СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Деление на 3" ( УМК " Перспектива").

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме: "Деление на 3" ( УМК " Перспектива").

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Деление на 3" ( УМК " Перспектива").»

УРОК 10. Деление на 3 (с. 74—76)

      Цели урока:
      1) составить таблицу деления на 3; продолжить работу по раскрытию конкретного смысла действия деления; закрепить знание табличных случаев деления на 2; повторить таблицу умножения в пределах 20;
      2) совершенствовать навыки письма цифр, вычислительные навыки и умения решать задачи.

ХОД УРОКА

      1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Значит, начался урок.

      2. Чистописание. 
      Прописывание цифр 3 и 9 в тетрадях.
      3. Устный счет. 
      1) Устный счет в форме фронтального опроса.

3 · 3 
4 · 5 
2 · 5 
6 · 2 
3 · 6 

6 : 2
8 : 2
14 : 2
10 : 2
6 : 2

8 · 2 
5 · 3
7 · 2
2 · 9
2 · 4

      2) Игра «Кто быстрее». Детям раздаются карточки, на которых записано по 4 примера. Нужно как можно быстрее записать примеры на доске и решить их. Побеждает тот, кто быстрее и с меньшим числом ошибок выполнит задание.

7 + 9 
4 + 8 
15 – 8 – 3 
11 – 5 + 2 

16 – 7
14 – 6 
18 + 0 – 9
17 – 1 – 5

5 + 8
8 + 6
9 + 5 – 7
13 – 4 + 6

17 – 8
13 – 5 
16 – 8 – 0
9 + 3 – 6

      3) Упр. 1, с. 74 выполняется устно. Дети читают с места каждый пример и называют ответ.
      4. Работа с учебником. 
      Упр. 2—3, c. 74—75 учащиеся выполняют самостоятельно с последующей проверкой в классе.
      5. Физкультминутка. 
      6. Работа с учебником (продолжение).
      Упр. 4, с. 75. Опираясь на рисунок, учащиеся под руководством учителя рассматривают табличные случаи деления на 3 и записывают их в тетрадях.
      Упр. 5, с. 75 служит закреплению умений решать задачи на деление на равные части и иллюстрировать решение на схеме. 
      Учащиеся восстанавливают по неполной схеме канву проведенных рассуждений:
      — Сколько помидоров взяли сначала? (3 помидора.)
      — Что с ними сделали? (Их разложили по одному в каждую тарелку.)
      — Все ли помидоры разложили? (Нет.) Осталось помидоров больше или меньше, чем тарелок? (Больше.)
      — Что сделали дальше? (Из оставшихся помидоров взяли еще 3 помидора и разложили их по одному в каждую тарелку.)
      — Все ли помидоры разложили? (Нет.) Осталось помидоров больше или меньше, чем тарелок? (Больше.)
      — Что нужно сделать теперь? (Из оставшихся помидоров возьмем еще 3 помидора и разложим их по одному в каждую тарелку.)
      — Когда разложение будет закончено? (Если не останется ни одного помидора.)
      — Дополните схему. Сколько помидоров получилось в каждой тарелке? (4.)
      — Каким действием решили задачу? (Делением.) Запишите решение и ответ.
      Упр. 6—7, с. 75—76 выполняются устно в ходе фронтальной беседы.
      7. Физкультминутка. 
      8. Работа с учебником (продолжение).
      Упр. 8, с. 76. Один ученик решает у доски, остальные в тетрадях.
      Упр. 9—10, с. 76 можно предложить для работы дома.
      9. Итог урока. 
      — Чем мы с вами сегодня занимались, что показалось сложным?
      — Какие примеры мы должны выучить?

УРОК 11. Деление на 3 (с. 76—78)

      Цели урока:
      1) продолжить работу по раскрытию конкретного смысла действия деления; закрепить знание табличных случаев деления на 2 и на 3; повторить таблицу умножения в пределах 20;
      2) совершенствовать навыки письма цифр, вычислительные навыки и умения решать задачи.

