ТЕМА УРОКА: ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
«Причастие - «часть речи, причастная(т.е. близкая)
глаголу, в образе прилагательного».
(В.Даль)
1.ОРГМОМЕНТ.
2.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА,
На прошлом уроке мы завершили повторение имени прилагательного и глагола.
Сегодня мы познакомимся с новым понятием ПРИЧАСТИЕ.
-Назовите признаки мяча:
по форме- круглый;
по величине- маленький;
по материалу- резиновый, плюшевый, лохматый…
по назначению- теннисный.
-Какие части речи мы использовали для этого.(Прилагательные)
-Что можно сказать об этих именах прилагательных, какие признаки предмета- постоянные или временные- они называют? (Постоянные)
Б) Произведем) с мячом некоторые действия.
-Какие признаки приобретает мяч? Мяч какой?(Летящий, падающий, упавший, пойманный, катящийся, прыгающий…)Это признаки мяча по действию: падающий- падает(наст.вр.); летевший- летел(прош.вр.)
-Какие признаки мы называем- постоянные или временные?(Временные)
-А вот в будущем времени можно сказать- мяч падает(Какой мяч будет завтра?) Мы не можем назвать будущий признак.
-Почему?(Временный признак в будущем времени быть не может)
На экране появляется таблица
МЯЧ
Какой? | Какой? |
Круглый Желтый Маленький Резиновый Плюшевый Лохматый ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ | Падающий (от падать- сам падает) Летящий (от лететь – сам летит) Прыгающий (от прыгать- сам прыгает) Упавший(от упасть-сам упал) Пойманный (кто-то поймал) ПРИЧАСТИЯ |
-Обратите внимание, что прилагательные мы можем заменить симнонимом(антонимом)- прилагательным(желтый-рыжий), причастие мы можем заменить сочетанием «местоим.+ глагол», от которого образовано данное причастие (летящий- который летит).
В)Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным?
СДЕЛАЕМ ВЫВОД: причастие обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени; он не является постоянным.
На экране появляется таблица
Признаки прилагательного, глагола, причастия…
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | ГЛАГОЛ |
Обозначает признак предмета | Обозначает действие предмета |
ПРИЧАСТИЕ
Обозначает признак предмета по действию
ПРИЗНАКИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО | ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА |
1.Какой? 2.Род. 3.Число. 4.Изменяется по падежам 5.Имеет полную и краткую форму. 6.Согласуется с существительным. 7.В предложении -определение и сказуемое | 1.Что делать? и др. 2.Лицо. 3.Число. 4.Род. 5.Возвратность. 6.Время. 7.Пеходность. 8.Вид. 9.Наклонение. 10.В предложении -сказуемое. |
ПРИЗНАКИ ПРИЧАСТИЯ |
1.Какой? Что делающий? 7.Возвратность. 2.Род. 8.Вид. 3.Падеж. 9.Время(наст.и Прош.) 4.Полная и краткая формы. 10.Дейстствит. и страдат. 5.Число. 11.В предложении-определение 6.Согласуется с существительным. и сказуемое |
-СДЕЛАЕМ ВЫВОД:
1. Какую часть речи поясняет прилагательное? А причастие?(имя существительное)
2.Как изменяются прилагательные? Причастия? (Одинаково, по числам, падежам)
3.Послушайте вывод Петра Чеснокова: (На экране появляются слова)
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.
4.СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ: (Ученик у доски)
Морозы не могут сковать бушующую водную стихию.
-Какими частями речи выражены определения?
-Прочитаем эпиграфы к нашему уроку и объясним смысл каждой.
-Какую же «силу имени» прилагательного заключает в себе причастие?
-Какие признаки глагола имеет причастие?
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА:
- Откройте учебник на стр.24, прочитаем пар.№9.
- А теперь составьте рассказ о причастии по данному плану( План проецируется на экран)
НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ ЗАДАНИЯ:
- «ТРЕТЬЕ ЛИШНЕЕ»
-Подберите к прилагательным и причастиям, подходящие по смыслу существительные .Выделите суффиксы прилагательных и причастий.)
- Прочитайте отрывок из поэмы А.Твардовского «Василий Теркин» (Текст на экране):
Вспомним с нами отступавших,
Помолившихся за нас.
Воевавших год иль час,
Павших, без вести иль час,
Провожавших, вновь пропавших,
Нам попить воды подавших,
Помолившихся за нас.
-Найдите причастия и определите их роль в данном отрывке.
1.ПЕРВИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ.(Тесты)
2.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
(упр.№56+ проверка тестов.)
3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ТЕСТА И УРОКА.
4. Д/З