СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 6 классе «Синтаксический и пунктуационный разбор предложений»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Синтаксический и пунктуационный разбор предложений"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 6 классе «Синтаксический и пунктуационный разбор предложений»»



13.09.17 год. Русский язык. 6 класс. (9 урок)

Тема урока: «Синтаксический и пунктуационный разбор предложений».

Планируемые результаты:

Личностные результаты: выразительное чтение поэтических текстов;

Метапредметные результаты:

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, проектировать траектории развития через

включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования простого предложения с однородными членами и обращениями

Предметные результаты: определять количество грамматических основ в сложном предложении; различать союзные и бессоюзные сложные предложения; находить границы частей в сложном предложении; определять место постановки запятой между простыми предложениями в составе сложного, составлять схемы сложных предложений.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. Т.А.Ладыженской, ноутбук, проектор, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал.



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

Приветствие; проверка готовности к уроку, организует внимание

Готовят рабочее место

2. Актуализация опорных знаний

1. Проверка д/з

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)


2. Работа у доски

Записать слова под диктовку (один ученик вызывается к доске)

- Верите ли вы, что предложения по эмоциональной окраске бывают восклицательные и невосклицательные? (да)

- Верите ли вы, что предложения по цели высказывания бывают распространённые и нераспространённые? (нет) А какие они бывают? (повествовательные, побудительные, вопросительные)

- Верите ли вы, что в  простых предложениях одна грамматическая основа, а в сложных – две и более грамматических основ? (да)

- Верите ли вы, что дополнение, обстоятельство и определение – это главные члены предложения? (нет) А какие члены предложения являются главными? (подлежащее и сказуемое)

- Верите ли вы, что обращение- это слово, называющее того, к кому обращаются с речью? (да)

- Верите ли вы, что между однородными членами предложения запятая не ставится? (и да, и нет) Почему?



3. Фронтальный опрос

Задает вопросы:

-Ребята, скажите мне, пожалуйста, а на какую тему я вам задавала вопросы? (предложение)

-Какой раздел науки о языке изучает предложение? (Синтаксис)

-А вы знаете, ребята, как называется разбор предложения по членам?

-Чему мы должны научиться на уроке? (Синтаксическому разбору простого предложения.)


4. Индивидуальная работа по карточкам

Учитель раздает карточки обучающимся (данный этап работы происходит в то же время, что и фронтальный опрос).

Карточка 1.

Синтаксический разбор предложения.

 Серый воробей купался в пыли.


Карточка 2

Вставить буквы, поставить ударение.

Тр..мвай, п..суда, т..пор, М..сква, адр..с, в..рота, ..гурец

               

Карточка 3

Составить предложение из данных слов.

Вера, бегут, на, Коля, купаться, речку, и


Карточка 4

Подчеркнуть грамматическую основу. Определить вид предложения. Построить схемы.

а) Коля рисует самолет.

б) Котёнок широко открыл рот и жалобно мяукал.

в) Вера пишет письмо, а Серёжа решает задачу.

Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р



Быстров К.


Определяют правильность высказывания и в соответствии с этим ставят «да» или «нет»


Выполняют самостоятельную работу, проверяют по

ключу: да, нет, да, нет, да, и да и нет











Отвечают на вопросы, пытаются сформулировать тему и цель урока










Щиров А., Сафронийчук Н




Тостухин Н., Макухин С.



Быстров К.




Картамышев Ю.

3. Постановка цели и темы урока.

Изучение нового материала

Ставит перед учащимися проблему.

Записать предложения, расставить знаки препинания

1.Солнце бросает теплые лучи и оживляет окрестность.

2.Прогремел гром и пошел дождь.



-Какой раздел науки о языке изучает строение предложений? (синтаксис)

-С каким разделом связан неразрывно? (пунктуацией)

-почему?

-Найти грамматические основы, объяснить постановку знаков препинания, составить схемы предложений;

-О каких предложениях мы говорили на предыдущем уроке? (о простых)

- Итак, ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока. Какие цели вы перед собой сегодня поставите?

Запишите тему сегодняшнего урока.