ХОД УРОКА

      1. Организационный момент. 
      2. Чистописание. 
      Прописывание цифр 2 и 7 в тетрадях.
      3. Математический диктант. 
      — 9 увеличить на 5.
      — 15 уменьшить на 10.
      — На сколько 13 больше, чем 8?
      — На сколько 6 меньше, чем 12?
      — Найти произведение чисел 6 и 3.
      — Первое слагаемое 8, второе — 7. Найти сумму.
      — Первый множитель 4, второй — 5. Найти произведение.
      4. Работа с учебником. 
      Упр. 1, с. 77 учащиеся выполняют самостоятельно с последующей проверкой. Заметим, что отличие схематического рисунка к этому упражнению от рисунка в упр. 1, с. 75 состоит в том, что он иллюстрирует деление по содержанию, а не на равные части. Поэтому желательно, чтобы дети наряду с универсальным прочтением примера на деление, например 6 разделить на 3, понимали, что здесь можно было прочитать этот пример и так: «6 разделить по 3».
      Упр. 2—3, с. 77 служат закреплению умения дополнять и использовать схематические рисунки при решении задач на деление по содержанию и на равные части. Решения этих задач и ответы учащиеся записывают в тетрадях.
      5. Физкультминутка. 
      6. Работа с учебником (продолжение).
      Упр. 4, с. 77 можно выполнить устно в ходе фронтальной беседы с классом.
      Упр. 5, с. 77. Первые два столбика примеров учащиеся решают в тетрадях с комментированным управлением с места: «Пишу цифру 6, знак деления и цифру 3, оставляю клетку для знака сравнения, пишу дальше цифру 6, знак умножения и цифру 3. Считаю:6 : 3 = 2,  а 6 · 3 = 18. Сравниваю 2       Упр. 6, с. 78 служит подготовкой к введению понятия взаимно обратных задач.
      Упр. 7, с. 78 учащиеся могут выполнить самостоятельно с последующей проверкой. Все необходимые записи можно выполнить карандашом в учебнике.
      Упр. 8, c. 78 можно выполнить в классе при наличии времени.
      7. Итог урока.

УРОК 12. Урок повторения и самоконтроля (с. 78—79)

      Основная цель этого урока — проверить знание изученных табличных случаев умножения и деления, подготовить учащихся к контрольной работе № 3 и провести эту работу. Учитель вправе решить, какие задания из предложенных можно использовать для этой подготовки.

УРОК 13. Делимое. Делитель. Частное (с. 79—80)

      Цели урока:
      1) познакомить учащихся с новыми терминами — названиями компонентов и результата действия деления, а также с названием соответствующего выражения;
      2) продолжить работу по раскрытию конкретного смысла действия деления;
      3) совершенствовать навыки письма цифр.

ХОД УРОКА

      1. Организационный момент. 
      2. Чистописание. 
      Прописывание чисел 4 и 6.
      3. Устный счет в форме фронтального опроса.
      Запись на доске:

3 · 2 
4 · 3 
6 · 3 
9 · 2 
2 · 8 

18 : 2
9 : 3
8 : 2
12 : 3
15 : 3

2 · 5
3 : 3
6 : 3
5 · 4
7 · 2

      4. Работа над новым материалом. 
      — Прочитайте пример, записанный на доске. (10 : 2 = 5.)
      — Число, которое делят, называется делимым. (Учитель прикрепляет на доску карточку со словом «Делимое».)
      — Какое число является делимым в данном примере? (10.) (От числа 10 учитель проводит стрелку к карточке «Делимое».)
      — Число, на которое делят, называется делителем. (Учитель прикрепляет на доску карточку со словом «Делитель».)
      — Найдите делитель в данном примере. Какое это число? (2.) (Учитель соединяет стрелкой число 2 с карточкой «Делитель», а под карточкой «Делитель» записывает число 2.)
      — Число, которое получается в результате деления, называется частным. (Учитель прикрепляет на доску карточку со словом «Частное».)
      — Какое частное мы получили? (5.) (От числа 5 учитель проводит стрелку к карточке «Частное».)
      — Запомните, что и сам пример 10 : 2 также называют частным. (Учитель прикрепляет еще одну карточку со словом «Частное» и соединяет ее стрелкой с выражением 10 : 2.)
      Так на доске появляется следующая схема:

      Далее учитель обращает внимание учащихся на другие примеры, записанные на доске.
      — Прочитайте примеры, называя компоненты при делении.

