СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему: "Переходные и непереходные глаголы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Дать понятие о критериях переходности и непереходности глаголов.
  2. Научить различать переходные и непереходные глаголы.
  3. Научить использовать переходные и непереходные глаголы в устной и письменной речи.мм

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему: "Переходные и непереходные глаголы"»

МКОУ Мировская СОШ



Конспект урока по русскому языку

в 6 классе

«Переходные и непереходные глаголы»








Подготовила провела:

учитель русского языка и литературы

Антонина Ивановна Карамышева
















п. Алое Поле

2016 год



Урок русского языка в 6 классе на тему:

«Переходные и непереходные глаголы»

Класс: 6

Тема урока: «Переходные и непереходные глаголы».

Тип урока: объяснение нового материала.

Место в системе уроков: первый урок по теме «Переходные и непереходные глаголы».

Цели урока.

Образовательные:

  1. Дать понятие о критериях переходности и непереходности глаголов.

  2. Научить различать переходные и непереходные глаголы.

  3. Научить использовать переходные и непереходные глаголы в устной и письменной речи.

Развивающие:

  1. Формирование познавательного интереса к русскому языку к русскому языку на основе соединения теоретического материала с пониманием его практического применения, соединения грамматического материала с основами культуры речи.

  2. Формирование умственных, учебных действий:

Анализа и синтеза - при анализе правильности построения высказываний, при анализе опорной схемы устного ответа и алгоритма действия, при анализе правописания слов.

Сравнения – через сравнение критериев переходности и непереходности глагола.

Обобщения и систематизации – при составлении устных ответов, через запоминание критериев переходности глагола, постановку вопросов по изучаемой теме, формулирование выводов по данной теме.

  1. Развитие действий контроля и самоконтроля:

- пошаговый контроль при отработке правила с помощью опорной схемы;

- организация действий взаимоконтроля (работа в парах);

- выполнение упражнений на закрепление;

- формирование навыка различения переходных и непереходных глаголов.

4. Развитие сенсорной сферы:

- восприятия: слухового и зрительного;

- памяти: словесно-логической, эмоциональной, наглядно-образной, моторной, долговременной, оперативной;

- внимания: произвольного, непроизвольного, целенаправленного, организованного;

- воображения: воссоздающего, творческого.

5. Развития речи:

- обогащения и осложнение смысловых функций речи как основного инструмента обучения;

- развитие коммуникативных умений и навыков;

- обогащение словарного запаса учащихся;

- развитие монологической речи;

- расширение кругозора учащихся;

- овладение изобразительно-выразительными средствами языка.

6. Воспитательные:

- воспитание требовательности к себе: трудолюбия, дисциплинированности, добросовестности, ответственности;

- воспитание товарищества, гуманности, доброты и деликатности, способности к взаимовыручке;

- воспитание чувства долга, ответственности перед коллективом, чувства сопереживания, умения радоваться успехам других, максимальной работоспособности;

- воспитание бережного отношения к родному языку, патриотизма.


Оборудование: наглядное пособие – таблица схемы устного ответа.

Раздаточный материал: приложения к учебному материалу урока, личный лист самооценки учащихся.


Структура урока:

  1. Оргмомент.

  2. Психологическая подготовка к изучению новой темы.

  3. Сообщение темы, постановка целей и задач.

  4. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.

  5. Первичное закрепление знаний. Применение знаний на новом языковом материале.

  6. Пауза отдыха.

  7. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретённых знаний и умений.

  8. Подведение итогов урока.

  9. Задание на дом.

Диагностика ЗУН.

Знать критерии переходности глагола.

Уметь различать переходные и непереходные глаголы.

Уметь самостоятельно находить переходные и непереходные глаголы.

Уметь правильно употреблять переходные и непереходные глаголы в

устной и письменной речи.


Метод частично-поисковый (учащиеся приобретают новые знания,

оперируя имеющимися), параллельно использован репродуктивный

метод как вспомогательный, ориентированный на третью группу

учащихся.


Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Обоснование

I. Оргмомент

2 мин.

Явка на урок, готовность рабочих мест, санитарное состояние класса, настроение учеников. Эти вопросы учитель обязан не оставить без внимания.

Дежурные помогают решать на перемене организационные вопросы. Рапорт учителю о готовности класса начать учебную деятельность.


Мобилизация внимания школьников, создание мотивации к действиям на уроке.


II. Познавательная мотивация.

Психологическая подготовка к изучению новой темы

3 мин.


Учитель обращает внимание учащихся на следующие высказывания:

Его нет дома, пошёл гулять собаку.

Няня гуляет ребёнка только по будним дням.

- Возможно ли таким образом построить данные высказывания?

- Какие слова «режут» слух?

- Какие ошибки вы видите в употреблении глаголов?

- Как исправить эти ошибки?


- В данном случае правильность построения высказывания была нарушена, т. к говорящий пренебрёг одной из важнейших категорий глагола – категорией переходности, употребив в данной категории непереходные глаголы

Тема нашего урока: «Переходные и непереходные глаголы».

Цели урока: на уроке вы должны узнать о критериях переходности - непереходности глаголов, научиться различать переходные и непереходные глаголы, правильно употреблять винительный и родительный падежи; использовать данные знания, умения, навыки в учебной деятельности, в речевой практике, повторить ранее изученный грамматический материал.

Учащиеся работают с предложениями устно.


- Таким образом построить данные высказывания нельзя.

- Глаголы «гулять», «гуляет».

- Данные глаголы не сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога.




- Поставить существительное при глаголе в нужном падеже.










Учащиеся записывают в тетради тему урока.


