СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Второстепенные члены предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

Содержит материал к проведению урока по теме: “Второстепенные члены предложения. Дополнение ”.

      Пособие может быть использовано на уроках для изучения нового материала, повторения и обобщения знаний.

«Ключевые слова»

Дополнение, прямое и косвенное дополнение, второстепенные члены предложения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Второстепенные члены предложения"»

Громова Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

1 категория

Тема учебного занятия: " Второстепенные члены предложения. Дополнение ".

Русский язык, класс: 8а

Тип учебного занятия: изучение нового материала.

Образовательная технология: проблемно-ориентированная технология. Оборудование: видеопроектор; презентации. Цели учебного занятия: повторение основных сведений о второстепенных членах предложения, обобщение имеющихся знаний по дополнению, формирование умения определять способы выражения дополнений, определение прямых и косвенных дополнений. Задачи: провести работу над ошибками по теме прошлого урока, познакомить с темой «Второстепенные члены предложения. Дополнение». образовательная: научить видеть отличительные свойства второстепенных членов предложения от главных; научить определять каким членами предложения является та или иная словоформа; обратить внимание на трудные случаи выражения дополнения (отличать именительный падеж от Винительного, инфинитив дополнение от инфинитива сказуемого); воспитательная: формирование коммуникативных навыков у учащихся; формирование нравственных позиций учащихся; развивающая: развитие культуры речи, самостоятельности мышления, исследовательских умений. Оформление доски: Тема урока. Предложение для синтаксического разбора.


Этапы урока: 1.Организационный момент. 2.Анализ ошибок по результатам проверочной работы.

2.1 Фронтальный опрос. 3.Новая тема.

3.1 Изучение теории

3.2 Фронтальный опрос.

4.Закрепление материала. 5.Итог урока. 6.Домашнее задание.



Ход урока



1.Организационный момент. 2.Анализ ошибок по результатам проверочной работы. На пошлом уроке была проверочная работа на знание главных членов предложения, умение определять типы сказуемых, умение находить их в предложении и ставить тире между ними, где это необходимо. Рассмотрим самые характерные ошибки. Ученик, который не допустил ошибок, вызывается к доске сделать синтаксический разбор. Предложение заранее написано на доске:
И сегодня над широкой белой скатертью полей я простился с запоздалой вереницею гусей





Дома доделаем работу над ошибками, а теперь смотрим на доску, где ученик, не допустивший ошибок в проверочной работе, сделал полный синтаксический разбор предложения, находя не только главные, но и второстепенные члены предложения.

Ученик выразительно читает предложение и делает синтаксический разбор:


(Повестовательное, невосклицательное, простое, распространенное, потому что есть второстепенные члены). Слайд2.

Называет словосочетания, указывая способы подчинительной связи:

Все ли согласны с разбором, что вызывает сомнение?

Словарный диктант:

Посаже(нн, н)ый, стро…вший, стро…щий, сожже(н,нн)ый, гон…мый, перес…кавшийся, увлекшийся, увлекшись, управля…мый, та..щий, награжде(нн,н)ый. Слайд3

2.1 Фронтальный опрос:
- Итак, на прошлых уроках мы изучали главные члены предложения. Как вы думаете, чему противопоставляются они в предложении?
(Главные члены противопоставляются второстепенным членам). - Почему?
(Главные члены входят в грамматическую основу предложения). -А какую роль играют второстепенные члены предложения?
(Они распространяют предложение, делают его подробнее, насыщеннее). - Для чего мы их изучаем?
(Мы изучаем их для того, чтобы делать нашу речь красочнее, интереснее, разнообразнее). 3. Изучение новой темы:
1) А сейчас откроем тетради и запишем число, классная работа, тему урока. Цели нашего урока: Вспомнить виды второстепенных членов, их значения, к какому члену предложения относятся, основные способы выражения. Обобщить известные сведения о дополнении. Научиться определять: способы выражения дополнений; дополнения прямые и косвенные. Словарная работа. Слайд 4

Прежде чем перейти к новой теме параграфа №16 откроем учебник на странице 75, обратим внимание на словарные слова, которые нам будут нужны для работы. В тетради запишем их:

(Догадываются, что последние три – синонимы). Один ученик получает задание на дом: посмотреть в словаре лексическое значение слова «резолюция». Повторение. Слайд 5

- Итак, какие второстепенные члены предложения вы знаете?
(Все второстепенные члены предложения по своим грамматическим значениям делятся на дополнения, определения и обстоятельства). Слайд 6 - К какому члену предложения относится дополнение? Слайд 7
(Дополнение относится к сказуемому- глаголу или дополнению, выраженному существительным). Доказываем на примере предложения:
- К какому члену предложения относится обстоятельство?
(Обстоятельства относятся к сказуемым- глаголам).
- К какому члену предложения относится определение? Слайд 8
(Определения относятся к дополнениям, выраженным существительными или к подлежащим, выраженным существительными).
- Какими частями речи бывают чаще всего выражены второстепенные члены предложения? Слайд 9
(Обстоятельства – наречиями, определения – прилагательными и причастиями, дополнения – существительными). Вывод: мы вспомнили всё, что знали о второстепенных членах. Теперь мы обратимся к дополнению. Им мы займёмся подробно.

