2. Актуализация опорных знаний | 1. Проверка д/з Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски) 2. Работа у доски. Орфографический диктант. Записать слова под диктовку (один ученик вызывается к доске) Касательная, прикоснуться, цыпленок, излагать, растительность, росток, пригореть, огарок, разыгралась, прибивать, преграда, аккомпанемент, перешел, винегрет, январский, предъюбилейный, скворечник, сошьём, лотерея. 3. Фронтальный опрос Задает вопросы: - Назовите стили литературного языка. Сколько их? - Назовите типы речи. Сколько их? Угадайте слово по лексическому значению. (1 ученик работает у доски, остальные в тетрадях) 1.Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания; (термос) 2.Начальный момент спортивного соревнования по преодолению какого-либо расстояния на скорость; (старт) 4.Красная строка, отступ в начале строки; (абзац) 5. Городская наземная электрическая железная дорога; (трамвай) 6.Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой; (акваланг) 7.Тот, кто любит свое Отчество, предан своему народу, Родине.( патриот) -Мы открыли наши ворота. И помог нам в этом наш словарный запас, какое название он имеет в русском языке? (лексикон) -А как называется раздел лингвистики, изучающий лексический состав языка? (лексикология) (гр. lexicos – словарный + logos -учение). - Как называется наука о языке? Лингвистика -Какие словари помогают определить значение слова? | Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р Щиров А. Слушаю слова, записывают их под диктовку, выделят морфемы у слов. Толстухин Н. Отвечают на вопросы учителя, записывают ответ в тетрадь. Отвечают на вопросы, пытаются сформулировать тему и цель урока |
3. Постановка цели и темы урока. Изучение нового материала | Ставит перед учащимися проблему. Записать данный текст в тетрадь, вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания. Возят почту к…рабли, сам…леты, п…езда, Мчат во все к…нцы з…мли: в степи, в горы, в г…рода. Почту в дальние районы дост…вляют2 п…чтальоны
- Вставьте буквы и знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы. - Найдите слова, которые служат для обозначения предметов, признаков, действий. - Определите лексическое значение слов "почта", "почтальон". С помощью толкового словаря выясните, эти слова однозначные или многозначные. Работа в группах. Замените цифры буквами, назовите тему нашего урока. а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, ё – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12, л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п – 17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33. Дана комбинация: 13, 6, 12, 19, 10, 12, 16, 13, 16, 4, 10, 33. Слово – Лексикология. - Итак, ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока. - А теперь поставьте цели для себя, которые вы должны будете реализовывать в ходе урока. Запишите тему сегодняшнего урока. | Анализируют данные предложения, объясняют, чем схожи предложения. Получают задание от учителя, работают в группе, заменяют цифры буквами, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока. |
4. Первичное закрепление | Организует работу учащихся, консультирует их, осуществляет контроль за выполнением заданий. - Как называется наука, изучающая словарный состав языка? (лексикология). - Как называются слова, пришедшие в русский язык из других языков? (заимствованные или иноязычные). - Слова, которые употребляются жителями только одной местности (диалектизмы). - Слова, употребляемые в речи людьми разных профессий (профессиональные). - Слова, вышедшие из живого употребления (устаревшие) (архаизмы). - Новые слова, появившиеся сравнительно недавно (неологизмы). - Словарный запас языка (лексика). - Словарный запас человека (лексикон). Работа по учебнику. Прочитать параграф 20 на странице 51. Устно разобрать теорию. Устно привести примеры всех лексических понятий, изучаемых в 5 классе.
Выполнение упражнения 92. Списать. При выборе пропущенных орфограмм в корнях слов учитывать лексическое значение слов.
Упражнение 93 – устно. Упражнение 94 – устно. | Смотрят информацию в учебнике, отвечают на вопросы, сравнивают с полученными знаниями. Слушают учителя, анализируют предложения, отвечают на вопросы. |
6. Первичный контроль | Организует работу по применению новых знаний. Работа в паре. Подберите к словам синонимы. Запишите их в тетрадях. Скупой- Блестеть- Большой- Метель- Волшебная- Монарх –
Вопросы. 1. Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (строчку, прошитую на машинке). 2. Какой бор никогда не имеет листвы? (бор - химический элемент, мединструмент). 3. Каким ключом нельзя открыть замок? (источник-ключ, музыкальный). 4. Всякий ли пар способен подниматься? (пар - пашня). 5. Всякий ли барабан музыкальный инструмент? (деталь). 6. У каких башмаков не бывает каблуков? (башмак для затормаживания вагонов). 7. Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (броненосец). 8. Какое коромысло летать может? (коромысло - род стрекоз). Осуществление контроля по изученному ранее материалу. Составить предложения по данным схемам. 1. [ - =, =, =]. 2. [ - =], а [ = -]. 3. [ - =], ( потому что = -). 4.[ - =], ( когда = -). 5. [ - =], и [ = -]. 6.[ - =]. | Выполнят задания самостоятельно, организуют взаимопроверку. Обучающиеся делятся на пары и работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы. |
8. Подведение итогов, рефлексия | Организует ситуацию итоговой рефлексии. Оценивает обучающихся, выставляет отметки Рефлексия «Лестница успеха» Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание по «Лестнице успеха: Вы выбираете: - красный цвет, если испытываете затруднение; -жёлтый цвет, если усвоили новое знание, но затрудняетесь применить его на практике; - зелёный цвет, если усвоили новое знание и научились применять его на практике. | Анализируют свою деятельность |