Создание проблемной ситуации, установка на запоминание и практическое применение новых знаний.


III. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.

7 мин.


- Каково может быть значение данной темы в учебном материале раздела «Глагол»?



Работа с учебником. Наблюдения стр. 198, параграф 82.


Вопросно-ответная беседа.











- Что обозначают данные глаголы?














Наблюдения на стр. 199.

Выявление второго и третьего критериев переходности глаголов.

Высказывания с переходными глаголами могут быть утвердительными и отрицательными. Во втором случае перед глаголом ставится отрицательная частица НЕ. Что происходит с формой существительного? В каком падеже оно должно стоять при отрицании? Проанализируем примеры, сделаем вывод.

Часто в магазине мы можем слышать такие просьбы: «Взвесьте мне, пожалуйста, сахара! Отрежьте сыра!» Что значит форма родительного падежа сахара, сыра? Это значение родительного падежа носит название «родительной части».

Проанализируем примеры в учебнике, сделаем вывод.

Итак, назовём три критерия переходности глаголов.

Вернёмся к нашим предложениям. Сформулируем высказывания

Его нет дома, пошёл гулять с собакой.

Няня гуляет с ребёнком во дворе.

Глагол «гулять» - непереходный, т.к. не отвечает трём критериям переходности. Не может быть употреблён в значении переходного глагола.


- Знание этой темы поможет нам в умении, грамотно употребляя формы глагола, составлять высказывания и употреблять их в речи.

Учащиеся работают с текстом стихотворения «Мастер» Н.Саконской, выявляя глаголы, которые сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога, определяя, каким членом предложения является это существительное, выписывая словосочетания « гл. + сущ в вин. пад. без предл.».

Сложил (что?) пожитки (вин. п.)

приладил (что?) доску (вин. п.)

взял (что?) пилу (вин.п.)

отхватывать (что?) бруски (вин.п.)

ВЫВОД: данные глаголы сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога, обозначают действие, которое переходит или может переходить на другой предмет, название которого ставится в винительном падеже без предлога. Это первый критерий переходности.

Остальные глаголы являются непереходными.











Дополнение (существительное или местоимение при переходном глаголе может стоять в родительном падеже:

  1. при отрицании;







  1. при указании на часть предмета.





Глагол является переходным, во-первых, если при нём есть или может быть дополнение, выраженное сущ., мест., числ. в вин. п. без предлога;

во-вторых, если при таком глаголе есть отрицание и дополнение, выраженное сущ. или мест. в род. пад. без предлога;

в-третьих, если при таком глаголе дополнение, выраженное сущ. в род.п. без предлога, указывает на часть предмета.

Вводятся языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия. Анализируется формулировка понятия, данная в учебнике. Наблюдения проводятся на материале связных текстов.

IV. Первичное закрепление знаний. Применение новых знаний на новом языковом материале.

10 мин.


Выполнение аналитических упражнений, построение устных рассуждений. Упр.475 (выборочно)


Проверяя задание на доске, учащиеся сами оценивают ответ, задают дополнительные вопросы по изученной теме.

На доске работают два человека.

Класс получает усложнённое задание: самим подобрать дополнения, не пользуясь материалом для справок.

Дополнительное задание: составить простое предложение с одним из словосочетаний.

Данный этап позволяет выявить первичный уровень закрепления знаний, проверить умение учащихся логически рассуждать в соответствии с приобретёнными умениями различать переходные и непереходные глаголы.


V. Пауза отдыха.

1мин.



Учащиеся разминаются.


Проявление внимания к здоровью детей, их работоспособности.

VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретённых знаний и умений.

20 мин.


Работа с дидактическим материалом по данной теме. (Приложение к уроку)



Виды контроля и фиксации знаний:

  1. В парах взаимопроверка.

  2. Сигнальные карточки: справились – зелёная, не справились – красная.

  3. Ключ. Самопроверка.

  4. Ключ и сигнальные карточки.


  1. «Дополнения без управления». Подобрать к данным дополнениям глаголы, определить их переходность или непереходность.

3.«Сам себе редактор». Найдите и исправьте ошибки, допущенные при употреблении глаголов. Запиши предложения в исправленном виде.

2.«Ты узнаешь его по признакам…». Найдите по данным морфологическим признакам глаголы, подчеркните их как члены предложения. Выпишите в соответствии с каждой группой морфологических признаков.

4. Тестовые задания по вариантам.


Задания 1,2.3 разноуровневые

Овладение способами действия по правилу, алгоритмическими предписаниями, инструкциями. Выполнение аналитико-синтетических упражнений частично-поискового типа.

  1. Проверяется усвоение критериев переходности глагола.

  2. Проверяется усвоение умения выделять переходные и непереходные глаголы в предложениях; введение категории переходности и непереходности в ряд морфологических признаков глагола.

  3. Развитие речевых навыков учащихся, привитие норм правильной речи.

  4. Обобщение изученного . Итоговое закрепление приобретённых ЗУН.

Оформление знаний, полученных на уроке, в виде устных и письменных заданий, повторение алгоритмов действия по распознаванию понятия по применению правила.

Формулирование задач выполнения дифференцированных упражнений, сопутствующие комментарии.

VII. Подведение итогов урока.

3 мин.

- Какова была цель урока? Добились мы результатов? Что узнали, чему научились?

Учащиеся заполняют листы самооценки результативности деятельности на уроке.

Выводы, оценка деятельности

VIII. Задание на дом.

1 мин.


Комментарии, пояснения по выполнению домашнего задания

Задают уточняющие вопросы по домашнему заданию

Задание на конструирование собственного текста в письменной форме с включением изученного грамматического факта.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!