8 : 2 
6 : 3

12 : 3 
14 : 2

9 : 3 
16 : 2

      — Выполните вычисления и назовите частное в каждом примере.
      5. Физкультминутка.

Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз — росой она умылась,
Два — изящно покружилась,
Три — нагнулась и присела,
На четыре полетела,
Над водой остановилась
И тихонько закружилась.

      (По ходу чтения стиха дети выполняют соответствующие движения.)
      6. Работа с учебником. 
      Упр. 1, с. 79. Учащиеся сначала устно выполняют вычисления, а потом читают пример так: «Делимое 8, делитель 2, частное равно 4».
      Упр. 2, с. 79 рекомендуется для фронтальной работы с классом.
      Упр. 3, с. 80 можно выполнить с комментированным управлением с места.
      Упр. 4—5, с. 80 выполняются устно. Желательно, чтобы учащиеся, проговаривая решение каждой задачи, использовали термины: делимое, делитель, частное.
      Упр. 8, с. 80. Учащиеся еще незнакомы с понятием длины ломаной, поэтому в задаче используется словосочетание «сумма длин всех звеньев ломаной». Разбор задачи желательно сопроводить схематическим рисунком. Это поможет учащимся легче установить взаимосвязи между данными величинами и искомым, а затем правильно выбрать нужное действие.

      7. Итог урока. 
      — Что нового мы сегодня узнали? Что вам показалось самым сложным? Назовите компоненты деления в примерах 18 : 6, 12 : 3, 15 : 5. Как называется результат деления?

УРОК 14. Делимое. Делитель. Частное (с. 81)

      Цели урока:
      1) закрепить знание названий компонентов и результата действия деления, умение использовать их при прочтении примеров; повторить изученные случаи табличного умножения и деления; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи;
      2) продолжить работу по раскрытию конкретного смысла действия деления;
      3) совершенствовать навыки письма цифр.

ХОД УРОКА

      1. Организационный момент. 
      2. Чистописание. 
      Прописывание цифр 5 и 0.
      3. Математический диктант. 
      — На сколько 10 больше, чем 5?
      — На сколько 2 меньше, чем 15?
      — 12 уменьшить на 3.
      — 8 увеличить на 7.
      — Найти произведение чисел 3 и 4.
      — Первое слагаемое 6, второе — 9. Найти сумму.
      — Уменьшаемое 18, вычитаемое 7. Найти разность.
      — Первый множитель 5, второй — 3. Найти произведение.
      4. Работа с учебником. 
      Упр. 1, с. 81. Это упражнение можно выполнить устно, а таблицу вынести на доску и в ходе фронтальной работы с классом записать ответы на доске.

      Упр. 2—3, с. 81 — работа у доски на оценку с комментированием выполняемых действий.
      5. Физкультминутка. 
      6. Работа с учебником (продолжение).
      Упр. 5, с. 81. Обе задачи решаются устно. Желательно, чтобы учащиеся, проговаривая решение каждой задачи, использовали термины: делимое, делитель, частное.
      Упр. 6, с. 81 учащиеся выполняют самостоятельно с последующей проверкой.
      Упр. 7, с. 81. Разбор задачи можно провести со всем классом, наметить план решения, а само решение и вычисления учащиеся выполняют самостоятельно. По окончании работа проверяется.
      Упр. 8, с. 81. Перед непосредственным выполнением этого задания с учащимися полезно выяснить, какой компонент неизвестен в каждом примере: первый множитель, делимое или уменьшаемое.
      Упр. 9, с. 81. На каждый вопрос этой задачи можно дать утвердительный ответ (см. рис.).

      7. Итог урока.

