Анализ | Учитель | Ученики | Доска |
I. Организационный момент. | Вот опять звенит звонок, Начинается урок. Каждый хочет получать Только лишь отметку пять! - Ребята, закройте глаза, настойтесь и повторяйте за мной Я уже много знаю. Вокруг много неизвестного. Я хочу узнать больше! Я могу узнать больше! Я готов работать! - Откройте глаза. | | |
| II. Актуализация знаний (повторение орфограмм корня). 1)- Что называется корнем? - Как пишутся корни однокоренных слов? - Какие орфограммы корня вы знаете? - Как проверить букву безударного гласного в корне слова? - Как проверить букву парного согласного в корне слова? -Ребята, сейчас я вам буду называть слова с безударным гласным и парным согласным в корне слова. - Вам надо назвать проверочное слово и корень ВОДА ДОМА ЧИСТЮЛЯ ГРОЗА БЕГУН ШУБКА ЛЁД ТИХОНЯ МЯГКИЙ ПЕВЕЦ УЗКИЙ КОФЕЙНИК ЛОВЕЦ ШАПКА ПЕВЕЦ РЕЗКИЙ | -Общая часть всех родственных слов -Корни однокоренных слов пишутся одинаково - Буквы безударных гласных в корне - Буквы парных согласных в корне | |
Чистописание | 2) - Садитесь поудобнее. Открываем тетради и записываем число. сн зн рц стн здн рдц лнц | | грустно поздно сердце солнце |
Изучение новой темы | - Дети, прочитайте слова, которые написаны на доске. | | Прикреплены карточки Весть известие вестник известный известно
|
Создание П.С. (предъявление двух противоречивых фактов – в одних словах «т» произносится, в других нет). Применение приёма 1. Побуждение к осознанию противоречия
Побуждение к формулированию проблемы | - Что можете сказать об этих словах? Какие они? -Что интересного заметили?
- Какой возникает вопрос? - Как можно назвать согласные, которые не произносятся?
- И тема урока сегодня?
| - Эти слова однокоренные. - Но в одних «т» произносится, а в других нет (осознание противоречия)
- Почему в некоторых словах «т» не произносится? - Непроизносимые согласные (учебная проблема как тема) | Открываются только эти слова «Непроизносимые согласные» ТЕМА Непроизносимые согласные в корне слова |
Побуждение к
гипотезе.
Побуждение к проверке. Задание на формулирование темы | Ребята, выпишите эти слова в два столбика: в один - «т» произносится, другой - не произносится и выделите корень. - Итак, какие есть гипотезы? (догадки? предположения?)
- Так, вы с этим согласны? - Все слова второго столбика имеют приставку?
- Значит, дело не в приставке. - Какие еще есть идеи? - Где стоит непроизносимый согласный «т»? - Так. Как это проверить? - Как можно поработать со словами каждого столбика? - Делайте.
- Что же вы наблюдаете? - Стечение согласных - Так когда же согласный не произносится? Сделайте вывод. - Всё верно: из трех согласных звуков подряд средний не произносится. - Так значит какую же новую тему мы изучили? | Запись слов в два столбика - «Т» не произносится в словах с приставкой: известный, известно.(ошибочная гипотеза)
-(молчат) - Вестник без приставки, но «т» не произносится.(контраргумент) -(молчат)
- Вроде, между двумя согласными. (решающая гипотеза) -(молчат) - Надо подчеркнуть буквы, между которыми стоит «т» в каждом столбике. - (подчеркивают)
- Во всех словах второго столбика «т» стоит между согласными. В первом столбике этого нет.(аргумент)
- Согласный не произносится, когда стоит между двумя согласными.
-В корне слова. -Непроизносимые согласные в корне слова. | 1.весть известие 2.вестник известный известно |
| - А как проверить написание слов с непроизносимыми согласными? | -Нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот звук четко произносится. | |
| Поучимся находить непроизносимые согласные в корне слова. - Прочитайте слова. Спишите их в столбик. - Когда на уроке мы встречались с этими буквами? - - Сделайте вывод, какие согласные звуки не произносятся? |
-Подчеркните - Мы на чистописании встречались с буквами, которые обозначаю эти звуки. -Между двумя согласными? [д],[л],[т] | грустно [т] поздно [д] сердце [д] солнце [л] |
Задание на опору | - Давайте попробуем оформить это правило графически. - Между какими буквами стоит непроизносимый согласный? - Перечислите те звуки, которые не произносятся. | | Далее добавляются остальные части опоры и рисуются стрелочки
[д],[л],[т] с с с |
| Физминутка | | |
Новая проблема.Постановка проблемы | - Мы научились находить непроизносимые согласные в словах. - А зачем мы это делали? - Значит, какой вопрос еще мы должны исследовать? | -Чтобы правильно писать. -Как проверять непроизносимые согласные. | |
Поиск решения Вывод | - Я предлагаю выполнить задание. -На какой вопрос отвечают слова, написанные на доске? - Подберите однокоренные прилагательные. Запишите эти пары слов к себе в тетрадь. - Слова, какого столбика являются проверочными?
- Почему? - Что надо сделать, чтобы проверить непроизносимый согласный? - Прочитаем информацию в учебнике (с 118) | - На вопрос ЧТО? Это существительные. ( Делают)
- Слова первого столбика являются проверочными.
-Непроизносимый согласный четко слышится.
-Чтобы проверить непроизносимый согласный, нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы согласный слышался четко. | Звезда –звёздный Грусть - грустный Радость –радостный Счастье -счастливый |
| Составим алгоритм -Как же пользоваться таким правилом? Карточки с алгоритмом работы с этим правилом, но последовательность шагов в нём нарушена, установите в нём порядок. | | Произнеси слово Непроизносимый согласный … Однокоренное проверочное слово … Звук … произносится Пишем букву |
| - Давайте вернемся к словам и проверим из предыдущего задания. Допишите проверочные. грустно [т] поздно [д] сердце [д] солнце [л] | | сердце - седечко солнце - солнышко грустно - грусть поздно - опоздать |
Работа в парах | Из данных слов выберите слова с непроизносимой согласной и подчеркните их. Карточка для групповой работы Устный ошибка поздно грустный коллектив дежурный голова русский сказки устный завистник | | Устный ошибка поздно грустный коллектив дежурный голова русский сказки устный завистник |
Самостоятельная работа | 1.Поработайте самостоятельно. Запишите сначала проверочные слова, а потом проверяемые. Карточка индивидуальная звездное
прелестный
местный
радостный 2.Выполни упр 3 в учебнике стр 119 Запишите сначала проверочные слова, а потом проверяемые | | Звезда - звездное прелесть - прелестный место - местный 2.Доблесть – доблестный честь- честный опоздать - поздний область - областной |
| - Ребята, какую проблему (трудность) вы решали на уроке?
- Какое правило помогло нам решить эту проблему? - С каким словарным словом на новое правило мы познакомились? | Почему в однокоренных словах «т» произносится, а в других нет. + Надо подобрать однокоренное слово так, чтобы непроизносимая согласная четко слышалась. | |
Рефлексия | -Оцените свою работу по шкале. -Оцените работу всего класса. -Спасибо за урок. | | |