СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Конспект урока в 6 классе по теме "Переходные и непереходные глаголы"   применим как при изучении новой темы, так и при повторении темы "Глагол" в 9 и 10 классах и при подготовке к ЕГЭ в 11 классе.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка»

Урок русского языка в 6 классе.

Тема урока: Глаголы переходные и непереходные

Цели :

- дать понятие о переходности и непереходности глаголов, об употреблении при переходных глаголах дополнений в винительном и родителях падежах;

- дать понятие о возвратных глаголах.

Задачи:

- научить разграничивать эти понятия переходность и непереходность, определять переходные глаголов.

- учить предупреждать речевые ошибки


Предметные

Метапредметные

Личностные

 Познакомить учащихся с переходными и непереходными глаголами, научить различать их в тексте и использовать в речи;

уметь определять переходность глаголов, различать возвратные и невозвратные глаголы, правильно использовать глаголы в речи, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.



Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания текста-диалога, сжатия текста.

Формирование навыков обобщения и систематизации дидактического материала;

воспитывать внимательное отношение друг к другу, умение выслушивать своего товарища, быть культурным, воспитанным.


1 Целеполагание. ( Цели называют сами учащиеся). Учитель дополняет

2.Актуализация знаний

- С какими морфологическими признаками глагола вы уже знакомы?

- Какой признак не назвали?

- Почему?

3.Постановка учебной задачи:

А какие задачи мы должны поставить перед собой? (Называют сами учащиеся). Учитель дополняет.

4. Новый материал

Запишите два предложения.

  1. Мы с удовольствием посмотрели балет «Лебединое озеро».

  2. Чтение, прогулки и музыкальные уроки занимали Марью Кириловну.

Задания:

- выпишите словосочетания глагол+ существительное;

- в каком падеже стоят имена существительные в этих словосочетаниях?

- что общего у глаголов в этих словосочетаниях? (действие направлено на предмет);

-в каком падеже стоит существительные при глаголе?

Учитель.

Сегодня мы познакомимся с новым для вас явлением переходности и непереходности глаголов, научимся разграничивать эти понятия, определять переходность глаголов.

Действительно, действие, производимое одним предметом, переходит на другой предмет, поэтому такие глаголы и называются переходными. ПЕРЕХОДНЫЙ глагол всегда имеет при себе существительное или местоимение без предлога, которое не просто стоит в В.п., а является объектом того действия, которое называет глагол.

5. Работа по учебнику

- Рассмотрите задание для наблюдения стихотворение «Мастер» (стр. 109)

и выпишите выделенные глаголы вместе с существительными, которые относятся к глаголам.

- Скажите, в каких случаях дополнения при переходных глаголах могут употребляться в форме родительного падежа? (рассматриваем материал для наблюдения стр. 110)

- Так какие глаголы называются переходными?

Знакомство с возвратными глаголами ( упр. 530)

6. Физминутка  (Задача: способствовать сохранению здоровья учащихся)

Зарядка для глаз.

Упражнения выполняются сидя или стоя при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

- Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 – 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

- Свести глаза к переносице и задержать взор на счет 1 – 4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

- Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 – 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 – 6. Аналогичным образом проводятся другие упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 – 4 раза.

- Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 – 6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 – 6. повторить 4 – 5 раз.

7. Закрепление

- Записать слова маляр, штукатур, каменщик.

- Составить предложения с этими словами, используя переходные глаголы

8. Самостоятельная работа

Выберите переходные глаголы. (На столах раздаточный материал)
1.Сидеть, командовать, купаться, почистить, удерживать, убедиться, вспомнить, сделать, бороться, лежать, прийти, стучаться, определить.
2. Выберите непереходные глаголы
Поздравлять бабушку, бегать по стадиону, болеть гриппом, чувствовать обиду, прыгать на батуте, придумать головоломку, напевать песню, гордиться успехом, заниматься музыкой, вышивать узор.

3. Упражнение 528. Составить словосочетания, ответив на вопросы.

9. Итоги урока

Учитель:

- Какие глаголы называются переходными?

- От чего может зависеть переходность глаголов?

- Как соотносятся категории переходности и возвратности?

10. Рефлексия учащихся (методика неоконченных предложений)

(Листочки розданы до урока)
Я вспомнил, что...

Вызвало затруднение...

Я узнал...

Было сложно...

Я понял...

Было интересно...

Особенно понравилось...

11. Домашнее задание. 1. Параграф 90, упр. 531 2.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!