УРОКИ 15—18. Деление на 4. Деление на 5 (с. 82—87)

      На этих уроках рассматриваются табличные случаи деления на 4 и на 5. Работу по изучению нового материала можно организовать аналогично составлению таблицы деления на 3 (урок 10). 
      На втором уроке, посвященном работе с таблицей деления на 4, при выполнении упр. 1, с. 83 учащиеся впервые встречаются c заданиями на раскрытие взаимосвязей между действиями умножения и деления, выясняют способы проверки действия деления. 
      Особое внимание, как и прежде, отводится выработке умения моделировать с помощью рисунков конкретные ситуации деления по содержанию и на равные части.

УРОКИ 19—20. Порядок действий (с. 88—91)

      Основная цель этих уроков — научить детей правильно определять порядок действий при вычислении значений выражений без скобок. 
      Особо следует обратить внимание учащихся на случаи, когда выражение содержит действия разных ступеней. Для более эффективного усвоения учащимися правил порядка выполнения действий целесообразно чаще предлагать задания на составление числовых выражений определенной структуры, например, такие:
      «Заполните пропуски такими числами, чтобы записи стали верными:

 –  ·  = 2 
 +  :  = 10 
 :  +  = 7».

      Развивающая ценность этих упражнений весьма высока. При подборе требуемых чисел развивается математическая зоркость, от простого решения методом тыка дети учатся более осознанному подбору данных, отметая заведомо лишние пробы и проводя мысленный эксперимент, лучше усваивают табличные случаи.

УРОКИ 21—22. Деление на 6 (с. 91—94)

      На этих уроках учащиеся должны познакомиться с табличными случаями деления на 6. В целях преемственности работу по изучению нового материала можно организовать в том же плане, что и на уроках по изучению табличных случаев деления на 3, 4 и 5. На этом этапе важно, чтобы учащиеся не только понимали принцип составления таблиц деления, но и находили результаты деления, не ориентируясь на рисунок или предметные действия, а используя взаимосвязи между умножением и делением, умели выполнять проверку этих действий.

УРОК 23. Деление на 7, 8, 9 и 10 (с. 94—95)

      Цели урока: 
      1) познакомить учащихся с приемами деления на 7, 8, 9 и 10; научить использовать их в вычислениях; закрепить знание табличных случаев умножения и деления;
      2) совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи.

ХОД УРОКА

      1. Организационный момент. 
      2. Устный счет. 
      1) На доске прикреплены картинки, на которых изображены локомотив и вагончики с примерами.
      — Составьте поезд так, чтобы ответ предыдущего примера был равен первому числу следующего примера. Начинаем с примера на локомотиве.

      (Учащиеся решают примеры и составляют такую цепочку: 6 · 3 = 18, 18 : 2 = 9, 9 + 7 = 16, 16 : 4 = 4, 4 · 5 = 20, 20 – 8 = 12, 12 : 6 = 2, 2 · 7 = 14.)
      2) Замените, где возможно, суммы произведениями и вычислите.

3 + 3 + 3 
5 + 6 + 7 
1 + 1 + 1 + 1 + 1 
2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2

      3. Работа над новым материалом. 
      Упр. 1, с. 94. Это упражнение служит подготовкой к рассмотрению новых случаев деления на 7, 8, 9 и 10. Учащиеся сначала читают данный пример, называя компоненты и результат действия умножения, а затем составляют примеры на деление. Результат действия деления находить не требуется. Задание можно выполнить устно.
      Упр. 2, с. 94.
      — Рассмотрите рисунок а. Сколько всего столбцов с кубиками? (7 столбцов.) Одинаковое ли число кубиков в каждом столбце? (Да.) Сколько всего кубиков в верхней строчке? (7.) На сколько равных столбцов разделили? (На 7.) Сколько кубиков в каждом столбце? (1.) Как узнали? (7 : 7 = 1.)
      — Сколько кубиков в нижнем ряду? (14 кубиков.) 14 кубиков разделили на 7 рядов поровну. Сколько кубиков будет в каждом ряду? (2.) Как узнали? (14 : 7 = 2.)
      — Рассмотрите рисунок б. Сколько всего треугольников в верхней строчке? (8 треугольников.) Сколько столбцов? (8.) Как узнать, сколько треугольников в каждом столбце? (8 : 8 = 1.) Посмотрите на нижнюю строчку; что здесь особенного можно заметить? (Количество треугольников больше.) Во сколько раз число треугольников в нижней строчке больше, чем в верхней? (В 2 раза.) Сколько всего треугольников было в первой строчке? (8 треугольников.) Это число увеличилось в 2 раза. Как найти, сколько всего треугольников стало во второй строчке? (8 · 2.) Сколько получится? (16.) А как найдем, по скольку треугольников в каждом ряду, если всего 16 треугольников и 8 рядов? (16 : 8 = 2.)
      Аналогично проводится работа с рисунками в и г.
      4. Физкультминутка.

Мы становимся все выше,
Достаем руками крышу,
На два счета поднялись,
Три, четыре — руки вниз.

      5. Закрепление пройденного материала. 
      Упр. 3, с. 94 выполняется устно в ходе фронтальной беседы с учащимися. Необходимо для каждой задачи провести анализ условия, обратив внимание на раскрытие смысла ключевого слова «поровну» в зависимости от контекста задачи. Желательно в итоге беседы записать решение задачи на доске.
      Упр. 4, с. 95 имеет целью закрепить знание конкретного смысла действия деления и умение составлять задачу по выражению.
      Упр. 5, с. 95. Примеры первого столбика учащиеся решают у доски и в тетрадях.
      — Рассмотрите выражения, значения которых нужно сравнить. Что вы заметили? (Множители поменяли местами.) Сколько получим, если 8 умножим на 2? (16.) А сколько будет, если 2 умножить на 8? (Тоже 16.) Какой знак поставим между выражениями? (Равно.) Что особенного в этих произведениях? (Если при умножении поменять множители местами, то результат не изменится.)
      Задания второго столбика можно предложить в качестве домашней работы.
      Уnp. 6, с. 95 служит развитию беглости вычислений. Чтобы заметить в столбике пример с нужным ответом, следует воспользоваться выводами, которые были сделаны при выполнении упр. 2, с. 94.
      Упр. 7, с. 95. Указанный маршрут представляет замкнутую линию, которую легко можно начертить в тетради, приняв 1 шаг за 1 клетку.

      В итоге учащиеся убеждаются, что клад находится под старым дубом и никуда ходить не нужно было.
      6. Итог урока.

УРОК 24. Деление на 7, 8, 9 и 10 (с. 95—96)

      На этом уроке продолжается работа по изучению табличных случаев деления, связанных с делением на 7, 8, 9 и 10. Заметим, что на этом этапе по мере изучения всех табличных случаев полезно составить с учащимися сводную таблицу, в которой каждый столбик начинается со случая деления одинаковых чисел.

2 : 2 = 1
4 : 2 = 2
6 : 2 = 3
8 : 2 = 4
10 : 2 = 5
12 : 2 = 6
14 : 2 = 7
16 : 2 = 8
18 : 2 = 9
20 : 2 = 10

3 : 3 = 1
6 : 3 = 2
9 : 3 = 3
12 : 3 = 4
15 : 3 = 5
18 : 3 = 6

4 : 4 = 1
8 : 4 = 2
12 : 4 = 3
16 : 4 = 4
20 : 4 = 5

5 : 5 = 1
10 : 5 = 2
15 : 5 = 3
20 : 5 = 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 : 6 = 1
12 : 6 = 2
18 : 6 = 3

7 : 7 = 1
14 : 7 = 2

8 : 8 = 1
16 : 8 = 2

9 : 9 = 1
18 : 9 = 2

10 : 10 = 1
20 : 10 = 2

УРОК 25. Урок повторения и самоконтроля (с. 96—98)

      Цель урока — проверить знание табличных случаев умножения и деления, правил порядка выполнения действий в выражениях без скобок, умение решать простые задачи на деление по содержанию и на равные части, подготовить учащихся к контрольной работе № 4.



Следующий раздел



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!