Устная разминка.

Называет предложения. Если услышали сложносочиненное предложение, поднимают правую руку, если сложноподчиненное - левую.

1. Вверху по краю оврага шумели от ветра вербы, а внизу переливался мелкий ручей.

2.Я заметил, что вдалеке стали появляться крыши домов.

3.Снег еще лежал сугробами в лесах, но на полях уже виднелась черная жирная земля.

4.Сквозь странные звуки было слышно, как грохочет прибой.

5.Свинцовое небо простиралось над водой, и кучевые облака громоздились в небе.

- В последнем предложении встретился союз И. - - Какова его роль в предложении?



Анализируют данные предложения, объясняют, чем схожи предложения, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока.










Слушают учителя, анализируют предложения.

4. Первичное закрепление

Организует работу учащихся, консультирует их, осуществляет контроль за выполнением заданий.


Работа по учебнику.

Прочитать параграф 11 на странице 30. Устно разобрать план синтаксического разбора.



Выполнение упражнения 54

Ветер срывает одинокие листочки с деревьев свистит и гудит по ночам в трубах

- С чего начнем синтаксический разбор предложения? (с нахождения предикативной/грамматической основы)

-Почему?

- Подходит ли данное предложения для темы урока? Почему?

-Расставить и объяснить знаки препинания, построить схему, выделить и объяснить орфограммы;

Наступили холода все чаще по утрам лужицы покрываются хрупким ледком.
- По какому признаку можно разделить сложные предложения на группы? (Союзные и бессоюзные) 


Смотрят информацию в учебнике, выполняют задание, сравнивают с полученными знаниями.





Слушают учителя, анализируют предложения, отвечают на вопросы.

5. Физкультминутка

Организует смену деятельности.

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.)

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) 

Выполняют физкультминутку

6. Первичный контроль

Организует работу по применению новых знаний.


Работа в паре.

Запишите предложение, расставив знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу. Укажите, чем выражено подлежащее и сказуемое.

1.Проводник сказал что в лесу водятся медведи.
2.Прошла гроза и выглянуло солнышко.

3.Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.
4.Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

5.Здоровье дороже богатства.

6.Чистота - залог здоровья.

7.Здоровый сон – прекрасное самочувствие днём.

8.Хороший смех оздоравливает душу.

-Запишите получившиеся предложения и разберите синтаксически


Работа в группах.

Определить, в каких предложениях союз И соединяет части сложного предложения, а в каких – однородные члены предложения.

1.Меня разбудили какие-то шорохи за окном и чириканье воробья.

2. Выглянуло солнце и в рощах защебетали стайки щеглов.

3. Кот Мурзик как будто улыбается и усы его радостно топорщатся.

4. Накануне праздника мама сорвала в саду букет цветов и поставила его в воду.

5. В лагере можно найти много новых друзей и поэтому там очень весело.


Осуществляет контроль по изученному материалу.

Составить предложения по данным схемам.

1. [ - =, =, =].

2. [ - =], а [ = -].

3. [ - =], ( потому что = -).

4.[ - =], ( когда = -).

5. [ - =], и [ = -].

6.[ - =].

Выполнят задания самостоятельно, организуют взаимопроверку.

Обучающиеся делятся на пары и работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы.




7. Инф-я о д/з

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения д/р:

На выбор:

Параграф 11 выучить порядок синтаксического рабора.

- упр.53

- выписать из учебника литературы 5 предложений (простое, простое с однородными членами, сложное бессоюзное, сложносочиненное, сложноподчиненное, выделить грамматические основы, уметь объяснять знаки препинания)

Записывают д/р

8. Подведение итогов, рефлексия

Организует ситуацию итоговой рефлексии. Оценивает обучающихся, выставляет отметки

Рефлексия «Лестница успеха»

Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание по «Лестнице успеха:

Вы выбираете:

- красный цвет, если испытываете затруднение;

-жёлтый цвет, если усвоили новое знание, но затрудняетесь применить его на практике;

- зелёный цвет, если усвоили новое знание и научились применять его на практике.

Анализируют свою деятельность





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс