СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Информационные ресурсы современного общества"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Информационные ресурсы современного общества" для учащихся 9 класса по программе И. Семакина и др. из раздела базового курса информатики «Социальная информатика». Урок изучения нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Информационные ресурсы современного общества"»

Конспект урока по информатике в 9 классе

Тема: «Информационные ресурсы современного общества»

Цели урока:

  • Учащиеся получать начальные представления об информационных ресурсах современного общества, познакомятся с российскими информационными ресурсами.

  • Учащиеся научаться обобщать и систематизировать полученные знания.

Дидактический тип урока – изучение нового материала.

Оборудование:

- Учебник И. Семакин и др. «Информатика – базовый курс, 9 класс»,

- мультимедиа проектор,

- ЦОР: диск на платформе 1С: Образование 4. Школа – Оглавление учебника Семакин И. и др. «Информатика – базовый курс, 9 класс» – гл.7. Информационные технологии и общество - § 48 Информационные ресурсы современного общества – Информационные ресурсы современного общества.


Ход урока


  1. Организационный момент.

- Сегодня познакомимся с информационными ресурсами современного общества, а также с российскими информационными ресурсами. Эти вопросы входят в раздел информатики «Социальная информатика».

  1. Актуализация знаний.

Учащимся предлагается выполнить компетентностно-ориетированное задание (информационная компетентность, аспект – первичная обработка информации, 1 уровень), структура и содержание которого представлены ниже, затем предлагается поменяться карточкой с соседом по парте и проверить правильность выполнения.

Стимул: Данный вопрос присутствует в экзаменационных билетах.

Задачная формулировка: Рассмотри таблицу. Соотнеси предложения и запиши полученное соответствие, к одной форме можно отнести несколько технологий. Например, 1А, 2АГ.


Бланк для выполнения задания:

Формы использования ИКТ

Информационно-компьютерные технологии

1. Технологии подготовки документов

А. Электронные учебники.

2. Управление предприятием

Б. Системы автоматизированного проектирования.

3. Проектная деятельность

В. Электронные таблицы.

4. Геоинформационные системы

Г. Коммуникационная технология Intranet.

5. Образование

Д. Текстовые процессоры.


Е. Дистанционное образование.


Ж. Информационные базы данных, привязанные к карте местности.


З. Автоматизированные системы управления.


И. Бухгалтерские системы.

Модельный ответ: 1ВДИ, 2ГЗ, 3Б, 4Ж, 5АЕ.

Инструмент взаимопроверки:

    1. Успешно справился с заданием – 2 б.

    2. Задание выполнено с ошибками – 1 б.

    3. Задание не выполнено – 0 б.


  1. Изложения нового материала с использование ЦОР диск на платформе 1С: Образование 4. Школа

Ресурс – это запас или источник некоторых средств. Всякое общество имеет определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности. Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные, сырьевые (природные), энергетические, трудовые, финансовые ресурсы. В дополнение к этому, одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы. К информационным ресурсам уместно отнести все научно-технические знания, произведения литературы и искусства.

Информационные ресурсы – это знания, идеи человечества и указания по их реализации, зафиксированные в любой форме, на любом носителе информации.

Информационными ресурсами (ИР) можно пользоваться многократно. Использование ИР влечет за собой создание новых ресурсов, в том числе и информационных. ИР тем быстрее растут, чем быстрее их расходуют.

Применительно к отдельному государству говорят о национальных информационных ресурсах.


Национальные информационные ресурсы включают:

  • Информационные ресурсы библиотечной сети России.

  • Информационные ресурсы Архивного фонда РФ.

  • Государственная система научно-технической информации.

  • Информационные ресурсы отраслей материального производства.

  • Информационные ресурсы социальной сферы.


  1. Закрепление нового материала.

После объяснения учащиеся выполняют компетентностно-ориетированное задание (информационная компетентность, аспект – первичная обработка информации, требование – самостоятельно задает простую структуру для первичной систематизации информации по одной теме, 2 уровень)

Стимул: Данный вопрос присутствует в экзаменационных билетах.


Задачная формулировка: Внимательно изучите источники. Составьте классификацию национальных информационных ресурсов на основании использования ИКТ. Представьте классификацию в виде схемы.

Источники:

  1. ЦОР: диск на платформе 1С: Образование 4. Школа

  2. Учебник И. Семакин и др. «Информатика – базовый курс, 9 класс» Модельный ответ:

Инструмент проверки:

    1. Задание выполнено полностью – 4 б.

    2. В схему внесены 4 вида и их ИКТ – 3 б.

    3. В схему внесены 3 вида и их ИКТ – 2 б.

    4. В схему внесены 1-2 вида и их ИКТ – 1 б.

    5. В схему внесены только виды НИР – 1 б.

    6. Задание не выполнено – 0 б.

  1. Подведения итогов урока.

По сумме баллов двух заданий ученик может получить следующие оценки:

6 баллов – оценка «5»

5 баллов – оценка «4»

4 – 3 балла – оценка «3»

менее 3 баллов – оценка «2»

  1. Рефлексия

Класс делиться на 3 группы (по рядам). На доске представлены вопросы по материалу урока. Каждой группе необходимо подумать самому, обсудить в группе и устно ответить на 2 вопроса по выбору, причём ответы не должны повторять оппонентов.

Вопросы:

  1. В чём основное отличие информационных ресурсов от материальных?

  2. Перечислите основные виды национальных информационных ресурсов.

  3. Назовите, какими видами информационных ресурсов вам приходится (или приходилось) пользоваться.

  4. Сегодня на уроке, я узнал новое…

  5. Мне на уроке понравилось…

  6. Я хочу узнать, ещё…


Постановка домашнего задания. Учебник § 48. Создать презентацию на тему «Информационные ресурсы современного общества»


5