Конспект урока по информатике в 9 классе
Тема: «Информационные ресурсы современного общества»
Цели урока:
Учащиеся получать начальные представления об информационных ресурсах современного общества, познакомятся с российскими информационными ресурсами.
Учащиеся научаться обобщать и систематизировать полученные знания.
Дидактический тип урока – изучение нового материала.
Оборудование:
- Учебник И. Семакин и др. «Информатика – базовый курс, 9 класс»,
- мультимедиа проектор,
- ЦОР: диск на платформе 1С: Образование 4. Школа – Оглавление учебника Семакин И. и др. «Информатика – базовый курс, 9 класс» – гл.7. Информационные технологии и общество - § 48 Информационные ресурсы современного общества – Информационные ресурсы современного общества.
Ход урока
Организационный момент.
- Сегодня познакомимся с информационными ресурсами современного общества, а также с российскими информационными ресурсами. Эти вопросы входят в раздел информатики «Социальная информатика».
Актуализация знаний.
Учащимся предлагается выполнить компетентностно-ориетированное задание (информационная компетентность, аспект – первичная обработка информации, 1 уровень), структура и содержание которого представлены ниже, затем предлагается поменяться карточкой с соседом по парте и проверить правильность выполнения.
Стимул: Данный вопрос присутствует в экзаменационных билетах.
Задачная формулировка: Рассмотри таблицу. Соотнеси предложения и запиши полученное соответствие, к одной форме можно отнести несколько технологий. Например, 1А, 2АГ.
Бланк для выполнения задания:
Формы использования ИКТ | Информационно-компьютерные технологии |
1. Технологии подготовки документов | А. Электронные учебники. |
2. Управление предприятием | Б. Системы автоматизированного проектирования. |
3. Проектная деятельность | В. Электронные таблицы. |
4. Геоинформационные системы | Г. Коммуникационная технология Intranet. |
5. Образование | Д. Текстовые процессоры. |
| Е. Дистанционное образование. |
| Ж. Информационные базы данных, привязанные к карте местности. |
| З. Автоматизированные системы управления. |
| И. Бухгалтерские системы. |
Модельный ответ: 1ВДИ, 2ГЗ, 3Б, 4Ж, 5АЕ.
Инструмент взаимопроверки:
Успешно справился с заданием – 2 б.
Задание выполнено с ошибками – 1 б.
Задание не выполнено – 0 б.
Изложения нового материала с использование ЦОР диск на платформе 1С: Образование 4. Школа
Ресурс – это запас или источник некоторых средств. Всякое общество имеет определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности. Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные, сырьевые (природные), энергетические, трудовые, финансовые ресурсы. В дополнение к этому, одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы. К информационным ресурсам уместно отнести все научно-технические знания, произведения литературы и искусства.
Информационные ресурсы – это знания, идеи человечества и указания по их реализации, зафиксированные в любой форме, на любом носителе информации.
Информационными ресурсами (ИР) можно пользоваться многократно. Использование ИР влечет за собой создание новых ресурсов, в том числе и информационных. ИР тем быстрее растут, чем быстрее их расходуют.
Применительно к отдельному государству говорят о национальных информационных ресурсах.
Национальные информационные ресурсы включают:
Информационные ресурсы библиотечной сети России.
Информационные ресурсы Архивного фонда РФ.
Государственная система научно-технической информации.
Информационные ресурсы отраслей материального производства.
Информационные ресурсы социальной сферы.
Закрепление нового материала.
После объяснения учащиеся выполняют компетентностно-ориетированное задание (информационная компетентность, аспект – первичная обработка информации, требование – самостоятельно задает простую структуру для первичной систематизации информации по одной теме, 2 уровень)
Стимул: Данный вопрос присутствует в экзаменационных билетах.
Задачная формулировка: Внимательно изучите источники. Составьте классификацию национальных информационных ресурсов на основании использования ИКТ. Представьте классификацию в виде схемы.
Источники:
ЦОР: диск на платформе 1С: Образование 4. Школа
У
чебник И. Семакин и др. «Информатика – базовый курс, 9 класс» Модельный ответ:
Инструмент проверки:
Задание выполнено полностью – 4 б.
В схему внесены 4 вида и их ИКТ – 3 б.
В схему внесены 3 вида и их ИКТ – 2 б.
В схему внесены 1-2 вида и их ИКТ – 1 б.
В схему внесены только виды НИР – 1 б.
Задание не выполнено – 0 б.
Подведения итогов урока.
По сумме баллов двух заданий ученик может получить следующие оценки:
6 баллов – оценка «5»
5 баллов – оценка «4»
4 – 3 балла – оценка «3»
менее 3 баллов – оценка «2»
Рефлексия
Класс делиться на 3 группы (по рядам). На доске представлены вопросы по материалу урока. Каждой группе необходимо подумать самому, обсудить в группе и устно ответить на 2 вопроса по выбору, причём ответы не должны повторять оппонентов.
Вопросы:
В чём основное отличие информационных ресурсов от материальных?
Перечислите основные виды национальных информационных ресурсов.
Назовите, какими видами информационных ресурсов вам приходится (или приходилось) пользоваться.
Сегодня на уроке, я узнал новое…
Мне на уроке понравилось…
Я хочу узнать, ещё…
Постановка домашнего задания. Учебник § 48. Создать презентацию на тему «Информационные ресурсы современного общества»
5