3.1. Изучение теории: чтение по учебнику стр. 75. 3.2. Фронтальный опрос:
- Какими частями речи выражаются дополнения? От каких членов предложения обычно зависят?
(Дополнения выражаются существительными или другими частями речи в значении существительных, а также неопределённой формой глагола и зависят от сказуемых или других членов предложения). Слайд 10

Обсуждение и запись в тетрадь  первых двух примеров словосочетаний с прямым дополнением. После этого оставляем две строки чистыми. Далее примеры косвенных дополнений. Узнаём новые сведения со страницы76 учебника (две минуты). Примеры презентации.

- Только ли в винительном падеже без предлога может стоять прямое дополнение?
(Прямое дополнение может стоять не только в винительном падеже без предлога, но и в родительном падеже, если обозначает часть предмета или стоит при переходном глаголе с отрицанием). Ребята записывают свои предложения, составленные со словосочетаниями прямых дополнений со стр.76.
Выводы. - Что нового вы узнали о дополнениях?
(Ребята говорят, что узнали о двух видах дополнений. Прямые дополнения выражены существительными в винительном падеже без предлога, а также существительными в родительном падеже, если обозначают часть предмета или стоят при переходном глаголе с НЕ. Косвенные дополнения выражены существительными в косвенных падежах). Слайд 11 4. Закрепление материала. Выполнение упражнения №163. Первое предложение  заранее записано на доске с обратной стороны. Его рассматриваем устно: разбираем и работаем над орфограммами.

 Далее пишем в тетрадях.

(Учащиеся называют и объясняют правописание выделенных орфограмм. Понесла - нёс, вперёд - впереди, пехота - пеший. Ура - здесь междометие в роли существительного). - Всегда ли прямое дополнение выражается именем существительным в винительном падеже без предлога?
(Нет,  не всегда. Прямые дополнения могут быть выраженыи существительными в родительном падеже, если они обозначают часть от целого, а также если они стоят при переходном глаголе с НЕ).

Выполнение упражнения №167. Задание по рядам. Самостоятельная работа по образцу, ученики обозначают тип дополнения. Затем читают вслух.

-Ребята, ещё раз посмотрите на схему. Все ли примеры прямых дополнений мы рассмотрели?
(Нет, не рассмотрели ещё примеры, когда прямое дополнение в форме родительного падежа стоит при переходном глаголе с НЕ). Этой части правила посвящено упражнение №168. Работа у доски.

Выводы: учащиеся сообщают, что нового они узнали о дополнениях. Трудные случаи определения форм падежей имён существительных - Иногда бывают затруднения в определении форм имён существительных, если форма винительного падежа дополнения, выраженного существительным, совпадает с формой именительного падежа подлежащего. Объяснение учителя:
- Запишем следующее предложение:

- Порядок слов прямой, подлежащее стоит на первом месте. А теперь изменим порядок слов на обратный.

Вывод: прежде, чем определить, где в предложении дополнение, нужно вдуматься в значение предложения, видеть порядок слов, чтобы не спутать формы винительного падежа дополнения с формой именительного падежа. Самостоятельная работа: далее весь класс, кроме ребят первой группы, делают самостоятельные пробные предложения №1 и №3 из упражнения №168.

Запись в тетрадях:

Учащиеся делают вывод, что в первом предложении прямой порядок слов, а в третьем – обратный, это и играет смыслоразличительную роль. Пока класс делал эту работу, ребята 1-й группы продумывают задание повышенной трудности к упражнению №164 и во 2-м предложении находят дополнение. Учитель контролирует и помогает  правильно задать вопрос к дополнению в случае затруднения.
Взаимопроверка: учитель диктует словосочетания. Задание: определить типы дополнений. После того, как работа проделана, учащиеся меняются тетрадями. Ребята проверяют работы, сравнивая с презентацией. Оценивание работы с комментариями. 5. Итог урока. 6. Домашнее задание (дифференцированное): Слайд 12 1 группа - №164 2), №165 1), 2)№ 166 5,6.
2 группа - №168 8), №167 4), №168 4), №170 1,2.
3 группа - №163 4),5), № 167 4) №168  3.
Выучит теоретические сведения о дополнении со страниц 75-76 учебника.

Слайд 13






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!