем характеристику предложениям.

Вывод: Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: Новый номер газеты «Глагол» подготовлен к выпуску ( Звук металлофона).

Теперь нужно привлечь внимание к газете. Готовим рекламу.

Карточка:


Пользуясь планом, написанным на доске, составляем рекламу.

План:

1. Кому адресована газета? ( призыв, вопрос)

2. Почему ее необходимо прочитать?

3. О чем вы узнаете, прочитав газету «Глагол»?

Один человек записывает рекламу на магнитофон.

Рекламу анализируют учащиеся всех отделов.

Учитель: Ребята! Несмотря на все трудности, с которыми мы встретились при выполнении заданий, благодаря общим усилиям, газета наша готова. Давайте поздравим друг друга. Эта газета будет помогать нам с вами в познании непростой науки – русский язык.

5. Оценивание. Положительная оценка (качественная). Похвала.

6. Информация учащимся о домашнем задании, инструкция по его выполнению.